kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока окружающего мира по теме: "В гости к весне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в форме путешествия в гости к Весне для того, чтобы сформировать у обучающихся представление о характере и признаках весны в неживой и живой природе на основе знаний детей, о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

       Начинается урок с игрового момента,  который настраивает обучающихся на работу. В ходе беседы обучающиеся определяют тему урока и формулируют задачи урока. Для активизации мышления обучающихся на уроке использую систему вопросов, создаю проблемную ситуацию. Проблемные вопросы, поставленные мной на уроке, помогают активизировать учебный процесс, носят не только познавательный, но и развивающий и воспитывающий характер. Успешность усвоения материала обучающимися проверяется во время дидактической игры и тестовых заданий с самопроверкой и взаимопроверкой ответов по эталону.  Использование компьютерных технологий на уроке дает возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. На уроке использую здоровьесберегающие технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира по теме: "В гости к весне"»


Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №2»

Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «Урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО»

Тема урока: «В гости к весне»


2 класс, УМК «Школа России»




Автор: Юдина Евгения Михайловна

Должность: учитель








Верхотурье, 2019



Работая по программе курса «Окружающий мир», стараюсь направить мысль детей на самостоятельное решение стоящих перед ними задач. Достигаю этого тем, что ставлю проблемные вопросы, организовываю поисковую деятельность, на уроках с ребятами мы наблюдаем, выполняем практические задания, работаем с контурными картами и обобщаем полученные результаты. 

Данный урок проводится в форме путешествия в гости к Весне для того, чтобы сформировать у обучающихся представление о характере и признаках весны в неживой и живой природе на основе знаний детей, о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.

Содержание, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока способствуют достижению образовательных целей урока, стимулируют познавательные интересы обучающихся. Используемые формы и методы на разных этапах урока позволяют в полной мере раскрывать способности каждого ребенка.

Начинается урок с игрового момента, который настраивает обучающихся на работу. В ходе беседы обучающиеся определяют тему урока и формулируют задачи урока. Для активизации мышления обучающихся на уроке использую систему вопросов, создаю проблемную ситуацию. Проблемные вопросы, поставленные мной на уроке, помогают активизировать учебный процесс, носят не только познавательный, но и развивающий и воспитывающий характер. Успешность усвоения материала обучающимися проверяется во время дидактической игры и тестовых заданий с самопроверкой и взаимопроверкой ответов по эталону. Использование компьютерных технологий на уроке дает возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. На уроке использую здоровьесберегающие технологии.















Технологическая карта урока

Тема:

В гости к весне

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме:

Шестой урок в разделе «Путешествия».

Цель урока:

Создание условий для формирования обобщения «явлений природы весной» и введения их в систему знаний.

Задачи урока:

1) Образовательные: дать представление о характере и признаках весны в неживой и живой природе на основе знаний детей, о весенних изменениях в жизни птиц и зверей; наблюдать за сходством и различием признаков зимы и весны.

  1. Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, в паре.

Основные термины и понятия темы:

Ледоход, половодье, проталины, первоцветы, раннецветущие растения.

Личностные УУД:

- формировать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Метапредметные УУД:


Познавательные УУД:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- освоить основы познавательной рефлексии;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные УУД:

- приводить примеры весенних изменений в неживой и живой природе;

- устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе;

- называть раннецветущие растения;

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Межпредметные связи:

Русский язык (развитие речи - составление рассказа), литературное чтение (работа с текстом учебника, слушание стихотворения А.Плещеева «Весна»), музыка (слушание музыкального произведения П.И.Чайковского «Подснежник»).

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Методы обучения: 

Системно - деятельностный подход, исследовательский.

Педагогические технологии:

Здоровьесберегающая технология, проблемно-диалогическая, ИКТ-технология, игровая.

Средства обучения:

Мультимедийная презентация к уроку; аудиозапись; видеозапись «Ледоход»; учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс; печатный материал; раздаточный материал: иллюстрации с изображением птиц; сигнальные карточки - кружки зеленого и красного цвета, конверты с заданием для групп, гостья урока - Весна (подготовленная ученица), цветы для рефлексии; карточки - творческие задания для внеурочной работы.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Самоопределе-ние к деятельности

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

С детства мы должны стремиться

Что-то новое узнать.

