kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практический семинар по теме самообразования «Активные методы и формы обучения для развития орфографической зоркости младшего школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практический семинар по теме самообразования «Активные методы и формы обучения для развития орфографической зоркости младшего школьника»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практический семинар по теме самообразования «Активные методы и формы обучения для развития орфографической зоркости младшего школьника»»

«Активные методы и формы обучения для развития орфографической зоркости младшего школьника»

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

 • провести теоретический анализ литературы по данной теме;

• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;

• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки,  а особая речевая деятельность. 
Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». 
Н.С. Рождественский 

1.Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом. Тема моего практического семинара : «Активные методы и формы обучения для развития орфографической зоркости младшего школьника»

Давайте начнём наш семинар с упражнения «Поделись добром». Прошу вас встать и повторять за мной.

Чтоб семинар наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони друг другу протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь

И друг другу улыбнитесь.(Выполнение упражнения).

. А также давайте « Поздороваемся глазами».
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. 

Давайте сейчас разделимся на группы

Я для вас приготовила вопросительные, восклицательные знаки и запятые, разберите, пожалуйста, кому что достанется…

Сейчас вам придётся сесть по группам

2.Эмоциональная рефлексия участников

Задание 1-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «вопросительный знак»?

Задание 2-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «запятая»?

Задание 3-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «восклицательный знак»?

Задания группам. Представьте, что вам, предстоит встретиться. У вас всего два вопроса, чтобы узнать побольше друг о друге. Что вы спросите?

Сегодня мне нужна будет ваша помощь. А чтобы наша работа была интересной и продуктивной, давайте познакомимся с условиями нашего семинара :

  • участвуй.

  • будь открыт и активен;

  • высказывай свою точку зрения в диалоге;

  • учись, делись опытом, твори, выдумывай, пробуй;

  • будь готов к совместному творчеству;

  • создай настроение радости и поддержки.

- Вы готовы принять данные условия? Как вы думаете, у нас получится?

Итак, все готовы к сотрудничеству.

Перед вами буквы.

- Какие мысли приходят вам в голову при виде этих букв? (а, о, е, и, я; б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с)

(- орфограммы корня; эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова)

- Правильно, эти буквы могут являться опасным местом в разных частях слова, в основных орфограммах начальной школы.

3.Работа в группах (перечислите их в группах)

-Какие орфограммы начальной школы, которые являются опасным местом в разных частях слова вы знаете?

Вы перечислили орфограммы , которые являются опасными ,я выделила Тринадцать основных в начальной школе

№п/п

Орфограмма

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

2

Звонкие и глухие согласные

3

Непроизносимые согласные

4

Разделительный ь

5

Разделительный ъ

6

Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок

7

Заглавная буква в именах собственных

8

Заглавная буква в начале предложения

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

10

ь на конце имен существительных после шипящих

11

Безударные окончания имен существительных

12

Правописание окончаний имен прилагательных -ого,

-его

13

Правописание безударных личных окончаний глаголов


Учителей начальных классов, и меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: (Я даю возможность высказаться группам) Да, действительно наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? (ответы участников) Очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.

Поэтому наиглавнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Поэтому в своей работе чаще всего я использую разные приемы , активные методы и формы. 

Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки и развивающих орфографическую зоркость, самоконтроль. Ещё методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. Все мы знаем роль зрительных, слуховых факторов. Рассмотрим их все по порядку

- Сейчас предлагаю просмотреть некоторые виды упражнений, способствующих формированию орфографической зоркости. 

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

 Списывание.

 Комментированное письмо.

Письмо с пропуском орфограмм

 Письмо по памяти.

 Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

  Диктант с постукиванием.


Становление и развитие орфографической зоркости может происходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребёнка данного возраста средствами. Таким средством стали рифмованные упражнения. В зависимости от роли, которую выполняют рифмованные упражнения, их можно разделить на четыре группы.Это  «Рифмовки - запоминалки» , «Рифмовки тренажёры», Рифмовки – контролёры», «Рифмовки – орфографические пятиминутки» 

Составить «Рифмовку- запоминалку» по любой орфограмме

1. «Рифмовки - запоминалки» служат для запоминания правописания тех или иных сочетаний, например, сочетание жи - ши

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

жирафы, мыши, и моржи,

машины, шины, камыши -

запомни слоги жи и ши

2. «Рифмовки – тренажёры» используются для чтения и письма орфографически насыщенного материала.

Тема «Большая буква в именах собственных». Я записываю рифмовку на доске с пропусками некоторых кличек, дети подбирают нужные клички животных самостоятельно или из «Слов для справок».

Кошка Маринка,

котёнок ….,

щенок Дружок,

цыплёнок….,

корова Бурёнка,

коза ….,

поросёнок Хрюша,

и бычок ….

Слова для справок: Пушок, Тишка, Найдёнка, Гаврюша.

3. Рифмовки – контролёры» служат средством контроля и самоконтроля. Тема «Сочетания ча-ща». На доске написаны рифмовки.

Чаща, чяйка, каланча

чящя, ча чя

роща, чаща и свечя

щя чящя ча

пищя, чайник, чяшки, чай -

ща чя ча чя

как напишешь? Отвечай!

Чя

Дети записывают в тетрадях правильные варианты, при выполнении индивидуального задания на доске ученик зачёркивает неправильное сочетание.

Чайка, каланчя

Чя ча

4. «Рифмовки – орфографические пятиминутки» развивают орфографическую зоркость. Читаются рифмовки с заданием: найти как можно больше орфограмм.

Булочка, чашка, чайник, чаек,

кошка Пушинка, конёк Воронок,

девочка Ира и мальчик Илья.

Сколько здесь правил нашли вы, друзья?

2.Перфокарты

Аналогичным образом ОЗ развивается при использовании   перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы.Такую работу можно записывать в таблице, включая дополнительное задание для повторения. Например: «Укажите безударные гласные в следующих словах и определите склонение:  сосна, дерево, площадь, лошадка, холод, осень, ладошка, озеро, по степи, снегирь».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

о

е

а

о

о

е

а

е

е

е

1скл.

2скл.

3скл.

1скл.

2скл.

4скл.

1скл.

2скл.

3скл.

2скл.

3. Упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости. 
Прочитайте три раза слова:
мама, дети, человек, брат, доброта, тетя, мужчина, ребенок
Слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:
• сколько букв в предпоследнем слове?
• сколько слов, состоящих из двух слогов?
• назовите третье слово;
• сколько слов заканчивается на гласный? согласный? 
• сколько слов заканчивается на букву «а»?

женского рода?
• сколько раз встретилась буква «в»?
• какие слова

Мы все страдаем от нехватки времени на уроке, поэтому стараюсь использовать каждую минуту, даже физкультминутки могут способствовать развитию орфографической зоркости. 
Например, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете. 
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК. 

Прием «Какография»

Очень полезно (только не часто) использовать такой прием как «какография» - исправление текста с допущенными ошибками. 
Непременным условием работы над такими упражнениями является коллективное исправление всех допущенных ошибок и объяснение правил правописания. После исправления следует ещё раз прочитать текст рифмовки и орфографически проговорить трудные для написания слова. 
Очень часто работаю по текстам И.Т. Федоренко: 
1) экспозиционное письмо с комментированием; 
2) экспозиция с композицией; 
3) композиционное письмо с взаимопроверкой; 
4) тематическое экспозиционное письмо; 
5) сюжетное экспозиционное письмо; 
Экспозиция с композицией – самый любимый вид работы у детей. Они даже на перемене с удовольствием проговаривают новые композиции. Заключается эта работа в следующем. 

Развивающие диктанты И.Т. Федоренко.



Предложения


Число букв


Время

экспозиции.




1

2

3

4

5

6



Набор № I
Тает снег.

Идет дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел.

Запели птицы.

Поле опустело.




8

9

10

11

11

12




4 сек.

4

5

5

5

6

  Предупредительный диктант

(учащиеся записывают текст полностью без изменений) 
При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста я обычно организую устную работу: ученики объясняют правила написания определенных орфограмм, имеющихся в словах. Например, диктую предложение: «По узкой лесной тропинке ребята вышли к маленькой избушке». 
Сосчитайте и запишите, сколько орфограмм в данном предложении? 
- Более десяти, большая буква в начале предложения; 
- предлог «по» пишется отдельно, проверяем – по (какой?) узкой; 
- в корне пишем «з», проверить – узенькая; 
- безударное окончание «ой», проверить вопросом - по какой?; 
- в слове «лесной» в корне слова пишем букву «е», проверить – лес; 
- в слове «тропинке» в корне пишем букву «о», проверить – тропы; 
- в слове «тропинке» безударное окончание «е»- 1 скл., дательный падеж; 
- в слове «ребята» пишем букву «е», непроверяемую ударением; 
- в глаголе «вышли» приставка «вы» пишется слитно; 
- предлог «к» пишется отдельно, проверить к (какой?) 
- в слове «маленькой» суффикс «еньк», нет суффикса «иньк» 
- окончание «ой», проверить вопросом – «какой?» 
- в слове «избушке» парный согласный «ш», проверить - избушечка; 
-окончание «е»- 1 скл., предложный падеж 
Только после того как ребята назовут все орфограммы, текст записывается под диктовку. 
Такие виды диктовок развивают слуховое восприятие текста, т.е. учащиеся учатся определять орфограмму на слух. А это очень ценно, так как потом развитое слуховое восприятие орфограмм помогает ученикам грамотно писать диктанты. 

Игра «Шифровальщик»

Задание. Прочитайте. Напишите предложения в соответствии с шифром, который указывает на количество слов с приставкой в предложении. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Озаглавьте текст. (Из) теплых кр…ев пр…летели п…р…летные птицы. Р…здаются красивые н…певы скворцов, жаворонков, п…р…пелок. Н…ступила в…сна. Они весело щебечут и прыгают (с) ветки (на) ветку. Шифр: 1 – 2 – 2 – 0.

Правильный вариант: Наступила весна. Из теплых краев прилетели перелетные птицы. Раздаются красивые напевы скворцов, жаворонков, перепелок. Они весело щебечут и прыгают с ветки на ветку. Осуществляемые мыслительные операции: анализ, установление последовательности, синтез. Таким образом, нетрадиционные упражнения ориентируют школьников на более внимательное отношение к языковому материалу, повышают их интерес к изучаемым на уроках русского языка темам, вносят разнообразие в учебный процесс. В целом делают процесс обучению русскому языку более ярким и эффективны.
Игра-шифровка «Нарисуй узор».

Всё, что мы повторили сейчас нам очень пригодится.

Я буду называть слова, если в слове есть слабая позиция парного согласного, вы это слово отмечаете определённым значком:

О- опасность на конце слова;

~ - опасность в середине слова;

! – опасности нет.  

-Если вы будете внимательными, помнить об опознавательных признаках парных согласных, у вас получится на листочках узор.

Учитель диктует слова: снег, голос, мышки, горка, дубки, пирог, гудок, травка, ягодный, узкий, город, дубок.

- Готово? А теперь в группах сравните получившиеся узоры. У кого получились одинаковые?

Самопроверка.

-Сравните свой узор с моим. У кого как у меня, ниже нарисуйте красный кружок.

О О ~ ! ~ О О ~ ! ~ О О

Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Светлячки». Чаще всего эту игру я использую при работе со словарными словами и безударными гласными проверяемыми ударением. На доске записываю слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под безударной гласной. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают слова и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные. 
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать 
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

Рефлексия «Пожелания локтями». (должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имя, сказать доброе слово друг другу).

За окном весна, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец?( высказывание мнений) “Всё в твоих руках”. Выскажите свое мнение по семинару.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тюлюмисова Алима Ильяшевна

Дата: 27.02.2020

Номер свидетельства: 541302


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства