kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по русскому во 2 классе "По тропинкам русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся о слове и его значении, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

Планируемые результаты:

-различать однозначные и многозначные слова (простые случаи); 

- различать слова из разных тематических групп;

-иметь представление о синонимах и антонимах; 

-замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении; 

Метапредметные:

Познавательные: 

– анализировать своё знания и умения по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

– осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию самостоятельно;

-под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; 

Регулятивные: 

-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; 

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

 Коммуникативные:

– оценивать мысли, советы, предложения других детей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; 

-стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение; 

-строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. 

Тип урока: комбинированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по русскому во 2 классе "По тропинкам русского языка"»

Урок русского языка во 2 классе

По теме: «Путешествие по тропинкам русского языка»

МБОУ Школа № 166 г.о. Самара

Учитель: Зыкова Наталья Владимировна





Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся о слове и его значении, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

Планируемые результаты:

Предметные:

-различать однозначные и многозначные слова (простые случаи); 

- различать слова из разных тематических групп;

-иметь представление о синонимах и антонимах; 

-замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении; 

Метапредметные:

Познавательные: 

– анализировать своё знания и умения по изучаемому вопросу (теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;

– осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию самостоятельно;

-под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; 

Регулятивные: 

-определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; 

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

 Коммуникативные:

– оценивать мысли, советы, предложения других детей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; 

-стараться уважать позицию партнёра в процессе совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, принимать и реализовывать общее решение; 

-строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. 

Личностные:

-формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, 

 -учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс под ред. В.Н. Канакиной, В.Г. Горецкого, телевизор, видеоролик, иллюстрации многозначных слов, карточки с названиями станций, карточки со словами-антонимами, словами-синонимами, словами в прямом и переносном значении, индивидуальные карточки для работы в парах.



Ход урока

1.Организационный момент.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

2. Актуализация опорных знаний обучающихся.

-Ребята, сегодня урок русского языка у нас будет необычным - это урок-путешествие. Мы отправимся на весёлом поезде в путешествие по стране русского языка (на доске иллюстрация веселого паровозика).Вас ждёт много интересных заданий, загадок, игр. Итак, мы отправляемся! И первая станция, на которую мы прибыли - «Станция загадочная» (на доске вывешивается название каждой станции)

«Станция загадочная»

- Ребята, а для чего нам нужны загадки? О чём в них говорится? (в них по характерным признакам описывается какой-то предмет, но не называется). Отгадайте загадки устно.

Она хозяйственно жужжит,
Быстрей к себе домой летит.
Людям вкусный мед дала,
А зовут ее…(пчела)

-По каким признакам вы догадались, что это пчела?

Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.(лиса)

-Как вы догадались, что это лиса?

С неба падают зимой
И кружатся над землею
Мягкие пушинки
Белые…..(снежинки)

Видел я такой цветок —
Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел(одуванчик)
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится —
Пригласит чайку напиться (чайник)
-Да, в каждой загадке скрыто значение слова , которое загадывается

-Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

Словарный диктант в загадках.

- Отгадайте загадки, запишите в тетрадь слова - отгадки.

1)Серый столбик встал в лесу.
Боится волка и лису.
С ними он играет в прятки -
Бегом без оглядки (заяц)

2)Красна - девица сидит в темнице, 
А коса на улице. ( Морковь)

3)Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

4) Сам алый, сахарный,

А кафтан зелёный, бархатный (арбуз)

5) Что за скрип? Что за хруст? 
Это что ещё за куст? 
Как же быть без хруста, 
Если я ...(капуста)

6)Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-чирик». (воробей)

7)В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки, -

Что угодно для души (пенал)

8)Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит (собака)

9) Утром раньше всех встаёт,

«Ку-ка –ре-ку!» он поёт.

Раньше всех, всегда и вслух

Раскрасавец наш…..(петух)

10)То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей – ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я?....(тетрадь)

11)Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где пройдёт-коснётся,
Там след остаётся (карандаш)

12) У доски стоит с указкой
И легко ведет урок.
Слушаем его охотно,
Забывая про звонок. (учитель)

(Проверка тетрадей нескольких обучающихся)

3.Целеполагание.

«Станция словарная»

-Молодцы, ребята, а мы продолжаем наше путешествие и переезжаем на «Станцию словарную». Ребята, что мы только что записали в тетради? (слова).

-А что такое слово? (это название предмета). Да, у всех предметов, окружающих нас, есть названия, это и есть слова.

-Что имеет слово? (лексическое значение).

- Что такое лексическое значение слова? (это смысл слова).

-Вы догадались, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? Да, мы повторим свои знания по теме: «Слово и его значение» (на доске записывается тема урока)

-Какие цели поставим перед собой? Что мы повторим? Что закрепим? ( закрепим знания о лексическом значении слова, о тематических группах слов, об однозначных и многозначных словах, однокоренных словах, словах синонимах и антонимах).

4. Формирование умений и навыков. Обобщение и систематизация знаний обучающихся.

Просмотр видеоролика

- Ребята, просмотрев видеоролик, вы вспомнили о том, что слова можно распределить по тематическим группам, в зависимости от их лексического значения. Давайте поиграем в игру «Распредели по группам».

- Я называю тематическую группу слов, а вы подбираете слова, которые входят в эту группу. Например, «Посуда» (тарелка, чашка, кастрюля, блюдце и т.д.). «Одежда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».

