II. Актуализация знаний | Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг… (ПРИРОДА) - Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека) Послушайте аудиозапись. - Какую природу вы услышали? (Пение птиц, шум ручья) - Какая бывает природа? (живая и неживая) - Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек) - А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва) - Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, давайте немного поиграем: Если слышите названия предмета живой природы - поднимаем руки вверх, неживой природы – руки к плечам. Дерево, камни, ромашка, сосульки, дом, снег, бабочка, воздух, птицы, ложка, вода, люди, солнце, грибы, медведь, обувь, небо. - Какие слова вы не могли отнести ни к первой, ни ко второй группе? (Названия предметов, сделанные руками человека) | С помощью диалога учащиеся вспоминают и называют предметы живой и неживой природы. Обучающиеся в ходе игры выполняют определенные действия. |
III. Постановка учебной задачи | - Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. - Определите, какое время года на картине? (Весна и зима) - Можем ли мы сразу сказать, что все картинки относятся к ВЕСНЕ?(нет) Еще есть зимняя картина. - Чем различается зима от весны? - Определите тему урока. А подсказкой вам послужит стихотворение (А.Плещеев «Весна») - Сегодня я приглашаю вас в гости…, догадайтесь к кому. Тема урока: В гости к весне. - Какую цель перед собой поставим? (Уметь определять, какие явления весной происходят в живой и неживой природе?) - Мы пойдём в гости к весне, для того чтобы узнать…. 1) как изменяется погода с приходом весны, 2) какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны - Поможем нашему дорогому другу Муравьишке поставить учебные задачи урока? Используйте для этого слова на слайде: узнаем… познакомимся… (с весенними явлениями в живой и неживой природе) научимся… (рассказывать о своих наблюдениях) - Зачем мы будем говорить об этом? - Сегодня мы будем открывать для себя удивительные вещи, находить ответы на свои вопросы. - Вопросик очень хочет узнать, связаны ли между собой весенние явления в живой и неживой природе? (дети высказывают свои предположения) - Это проблемный вопрос нашего урока, на который мы с вами будем искать ответ. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, с помощью диалога определяют тему урока и ставят цель на урок. |
IV. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) | - Вы сказали, что на картинках изображена…(Весна и зима) Сравните два времени года. Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? (дети высказывают свои предположения) - А кто может назвать весенние месяцы? - Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах. Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад- Заглянул к нам месяц... (Март) - В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник. Март - весна света. Весной солнце поднимается над горизонтом выше, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Образуются проталины - участки земли, выглядывающие из-под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, начинается оттепель. Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называют капель. Это всё происходит в марте. Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель- В гости к нам пришёл ...(апрель) - Апрель — весна воды. Его в народе называют снегогон, водолей. - Как вы думаете, почему его так назвали? - Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде. - Следующая загадка: Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?... (Май) Май — это весна травы. - Май называют в народе цветень, травень. - Как вы думаете, почему его так назвали? Групповая работа - Сейчас мы поработаем в группах. Вы будете выступать в роли маленьких исследователей, тема заданий общая — весна. Но задания у каждой группы будут свои. - Прежде чем начать работать, вспомните правила работы в группе: Прочитать задание Обсудить в группе Распределить роли Если есть (?), задать его учителю - Как работать в группе: Выслушивать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; уметь распределять задания в группе; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу. - Весна приготовила нам задания (раздает конверты) Группы получают задания: 1 группа 1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе.(c. 86) 1.Солнце. 2.Небо 3. Снег и лед 4. Почва. 2 группа 1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе.(c. 87) 1) Что такое ледоход? 2) Что такое половодье? 3) Что такое проталины? 3 группа 1.Познакомьтесь с рассказом на с.88 и на карточке. Ответить на вопрос: какие изменения происходят в жизни растений? 4 группа 1.Познакомьтесь с информацией в учебнике на (c.89), с рассказом на карточке. Ответить на вопросы: 1) Что происходит в жизни птиц? 2) Что происходит с животными? 5 группа Выполните задание в рабочей тетради на с. 57 (вверху). Узнайте названия бабочек с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Пронумеруйте рисунки в соответствии со списком. Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку. Физминутка: 2 класс ходил, гулял За природой наблюдал: На солнце дети посмотрели И их лучики согрели. (Тянутся вверх) Рядом бабочка летала, (Машут руками) Вон лягушка проскакала. (Прыгают) Наклонились - вот травинка. (Наклонились) Летят птицы в вышине. (Тянут руки вверх) Отдохнули? Так присядьте. Возвращаемся к весне. Представитель от каждой группы защищает свою работу. Остальные оценивают правильность выполнения. 