- Для достижения наших целей, нам надо распределиться на группы.
- Каждому из вас надо вытянуть карточку.
Учитель держит карточки, на которых с обратной стороны написаны слова: март, апрель, май. Учащиеся по-одному вытягивают карточки и распределяются в группы.
- На какие группы распределились?
- Почему? (Это название весенних месяцев.)
Назовите их по порядку.
Наша задача выяснить:
- Чем каждый месяц весны отличается друг от друга? Но для начала вы займёте свои места и ответите на первый вопрос:
- Как наши предки их называли и почему?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, составьте из букв алфавита их народное название.
На партах у учащихся лежат буквы алфавита. Учащиеся выбирают трёх человек, и они выполняют это задание у доски. А остальные члены команды получают следующее задание.
2) АМ презентации учебного материала. Методы: “Собери картинку”, “Кластер”.
Каждая группа получает пазлы.
Картинки - пазлы
1- я группа набухание почек; появление листьев, цветение растений,
3 - я группа появление насекомых; возвращение перелетных птиц; выведение потомства. Пробуждение от спячки, линька.
Задание: собрать картинку.
Под музыку дети у доски составляют название месяцев, а остальные собирают картинки.
Учащиеся в группах выполняют задание, затем представляют свою работу.
Проверяем.
1-я группа. Март - протальник.
2-я группа. Апрель - снегогон.
3-я группа. Май - травень.
- Почему так называют каждый месяц?
Март-протальник Слово «март» не русское. Оно пришло к нам из Византии. Первый месяц весны назван так по имени бога войны Марса.
Наши предки называли этот месяц «протальником» из-за быстрого таяния снегов и появления проталин. В марте сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и «капельником». В марте день с ночью меряются, равняются. 21 марта В В марте есть день, когда солнце на небе бывает ровно полсуток, 12 часов. Этот день называют весенним равноденствием.
Апрель.
Своё название месяц получил от латинского слова «аперире», что означает – открывать
Наши предки называли апрель «снегогоном».
За непостоянство погоды, её изменчивый характер «капризник», «обманщик».
На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.
ПОМНИ! Весной на водоёмах опасно ходить по льду. Подтаявший лёд может проломиться.От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем.
Май. Месяц май назван в честь мифической богини гор Майи, дочери Зевса.
Наши предки называли май «травником», «птичьим пересвистом», май – конец весны, преддверие лета. В мае ветер поёт, а земля надевает свой лучший наряд. Земля покрывается зелёным ковром.
ИТОГ: Три долга есть у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим МАРТ справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть – АПРЕЛЬ 30 дней только этим и занимается, третий долг – тёплую землю в зелень нарядить – достаётся МАЮ.
Проверяем “Кластер”.
- Что у вас получилось?
- Что изображено на ваших картинках?
- Что объединяет все картинки? (Изображено время года весна.)
- Докажите.
А для этого рассмотрите внимательно свои картинки и назовите характерные признаки весны.
Учащиеся выполняют задание, называют основные признаки весны, вывешивают эти признаки – картинки на доске в виде “Кластера”.
Образец
По каким признакам люди узнают весну?
Изменения в неживой природе.
- Сейчас мы поговорим об изменениях в неживой природе с приходом весны.
- Какие же изменения произошли в неживой природе?
1) –Что можно сказать о солнце?
( светит ярче, чем зимой, с каждым днём греет всё сильнее, гораздо выше поднимается над горизонтом, дни становятся длиннее.)
2) – Какое весной небо? Облака?
(Голубое, высокое. По небу плывут лёгкие облака, кучевые, похожие на клубы дыма, движутся быстро днём, а к вечеру исчезают. Когда же кучевые облака становятся тёмными, то скоро надо ожидать грозы.)
3) – Какие осадки выпадают весной?
(В марте- снег, в апреле- снег и дождь, в мае- дождь.)
4) – Что происходит весной с почвой?
( Почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от тающего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остаётся влажной.)
5) – Что происходит со снегом?
(Снег тает, в марте появляются проталины, а в апреле их становится всё больше и больше, в мае снега уже нет. )
6) – Что происходит с водоёмами?
( Лёд на водоёмах темнеет, покрывается трещинками, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход.)
- В это время опасно ходить по подтаявшему льду, так как он может проломиться. Река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется…(половодьем). Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.
ФИЗМИНУТКА.
За две недели до урока вы начали проводить самостоятельные исследования.
( на экране появляется слово «исследование»)
- Как вы понимаете, что это такое?
(исследование – это научный труд.)
- А кто же такой исследователь?
(Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием)
- Сегодня, ребята, пришло время поделиться своими исследованиями, наблюдениями.
За две недели до урока веточки деревьев поставили в баночки:
1) веточки с водой стояли в холодном месте;
2) веточки стояли в баночке без воды на подоконнике;
3) веточки стояли в баночке с водой на подоконнике.
4) веточки стояли в баночке с водой в тёмном шкафу.
3) Исследовательская работа.
- Теперь посмотрим на наши веточки, что с ними произошло за две недели.
Каждая группа рассматривает свои веточки, обсуждает, что произошло и делает выводы.
Представители от каждой группы демонстрируют свои веточки и делятся своими выводами с одноклассниками.
1-я группа. Веточки с водой стояли в холодном месте. Ничего не произошло, потому что там было холодно.
2-я группа. Веточки стояли в баночке без воды на подоконнике. Они засохли, потому что не было воды.
3-я группа. Веточки стояли в баночке с водой на подоконнике. На веточках начали распускаться почки, потому что есть вода, тепло и солнечный свет.
4 – я группа. Веточки стояли в баночке с водой, но в тёмном шкафу. Листики появились, но жёлтого цвета, а потом засохли
- Какой вывод можно сделать на основе нашего исследования?
- Что нужно, чтобы природа весной ожила?
(Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, и тогда природа оживает.)
Раскроем секрет волшебницы - Весны.
- Что помогает ей распускать листочки?
(Солнце, поднимаясь выше, сильнее нагревает, растапливает снег, наполняет водой землю.)
“Весна – утро года”.
- Как вы думаете, чем похожи утро и весна?
- Что происходит в природе утром?
- А что можно сказать о жизни людей утром?
- А что происходит в природе весной?
Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
- Как называют разные возрастные периоды в жизни человека?
(Детство, молодость, зрелость, старость)
- С каким временем года их можно сравнить?
- Откройте учебник на С.
- Внимательно рассмотрите картины художников и скажите:
- Что за время года изображено на них? И с каким периодом жизни человека ассоциируется?
Экологич. беседа.
- Как вы думаете, ребята, что люди весной называют ласково:
«Первая улыбка Весны?»
(«Первой улыбкой весны» люди называют первоцветы, раннецветущие растения)
СПРАВКА (дополнит. материал)
Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Подснежники, мать-и мачеха, одуванчики, ландыши – это первоцветы. Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.
Они Занесены в красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.
Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ Работа в группах по карточкам.
АМ рефлексии. Метод “Ромашка”.
Подведём итоги нашей работы. Поможет в этом нам:
ЛЕПЕСТОК карточка-задание.
Капитаны выбирают себе по лепестку и выполняют задание.
(индивидуальная работа по карточкам)
Фронтальная проверка.
- Ответили ли мы на главный вопрос урока?
- В чём главная причина весенних явлений?
- Все ли наши ожидания оправдались?
- Что осталось нерешённым?
На эти вопросы мы постараемся ответить на следующем уроке.
Д\З: Пусть Март подготовит нам сообщения о насекомых.
Апрель о птицах, а Май – о животных весной.
ИТОГ УРОКА
У вас на партах лежат лучики солнца и тучки.
- Если вы активно работали на уроке, помогали своим одноклассникам в решении поставленных задач и ваши ожидания оправдались, подарите весеннему солнышку лучик. Если ваши ожидания не оправдались, вы испытывали трудности на уроке, и они остались нерешёнными - прикрепите рядом с солнышком тучку.
- Кто может сказать, что подарил весеннему солнышку? Почему?
На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям ПОДАРИТЬ.
А я в свою очередь хочу вам выдать медальки
«За стремление к знаниям»!
«Вы талантливые, дети!
Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»