Все исследовать, конечно,

Чтобы в жизни применять!

- Улыбнитесь друг другу. Пожелайте крепкого здоровья, хорошего настроения и удачного дня! Пожелайте нашим гостям добра, любви и счастья! Садитесь.

- Какое настроение у вас сейчас? (светофоры)

- Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира.

Создание положительного настроя на учение, благоприятной эмоциональной атмосферы.







Показывают настроение с помощью светофора.

II. Актуализация знаний

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –

Это все вокруг… (ПРИРОДА)

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

Послушайте аудиозапись.

- Какую природу вы услышали? (Пение птиц, шум ручья)

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

- Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, давайте немного поиграем:

Если слышите названия предмета живой природы - поднимаем руки вверх, неживой природы – руки к плечам.

Дерево, камни, ромашка, сосульки, дом, снег, бабочка, воздух, птицы, ложка, вода, люди, солнце, грибы, медведь, обувь, небо.

- Какие слова вы не могли отнести ни к первой, ни ко второй группе? (Названия предметов, сделанные руками человека)

















С помощью диалога учащиеся вспоминают и называют предметы живой и неживой природы.



Обучающиеся в ходе игры выполняют определенные действия.

III. Постановка учебной задачи











- Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа.

- Определите, какое время года на картине? (Весна и зима)

- Можем ли мы сразу сказать, что все картинки относятся к ВЕСНЕ?(нет) Еще есть зимняя картина.

- Чем различается зима от весны?

- Определите тему урока. А подсказкой вам послужит стихотворение (А.Плещеев «Весна»)

- Сегодня я приглашаю вас в гости…, догадайтесь к кому.


Тема урока: В гости к весне.


- Какую цель перед собой поставим? (Уметь определять, какие явления весной происходят в живой и неживой природе?)

- Мы пойдём в гости к весне, для того чтобы узнать….

1) как изменяется погода с приходом весны,

2) какие изменения происходят в живой и неживой природе с приходом весны

- Поможем нашему дорогому другу Муравьишке поставить учебные задачи урока? Используйте для этого слова на слайде:

  • узнаем…

  • познакомимся… (с весенними явлениями в живой и неживой природе)

  • научимся… (рассказывать о своих наблюдениях)

- Зачем мы будем говорить об этом?

- Сегодня мы будем открывать для себя удивительные вещи, находить ответы на свои вопросы.


- Вопросик очень хочет узнать, связаны ли между собой весенние явления в живой и неживой природе?

(дети высказывают свои предположения)

- Это проблемный вопрос нашего урока, на который мы с вами будем искать ответ.











Обучающиеся отвечают на вопросы учи­теля, с помощью диалога определяют тему урока и ставят цель на урок.


IV. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

- Вы сказали, что на картинках изображена…(Весна и зима)

Сравните два времени года.

Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? (дети высказывают свои предположения)

- А кто может назвать весенние месяцы?

- Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад-

Заглянул к нам месяц...

(Март)

 - В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник. Март - весна света. Весной солнце поднимается над горизонтом выше, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Образуются проталины - участки земли, выглядывающие из-под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, начинается оттепель. Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называют капель. Это всё происходит в марте.

  • Следующая загадка:

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель-

В гости к нам пришёл ...(апрель)

- Апрель — весна воды. Его в народе называют снегогон, водолей.

- Как вы думаете, почему его так назвали?

- Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде.

- Следующая загадка:

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?... (Май) 

  Май — это весна травы.

- Май называют в народе цветень, травень.

- Как вы думаете, почему его так назвали?


Групповая работа

- Сейчас мы поработаем в группах. Вы будете выступать в роли маленьких исследователей, тема заданий общая — весна. Но задания у каждой группы будут свои.

- Прежде чем начать работать, вспомните правила работы в группе:

  1. Прочитать задание

  2. Обсудить в группе

  3. Распределить роли

  4. Если есть (?), задать его учителю

- Как работать в группе:

  • Выслушивать и уважать мнение товарища;

  • работать дружно, сообща;

  • уметь распределять задания в группе;

  • вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания;

  • при необходимости оказывать помощь друг другу.

