Разработка урока по окружающему миру " Какие бывают растения?"
Разработка урока по окружающему миру " Какие бывают растения?"
формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); развивать мышление, воображение, речь детей; создать условия для формирования и развития основ экологической грамотности; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни, оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников и трав своего края; работать со схемами; будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру " Какие бывают растения?"»
Методическая разработка урока по окружающему миру
Тема: Какие бывают растения?
Цели: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения); развивать мышление, воображение, речь детей; создать условия для формирования и развития основ экологической грамотности; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни, оценивать эстетическое воздействие растений на человека.
Планируемые результаты: учащиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников и трав своего края; работать со схемами; будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.
Материально-техническое обеспечение: учебник Окружающий мир 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2 ч., А.А.Плешаков, М. « Просвещение», 2012 ( Школа России), Рабочая тетрадь в 2ч., компьютер учителя, презентация «Какие бывают растения?», иллюстрации.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
Тут затеи и задачи, игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний.
- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода?
- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?
- Почему загрязняется вода?
- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?
- Кто придумал свою загадку про воду?
- Кто приготовил фоторассказ на тему « Красота воды»?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
III.Самоопределение к деятельности.
Наш друг Муравьишка подготовил для вас загадки, постарайтесь их отгадать. (По ходу отгадок на магнитную доску выставляются картинки)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. ( Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)
Прочитайте все слова – отгадки (на доске под иллюстрациями): берёза, осина, дуб, ель, крапива, одуванчик, малина, смородина.
- Как можно назвать одним словом: это всё … (растения).
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (о растениях)
- Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Слайд 1. Какие бывают растения?)
- Что вы уже знаете по этой теме? ( У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть дикорастущие и декоративные растения. Деревья бывают хвойные и лиственные.)
- Что ещё хотели бы узнать? ( Ответы детей)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.
- Прочитайте в учебнике, что об этом говорит Муравьишка.
IV.Работа по теме урока. ( Слайд 2.Отправляемся в путешествие.)
1.Чтобы решить все задачи, которые мы поставили перед собой, отправимся в путешествие:
Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес...
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же?.. (Лес)
- Когда вы были в лесу, какие растения там видели? (ответы детей)
2. Знакомство с разнообразием растений. ( Слайд 3. Какие растения растут в лесу?)
- Рассмотрите еще раз изображение леса. Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой.
- Какие группы вы бы выделили? (Слайд 4, 5. На какие группы можно разделить растения?)
- Чем деревья отличаются от остальных растений? (Слайд 6.)
- У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.
- Чем ель отличается от остальных деревьев? (Слайд 7.)
( У ели иголки вместо листьев.)
- На какие же 2 группы можно разделить все деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные.)
- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? ( Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.)
- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными (Слайд 8).
- А как мы назовем одним словом эти растения (Слайд 9): шиповник, малина, орешник, смородина?
( Это кустарники. У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков.)
- Чем кустарники отличаются от деревьев? (Слайд 10)
- Вторая группа растений – это кустарники. Они тоже могут быть лиственными и хвойными. Приведите примеры.
-Ребята, а что растёт под деревьями и кустарниками? (травы) (Слайд 11.)
- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? (Слайд 12.) ( У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.)
- Давайте представим лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхней ступеньке? (деревья)
- Какие растения располагаются ниже? (кустарники)
- И на нижней ступеньке поселим … (травы). Учёныё называют такие ступеньки ярусами леса. (Слайд 13. Ярусы леса)
3. Работа по учебнику.
-Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.
Учащиеся читают вслух текст.
Физкультминутка
Всем ребяткам быстро встать будем вместе отдыхать.
- Мы пойдём все в лес густой.
Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)
Это дикая малина ( кустарник ниже - приседаем чуть , руки в стороны разводим)
Ну а это земляника ( относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)
Снова видим мы сосну.
А теперь орешник.
Это белая берёзка
Ну а это вот морошка.
Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок!
V. Продолжение работы по теме урока
1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Возьмите рабочие тетради и откройте их на стр.19. В задании №1 схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.
- Проверьте работу друг у друга.
Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.
2. Работа по учебнику .
- Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.
Деревья: клен, сосна.
Кустарники: калина, орешник.
Травы: одуванчик, репейник.
- Назовите их основные отличия.
3. Работа в тетради
В рабочей тетради в задании под №3 приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.
Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.
VI.Закрепление (Слайд14. Назови растение. К какой группе относится растение?)
-Ребята, а какую пользу приносят растения человеку? ( Выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают продукты питания, строительные материалы, лекарственные растения.)
- Как мы, люди, должны относиться к природе, растениям, если они нам так много дают?
-Давайте составим правила друзей природы. ( Слайд 15.)
1.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые вырастил человек.
2.Собирать лекарственные травы будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
3.В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
4.Находясь в природе нельзя ломать ветви деревьев и кустарников и вырезать на них надписи.
VI.Рефлексия. Д/у. « Найди свой дом». Высокий дом - для деревьев, пониже - для кустарников, низкий – для трав. У детей карточки с рисунком и названием растений.
VII. Подведение итогов.
- Мы познакомились с разными растениями. Можно ли отличить дерево от кустарника по высоте?
- По каким основным признакам можно отличить деревья от кустарников, кустарники от трав?
- Чем хвойные деревья отличаются от лиственных?
- Оцените свои достижения на уроке .
Самооценка с помощью « светофора»: зелёный: всё понятно; жёлтый: сомневаются, всё ли хорошо поняли, красный: материал не понят.
VIII. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь: с.20 задание №5.
Подготовить фоторассказ на тему « Красота растений» или сочинить рассказ « Что было бы, если бы на Земле исчезли растения?»