1 и 2 группа - Что такое ледоход? - Приходилось ли вам наблюдать ледоход? (просмотр видеозапись «Ледоход») Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска. - А почему весной опасно ходить по льду? - Что такое половодье? Когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки. - Когда рекам грозит половодье? (Май) - Почему сильное половодье бывает опасно для животных? - Во время половодья особенно страдают зайцы. Им спасение только на суше, поэтому они обречены на гибель, если не успели до неё добраться. - Что такое проталины? В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из–под снега. В апреле их становится все больше и больше. Вывод: - Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед). | Отгадывают загадку, по очереди комментируют, рассуждают, обосновывая свой выбор. Высказывают свои предположения. Работают в группах, извлекая необходимую информацию из текста. Выполняют физминутку. Сообщают новую информацию классу, устанавливая причинно-следственные связи, отвечают на вопросы учителя, делают выводы. |
V. Первичное закрепление (Создание учеб-ной ситуации) | Игра «Что лишнее?». - А теперь давайте поиграем и обобщим наши наблюдения. Выберите лишнее слово и обоснуйте свой ответ. 1.Март, июнь, апрель, май. 2.Капель, проталины, листопад, ледоход, оттепель. - Весна – это прекрасное время года! Это пробуждение природы. И сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. 3 группа Физминутка - А сейчас встаньте и присядьте все к полу, представив, будто вы цветочки. Лучи солнца посветили на вас, разбудили цветочки и они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, цветочки стали расти, расти, к солнышку потянулись. Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, а теперь раскройте их, похлопайте глазками солнышку. - Молодцы, какая приятная была музыка Петра Чайковского «Подснежник»! Это потому что пришла весна, стало тепло и радостно. Из-под снега появились первые весенние цветы-подснежники. - Ребята, как вы думаете, почему подснежник получил такое название? (Появился первым из-под снега) - Эти растения еще называют первоцветы или раннецветущие, потому что цветы появляются раньше, чем листья. - Один из самых ранних цветков – ветреница. Как вы считаете, от какого слова это растение получило своё название? Этот цветок появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру. - У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная (как мать). - У хохлатки цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки. - Посмотрите на следующий первоцвет. Это медуница. Все ли цветки одинакового окраса? У медуницы цветы постепенно меняют окраску. Сначала они розовые и красные (это сигнализирует о наличии нектара), потом синие и фиолетовые (нектара нет, и пчёлы к таким цветкам уже не летят). - Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту. В нашем крае многие первоцветы охраняются законом, занесены в Красную книгу, т.к. находятся на грани исчезновения. - Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения? - Дети, а кто знает, почему же подснежники зацветают так рано? (дети высказывают свои предположения) - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем учебники и прочитаем текст на стр.88, чтобы определить, чьё мнение было верным. - Ребята, а кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной прилетают перелётные птицы.) - Как меняется жизнь птиц и других животных с приходом весны? 4 группа - Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Март — время прилета грачей в Россию. От грачей мало отстают жаворонки и скворцы, трясогузки, журавли – в апреле, соловьи, ласточки – в мае. В народе говорят: «Трясогузка прилетает – хвостиком лёд разбивает». Трясогузки прилетают с зимовок в конце марта–начале апреля, когда лёд еще не сошёл, а малые реки у берегов освобождаются ото льда. - Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары) - А какую пользу приносят птицы? Грач – уничтожает в течение дня до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров; таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений, деревья от вредителей и приносят большую пользу человеку. - Оцените работу своей группы. Оцените свою работу. | Выполняют задание и самопроверку. Сообщают новую информацию классу, устанавливая причинно-следственные связи, отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Выполняют физминутку. Сообщают новую информацию классу, устанавливая причинно-следственные связи, отвечают на вопросы учителя, делают выводы. |
VII. Итог урока | - Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока. - Давайте вернемся к вопросу Муравьишки Вопросика? Связаны ли между собой весенние явления в живой и неживой природе? Как? Где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? — Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.) - Что нового узнали на уроке? - Что было для вас самым интересным на уроке? - Что было сложным? Вызвало затруднения? - Ребята, а что вас удивило в нашем путешествии? | |
VIII. Рефлексия | - Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира? Почему? - Оцените свою работу на уроке. (светофоры) - Какое настроение у вас сейчас? (светофоры) - Оценить вам свою работу на уроке помогут первоцветы. Ученики прикрепляют свои выбранные первоцветы на полянки (на партах в группах) ∙ Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие. (розовый) ∙ Я хорошо работал на уроке, но в следующий раз буду ещё активнее. (желтый) ∙ Я недоволен своей работой, в следующий раз обязательно добьюсь успеха.(белый) - Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок! | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Прикрепляют выбранные первоцветы на полянки.. |