-А теперь Я буду называть слова, а вы должны назвать, в какую группу они входят. Например: пенал, тетрадь, карандаш, альбом-…….; кошка, собака, корова, лошадь-…..; туфли, ботинки, тапочки-…….;берёза, дуб, клён, каштан-….;автобус, троллейбус, автомобиль, мотоцикл-…..

Физминутка

«Станция многозначных слов»

-Ребята, многие слова в русском языке имеют только одно значение и называются однозначными. Послушайте стихотворение:

Есть хвост у падающих звёзд,

И у семян бывает хвост.

У птиц, у самолёта

Он нужен для полёта.

Хвостом корова бьёт слепней,

Когда они кусаются.

Для скорпионов хвост важней:

Они хвостом сражаются! (Ю. Коринец)

-Какое слово встретилось вам несколько в этом стихотворении?(хвост)Сколько значений оно имеет? Составьте устно словосочетания со словом хвост (хвост звезды, хвост коровы, хвост у скорпиона). А у кого ещё есть хвост?

-Как называются слова, которые имеют много значений? (многозначные)

-Почему многозначные слова имеют такое название? (они имеют несколько значений, поскольку обозначаемые ими предметы похожи)

Работа у доски

-Запишите в тетради два словосочетания со словом хвост (один учащийся у доски).

-Какие ещё многозначные слова вы знаете?(кисть, коса, язык, нос, ножка, шляпка, иголка, ключ и т.д.) (Показ иллюстраций, дети записывают по два словосочетания с каждым многозначным словом).

«Станция синонимов и антонимов»

-Ребята, мы продолжаем наше путешествие по стране русского языка и попадаем на «Станцию синонимов и антонимов».

-Давайте вспомним, что такое синонимы? (слова, близкие по значению)

-Что такое антонимы? (слова, противоположные по значению)

Поиграем в игру «Подбери пару»

-На доске записаны слова, а рядом на карточках даны синонимы к ним. Вы должны пообобрать синоним к каждому слову (дети по одному выходят к доске и подбирают нужную карточку с синонимом). А теперь подберем слово-антоним к каждому слову( на другой доске).

Работа с учебником

-Откройте учебники на с.120 упр.204( письменно)

-Ребята, в этом упражнении вам встретилось слово, употребленное в переносном значении. Какое?( Смотрит). Может ли солнце смотреть? Что значит переносное значение слова?( это перенос прямого значения слова на другой предмет или действие по признаку сходства). Что такое прямое значение слова?( это то, что на самом деле обозначает это слово)

-Мы рассмотрели многозначные слова. В них одно слово употреблено в прямом значении, а остальные в переносном, т.к. похожи на основной предмет.

-Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». На доске записаны слова, нужно подобрать к каждому слову две карточки, чтобы получилось два словосочетания: одно в прямом значении, а второе - в переносном.

ЗОЛОТОЕ- (от слова две стрелки),ШЛЯПКА, БЕЖИТ, ХОЛОДНЫЙ (слова на карточках: сердце, кольцо, гриба, мамы, мальчик, время, ветер, взгляд)

-Объясните, что обозначают данные выражения

«Станция однокоренных слов»

- Ребята, мы с вами приехали на «Станцию однокоренных слов» и попали в какой-то сказочный сад (на доске иллюстрации деревьев)

-Давайте поиграем в игру «Семья слов». На каждом дереве спряталась семья слов с одним и тем же корнем. ( корни -лес-, -дом-, -гриб-, -сад-, Попробуем составить эти слова(устно)

-Как называются слова, которые мы составили? (однокоренные). Почему?

-Какое еще название они имеют? (родственные) Почему? (они как родственники имеют одинаковый корень)

Работа с учебником. С.121 упр.205 письменно.

- Выделите корень в однокоренных словах.

Работа в парах (по карточкам)

-Поработаем в парах. Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Посоветуйтесь с соседом по парте, обсудите с одноклассником и зачеркните в каждом ряду лишнее слово. Подумайте, почему именно это слово лишнее? Выпишите оставшиеся 3 слова в строчку, обозначьте корень в однокоренных словах.

На карточке:

Игра «Четвёртый лишний»

Зачеркните в каждом ряду лишнее слово, остальные слова выпишите, обозначьте корень в однокоренных словах

Гусь, гусиный, гусеница, гусята.

Водяной, вода, водить, водичка.

Беленький, белка, белить, белые.

5. Итог урока. Рефлексия

-Ребята, наше путешествие подходит к концу. Вам оно понравилось? Что мы сегодня повторили, закрепили? Какие станции мы посетили в путешествии? Реализовали ли мы поставленные в начале урока цели?

-Продолжите предложение:

Сегодня я узнал(а)…. Было интересно…. Мне понравилось….. Было трудно….. Теперь я умею……

Оценивание обучающихся.

6.Домашнее задание: с. 122 упр.207




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока по русскому во 2 классе "По тропинкам русского языка"

Автор: Зыкова Наталья Владимировна

Дата: 25.02.2024

Номер свидетельства: 646299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи""
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-upotrieblieniie-dieieprichastii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250386"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447076523"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Разработка урока по русскому языку на тему " СПП с придаточными места""
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_spp_s_pridatochnymi_miesta"
    ["file_id"] => string(6) "382310"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080639"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация "День Знаний". Методическая разработка "Первый раз в первый класс" "
    ["seo_title"] => string(83) "priezientatsiia-dien-znanii-mietodichieskaia-razrabotka-piervyi-raz-v-piervyi-klass"
    ["file_id"] => string(6) "230576"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442173239"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Творческий проект «Пословицы и поговорки»"
    ["seo_title"] => string(44) "tvorchieskii-proiekt-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "273730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452263433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства