Тема: Развитие слухового внимания и восприятия у младших школьников.
Цель: тренировать слуховое внимание и восприятие.
I. Организационный момент:
- Дети стоят в кругу. Звучит музыка, под музыку дети водят хоровод. Как музыка перестаёт звучать, дети останавливаются, выполняют задание. При хлопке в ладоши (2 раза «да») – руки сомкнуть в круг, при хлопке в ладоши (2 раза «нет») – руки разомкнуть.
- Учитель шёпотом называет детей по очереди, услышавший своё имя, садится на место («Максим, сядь!»).
II. Основной (ход занятия):
Работа в тетрадях.
1. Упражнение «ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА».
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово (котёнок) и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию (ребенок). Учитель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
Пень – день Горка – корка Банки - танки
Беседка – соседка Ручка - тучка
Мышка – крышка Замок - носок
Почка- бочка Матрёшка – картошка
2. Упражнение «НАЙДИ И НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО».
Учитель предлагает выделять и записывать только те слова, в которых есть заданные звуки.
звук "C":
Опять весна пришла на дачу. Ликует солнце. День подрос. И лишь одни сосульки плачут, Жалея зиму и мороз.
| звук "З"
- Заяц, заяц, чем ты занят? -Кочерыжку разгрызаю. -А чему ты заяц рад? - Рад, что зубы не болят.
|
3. Задача: подобрать слово в рифму
Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке …. (жук)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась …. (шишка)
Как то вечером две мышки
Унесли у Пети …. (книжки)
Пес козе принес букет,
Сытный будет ей …. (обед)
Динамическая пауза: при звоне бубна – дети бегут друг за другом на цыпочках, а при отстукивании бубном – дети идут, высоко поднимая ноги в коленях.
Занятие 1.
Тема: развитие слухового внимания и слухового восприятия
Цель: развитие слухового внимания и слухового восприятия на материале внеречевых
звуков
Оборудование: ш
4. Упражнение «Рифмовка».
Задача: закончи рифмовки, подобрав подходящее слово».
Предлагаются рифмовки:
ТА-ТА-ТА
В доме… (красота, темнота, 2 кота)
ТУ-ТУ-ТУ
Мы идем… (к мосту, к кусту, к коту)
ТЫ-ТЫ-ТЫ
Вижу я … (банты, листы, зонты)
ТИ-ТИ-ТИ
Можно в дом (войти, вползти)
ТО-ТО-ТО
Надену я (пальто, манто).
5. Упражнение «Угадай, кто зовёт?» (карточки: мяу, кря-кря, ква-ква и т.д.)
Водящему завязывают глаза, дети зовут его, произнося звуки животных. Задача водящего угадать, кто произнёс звук. Отгаданный - становится водящим.
6. Упражнение «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН».
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.
Слова по темам: кастрюля, чашка, ложка.
воробей, синица, ласточка
град, дождь, снег
вишня, сок, магазин
котлеты, пюре, салат.
7. Упражнение «Угадай слово».
Олень- груша- утка -ремень- енот- цыпленок (ОГУРЕЦ)
Слон – орех- лягушка –обезьяна – мотоцикл – арбуз (СОЛОМА)
Сундук – осёл – баклажан – аквариум – кактус – апельсин (СОБАКА)
Тяпка – улитка – часы – акварель (ТУЧА)
Холодец – огурец – машина – яблоко – кот (ХОМЯК).
III. Рефлексия.
- Итак, какую цель мы ставили с вами в начале занятия?
- Для чего необходимо тренировать слуховое внимание и восприятие?
- Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие?
- Что особенно понравилось?
- Какое задание было самым трудным?
Занятие окончено.