1 | Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока) |
| На доске записаны слова: Сережка, сережка, шарик, Шарик. — Прочитайте слова. Сравните. Чем похожи слова? (Одинаковые буквы, одинаковое написание.) — Чем они отличаются? (Одни слова написаны с заглавной буквы, другие —с строчной буквы.) — Чем они еще отличаются? (Значением.) — Сегодня на уроке мы поговорим о значении и случаях употребления заглавной буквы. |
2 | Чистописание, словарная работа. |
| — Спишите с доски следующие буквосочетания: лЛллЛлллЛлллл — Прочитайте загадку, спадайте. Спишите. Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.) |
| Составьте предложения. (Раньше люди писали только черными чернилами. Их делали из сажи и масла. Сейчас чернила делают из краски. Чернила бывают разного цвета.) — Что нового узнали из текста? — В современном русском языке слово чернила имеет значение «красящая жидкость для писания». Причем жидкость эта, как известно, бывает не только черного, но и синего, зеленого, красного фиолетового цвета. Значит, связь с корнем черн- только историческая, оставшаяся с тех времен, когда чернила делали из сажи были черными. Да и само слово чернила тоже, вероятно, скоро станет историческим. Во всяком случае, некоторые школьники в глаза не видели настоящих чернил. — Запишите полученные предложения. |
4 | Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. |
| |
| Упр. 251 - устно |
| Прочитаем правило на стр. 92 |
| Упр. 252 – комментированное письмо. |
5 | Работа по теме урока |
| Лингвистическое задание. - Найдите на слух одинаковые по звучанию слова, но разные написанию. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки на дворе. |
| |
6 | Динамическая пауза. |
| Дятел долбит старый сук: Тук-тук-тук и тук-тук-тук. Он стучать не устаёт, Клювом мошек достаёт. Замолчит на миг. И вдруг Снова слышим тук – тук – тук. |
| Закрепление изученного материала. Рифмованные упражнения. Таня, Ваня, Петя, Галя, Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей И Сережа, и Андрей! Никогда не забывайте, Имя буквой выделяйте! |
| Упр. 254 – устно. Упр. 253 - комментированное письмо. (Буратино, Белоснежка, Золушка) |
7 | Самостоятельная работа |
| На Доске записаны слова: Собака, Мурка, Рыжик, кошка, теленок, Дружок. — Разделите слова на две группы. (собака Мурка кошка Рыжик теленок Дружок) — Какие слова записали в первый столбик? (Названия животных) — С какой буквы пишутся названия животных? (Со строчной) — Какие слова записали во второй столбик? (клички животных.) — С какой буквы пишутся клички животных? (С заглавной.) — Подберите каждому названию животного свою кличку. (Собака Дружок, кошка Мурка, теленок Рыжик.) |
8 | Итог урока. |
| - Что нового вы узнали на уроке? |
| - Задайте друг другу вопросы по теме урока . |
| Запись под диктовку. Учитель Петр Ильич, мальчик Илья Яшин, кот Пушок, река Дунай, конь Гордый, юрод Киев, корова Ночка. - Подчеркните слова, которые написали с заглавной буквы. - Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
9 | Домашнее задание. |
| Упр. 256 |
10 | Рефлексия |
| |