- Весна приготовила нам задания (раздает конверты)


Группы получают задания:

1 группа

1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе.(c. 86)

1.Солнце. 2.Небо 3. Снег и лед 4. Почва.

2 группа

1.Познакомьтесь по учебнику с изменениями в неживой природе.(c. 87)

1) Что такое ледоход?

2) Что такое половодье?

3) Что такое проталины?

3 группа

1.Познакомьтесь с рассказом на с.88 и на карточке. Ответить на вопрос: какие изменения происходят в жизни растений?

4 группа

1.Познакомьтесь с информацией в учебнике на (c.89), с рассказом на карточке. Ответить на вопросы:

1) Что происходит в жизни птиц?

2) Что происходит с животными?



5 группа

Выполните задание в рабочей тетради на с. 57 (вверху). Узнайте названия бабочек с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Пронумеруйте рисунки в соответствии со списком.


Учитель проходит по группам, проводит текущую проверку.


Физминутка:

2 класс ходил, гулял
За природой наблюдал:
На солнце дети посмотрели
И их лучики согрели. (Тянутся вверх)
Рядом бабочка летала, (Машут руками)
Вон лягушка проскакала. (Прыгают)
Наклонились - вот травинка. (Наклонились)
Летят птицы в вышине. (Тянут руки вверх)
Отдохнули? Так присядьте.
Возвращаемся к весне.

Представитель от каждой группы защищает свою работу. Остальные оценивают правильность выполнения. 1 и 2 группа

- Что такое ледоход?

- Приходилось ли вам наблюдать ледоход? (просмотр видеозапись «Ледоход»)

Во время ледохода, лед ходит, раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются друг с другом, разбиваются и тают. Когда лед разламывается, слышно много шума, треска.

- А почему весной опасно ходить по льду?

- Что такое половодье?

Когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, проис­ходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.

- Когда рекам грозит половодье? (Май)

- Почему сильное половодье бывает опасно для животных?

- Во время половодья особенно страдают зайцы. Им спасение только на суше, поэтому они обречены на гибель, если не успели до неё добраться.

- Что такое проталины?

В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из–под снега. В апреле их становится все больше и больше.

Вывод:

- Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).







Отгадывают загадку, по очереди комментируют, рассуждают, обосновывая свой выбор.

Высказывают свои предположения.















































Работают в группах, извлекая необходимую информацию из текста.























Выполняют физминутку.















Сообщают новую информацию классу, устанавливая причинно-следственные связи, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.


V. Первичное закрепление (Создание учеб-ной ситуации)

Игра «Что лишнее?».

- А теперь давайте поиграем и обобщим наши наблюдения. Выберите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.

1.Март, июнь, апрель, май.

2.Капель, проталины, листопад, ледоход, оттепель.


- Весна – это прекрасное время года! Это пробуждение природы. И сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны. 3 группа




Физминутка

- А сейчас встаньте и присядьте все к полу, представив, будто вы цветочки. Лучи солнца посветили на вас, разбудили цветочки и они потянулись, улыбнулись, распустили свои листикицветочки стали расти, расти, к солнышку потянулись. Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте глазки, а теперь раскройте их, похлопайте глазками солнышку.

- Молодцы, какая приятная была музыка Петра Чайковского «Подснежник»! Это потому что пришла весна, стало тепло и радостно. Из-под снега появились первые весенние цветы-подснежники.

- Ребята, как вы думаете, почему подснежник получил такое название? (Появился первым из-под снега)

- Эти растения еще называют первоцветы или раннецветущие, потому что цветы появляются раньше, чем листья.

- Один из самых ранних цветков – ветреница. Как вы считаете, от какого слова это растение получило своё название?

Этот цветок появляется, когда ещё кое-где лежит снег, ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру.

- У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а позже – листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха), а нижняя – тёплая и нежная (как мать).

- У хохлатки цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки.

- Посмотрите на следующий первоцвет. Это медуница. Все ли цветки одинакового окраса?

У медуницы цветы постепенно меняют окраску. Сначала они розовые и красные (это сигнализирует о наличии нектара), потом синие и фиолетовые (нектара нет, и пчёлы к таким цветкам уже не летят).

- Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту. В нашем крае многие первоцветы охраняются законом, занесены в Красную книгу, т.к. находятся на грани исчезновения.

- Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения?

- Дети, а кто знает, почему же подснежники зацветают так рано? (дети высказывают свои предположения)

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем учебники и прочитаем текст на стр.88, чтобы определить, чьё мнение было верным.


- Ребята, а кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной прилетают перелётные птицы.)

- Как меняется жизнь птиц и других животных с приходом весны?

4 группа


- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

Март — время прилета грачей в Россию. От грачей мало отстают жаворонки и скворцы, трясогузки, журавли – в апреле, соловьи, ласточки – в мае. В народе говорят: «Трясогузка прилетает – хвостиком лёд разбивает». Трясогузки прилетают с зимовок в конце марта–начале апреля, когда лёд еще не сошёл, а малые реки у берегов освобождаются ото льда.

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

- А какую пользу приносят птицы?

Грач – уничтожает в течение дня до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров; таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений, деревья от вредителей и приносят большую пользу человеку.

- Оцените работу своей группы. Оцените свою работу.

Выполняют задание и самопроверку.









Сообщают новую информацию классу, устанавливая причинно-следственные связи, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.



Выполняют физминутку.













































Сообщают новую информацию классу, устанавливая причинно-следственные связи, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.




VI. Обобщение и закрепление. (Контроль)


Весенние изменения в неживой природе (в живой природе)

1) Ледоход 2) Потепление 3) Набухание почек

4) Прилёт птиц 5) Оттаивание почвы 6) Появление насекомых

7) Рождение детёнышей у животных 8) Таяние снега 9) Половодье

Проверка: 110010011

- Проверьте себя по эталону. Правильные ответы на экране.

Если все правильно – отметка 5.

Если 1-2 ошибки – 4.

Если 3-5 ошибок - 3.

Если больше 5 ошибок - 2.

Обучающиеся работают по карточкам.

Выполняют взаимопроверку.

VII. Итог урока

- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока.

- Давайте вернемся к вопросу Муравьишки Вопросика?

Связаны ли между собой весенние явления в живой и неживой природе? Как?

Где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе?

— Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

- Ребята, а что вас удивило в нашем путешествии?


VIII. Рефлексия

- Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира? Почему?

- Оцените свою работу на уроке. (светофоры)

- Какое настроение у вас сейчас? (светофоры)


- Оценить вам свою работу на уроке помогут первоцветы.

Ученики прикрепляют свои выбранные первоцветы на полянки (на партах в группах)

∙ Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие. (розовый)

∙ Я хорошо работал на уроке, но в следующий раз буду ещё активнее. (желтый)

∙ Я недоволен своей работой, в следующий раз обязательно добьюсь успеха.(белый)


- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Прикрепляют выбранные первоцветы на полянки..


IХ. Внеурочное творческое задание (по желанию)

- Ребята, предлагаю вам дома, кто желает, выполнить одно из творческих заданий:

Дети выбирают карточки - творческие задания по желанию домой. (разложить на отдельном столе)




Желающие выбирают карточки с творческими заданиями.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока окружающего мира по теме: "В гости к весне"

Автор: Юдина Евгения Михайловна

Дата: 12.11.2020

Номер свидетельства: 563228

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок  окружающего  мира во 2 классе. Тема: « В  гости  к  весне» "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-tiema-v-ghosti-k-viesnie"
    ["file_id"] => string(6) "201634"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429096579"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"  1 класс "Комнатные растения""
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaia-razrabotka-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-my-i-okruzhaiushchii-mir-1-klass-komnatnyie-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "304461"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457716521"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "«Народы, населяющие  Россию» "
    ["seo_title"] => string(32) "narody-nasieliaiushchiie-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "140186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417888597"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая   разработка общешкольного мероприятия "Фестиваль талантов" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-obshchieshkol-nogho-mieropriiatiia-fiestival-talantov"
    ["file_id"] => string(6) "224037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438347031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства