Тема: «Весна – утро года»
Цель: Познакомить учащихся с временем года – весна
Развивать речь, мышление, внимание.
Воспитывать интерес к предмету.
Тип: комбинированный
Методы: словесный, наглядный
Форма: индивидуальная, коллективная, фронтальная
Ход урока:
I. Орг. момент.
У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуюсь, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем, друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.
II Проверка домашнего задания.
III. Повторение.
- На уроках окружающего мира мы открываем перед собой всё многообразие природы.
Давайте вспомним, какая бывает природа?
(живая, неживая)
Но есть ещё предметы, сделанные руками человека.
Правила игры:
Если слышите название предмета живой природы – встаёте, поднимая руки вверх.
Если слышите название предмета неживой природы – присаживаетесь;
А если слышите название предмета, сделанного руками человека – хлопаете в ладоши.
Игра «Природа – не природа»
Дерево, дом, камни, ромашка, машина, сосульки, песок, бабочки, грибы, воздух, ложка, птицы, солнце, вода, люди, обувь, животные, насекомые.
III. Объявление темы урока(написана на доске и закрыта)
«Весна – утро года.»
И сегодня мы поговорим об изменениях, происходящих в неживой природе и об явлениях природы, связанных с этими изменениями.
Послушайте стихотворение Я.Акима и подумайте, какое название вы бы ему дали.
(Стихотворение читают дети)
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлёпает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
«Скоро, скоро быть теплу!»
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Тучи по небу пройдут,
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые.
V Работа по теме урока.
Итак, ваши варианты названия? Почему? Какие признаки весны вы услышали?
Сейчас мы вспомним название и порядок весенних месяцев:
Укажите порядок весенних месяцев
В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе.
Сейчас я покажу вам 3 картины знаменитых русских художников, а вы постарайтесь найти на них признаки наступления весны и подумайте, какой месяц по «народному» на них изображен
С помощью светофора выберите название.
О весне слагаются стихи, пишутся песни, художники создают картины. Давайте прослушаем отрывки из произведения Чайковского «Времена года»
Физ.минутка.
Правильно! Солнце дарит свет, тепло всей природе.
Давайте и мы с вами сейчас зарядимся его энергией.
Выйдите из – за парт,
Сложите руки над головой и глубоко вздохнув носом потянулись к солнышку, а потом выдох (3 раза)
Итак, действительно:
- Солнце
(Светит ярче, греет с каждым днём всё сильнее, дни становятся длиннее и наступает потепление)
Солнце выше, чем зимой;
Дни стали длиннее;
Потепление.
- Небо
(Голубое, высо¬кое, по нему плывут белые легкие облака.)
Небо высокое, голубое;
Облака белые, легкие.
- Какие осадки выпадают весной?
(В марте - снег, в апреле — снег и дождь, в мае — дождь.)
- Осадки
Осадки: снег, дождь.
Дождь с грозой
Что происходит с ней весной?! Почему?
– Почва. Водоёмы.
(Весной почва оттаивает, В ней накапливается много влаги от таящего снега. Постепенно почва на поверх¬ности подсыхает, а в глубине остается влажной.)
Оттаивание почвы.
Таяние снега.
Ледоход;
Половодье;
Нам встретилось слово ЛЕДОХОД, а что это такое?
(Лед на водоемах темне¬ет, покрывается трещинами, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход: лед раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают.)
С этим явлением природы мы с вами познакомимся подробнее.
V Первичное закрепление
Работа по учебнику
Стр 46 - 47»
-Чтение по абзацам,
Какими словами здесь описывается это явление?
ОБЖ
Хоть это и красиво, но следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т. к. он может подломиться. Очень опасны шалости на реке во время ледохода.
- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой?
А сейчас давайте посмотрим сюжет и просто полюбуемся на красоту весенней природы и послушаем звуки весны!
Демонстрация сюжета с диска «Общество. Приорда. Человек»
№ 4 - 2 (Таяние снега)
. Физкультминутка
VI Итог:
Какие чувства вызвал у вас наш урок?
Что больше всего произвело впечатление?
Что вы взяли нового для себя?
Ребята! Мы сегодня говорили о весенних изменениях в неживой природе.
Природа меняется каждую секунду, наблюдайте, любуйтесь, ловите каждый миг. Ведь у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать….
(Кассета «Служебный роман» - песня «У природы нет плохой погоды»)
Помните, что весной природа особенно беззащитна и нуждается в нашей помощи и защите. Многие весенние цветы занесены в Красную книгу. Именно весной запрещена охота на животных.
О них мы подробно поговорим на следующем уроке.
А сейчас давайте ещё раз вспомним признаки наступления весны.
VII Закрепление пройденного.
Выбрать номера правильных ответов и вписать в таблицу в порядке возрастания.
1.Листопад, Р
2. потепление, В
3. метель, О
4. ледоход, Е
5 отлёт перелётных птиц, К
6. половодье, С
7. увядание трав, И
9. таяние сне¬га, Н
10.первая гроза.А
Проверка
2 4 6 9 10
в е с н а