Тема: Сравнение числовых выражений по их значениям
Задачи: учить находить значения числовых выражений; совершенствовать умения различать числовые выражения, числовые равенства и числовые неравенства; развивать логическое мышление, внимание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Сколько отрезков вы видите на каждом рисунке?
2. Что изменяется? Разгадайте правило.
– Продолжите рисунок.
3. Имя какого сказочного героя здесь зашифровано?
5 + 6 | А | | 10 – 8 | И |
| | | | |
7 + 8 | У | | 14 – 4 | Р |
| | | | |
9 + 4 | Н | | 17 – 5 | Б |
| | | | |
10 + 9 | Т | | 10 – 3 | О |
12 | 15 | 10 | 11 | 19 | 2 | 13 | 7 |
Б | У | Р | А | Т | И | Н | О |
4. Решите задачу.
У Доктора Айболита на дне рождения было 12 зверей и 7 птиц. Сколько гостей было на дне рождения Айболита?
5. У кого масса больше – у зайца или у белки?
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте математические записи на доске.
2 + 3 = 5 9 – 3
6 – 2 = 4 10 – 3 = 7
– Какая запись является «лишней»?
– Сегодня на уроке мы узнаем, как называются данные математические записи.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Прочитайте математические записи в левом столбике. Разделите их на две группы.
I группа Числовые равенства | | II группа Числовые неравенства |
2 + 3 = 5 6 – 4 = 2 | | 7 12 5 3 + 4 5 |
– Прочитайте математические записи в правом столбике. Чем они отличаются от записей в левом столбике? (В правом столбике нет знаков «=», «», «
– Все записи справа называются числовыми выражениями.
– Какие знаки могут входить в числовое выражение? (Плюс, минус.)
– Запомните, что числовые равенства и числовые неравенства числовыми выражениями не являются.
2. Задание 2.
– Составьте и запишите числовые выражения из следующих знаков.
5, 2, + | | 3, 7, 4, +, + | | 2, 3, 4, 5, +, –, ( ) |
5 + 2 2 + 5 | | 3 + 7 – 4 7 + 3 – 4 3 + 4 – 7 4 + 3 – 7 4 – 3 + 7 7 – 3 + 4 7 – 4 + 3 | | (2 + 3) – 4 + 5 (3 + 2) – 4 + 5 (3 – 2) + 4 – 5 (4 + 5) – 3 + 2 (5 + 4) – 3 + 2 4 + (5 – 3) + 2 4 + 5 – (3 + 2) и т. д. |
3. Задание 3.
– Прочитайте суммы.
– Прочитайте разности.
– Найдите значения сумм и разностей.
– Эти значения называются значениями числовых выражений.
Физкультминутка
4. Задание 4.
Учащиеся выполняют работу в парах.
– Запишите как можно больше числовых выражений, значения которых равны 10.
1 + 9 = 10 11 – 1 = 10
2 + 8 = 10 12 – 2 = 10
3 + 7 = 10 13 – 3 = 10
4 + 6 = 10 14 – 4 = 10
5 + 5 = 10 15 – 5 = 10
6 + 4 = 10 16 – 6 = 10
7 + 3 = 10 17 – 7 = 10
8 + 2 = 10 18 – 8 = 10
9 + 1 = 10 19 – 9 = 10
20 – 10 = 10 и т. д.
5. Задание 5.
– Рассмотрите два числовых выражения. Чем они похожи? (В этих выражениях есть скобки.)
– При вычислении значений таких выражений сначала выполняется действие в скобках– Выполните вычисления.Запись
6. Задание 6.
– Используя знаки сложения и вычитания, дополните запись 10 ? 5 ? 5 и вычислите значения полученных числовых выражений.
Запись:
10 + 5 + 5 = 20 10 – 5 + 5 = 10
10 + 5 – 5 = 10 10 – 5 – 5 = 10
7. Задание 7.
– Используя числа 13, 7 и 4, составьте числовое выражение, значение которого равно 16.
Запись:
13 – 4 + 7 =16
13 + 7 – 4 = 16
7 – 4 + 13 = 16
– Какие еще выражения можно составить со всеми этими числами?
– Запишите составленные выражения и вычислите их значения.
13 – 7 + 4 = 10 13 – 4 – 7 = 2
13 + 7 + 4 = 24 13 + 4 + 7 = 24
13 – 7 – 4 = 2 13 + 4 – 7 = 10
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие знаки могут быть в числовом выражении?
– Как найти значение выражения со скобками?
Домашнее задание: составить и записать числовые выражения, используя числа 12, 7 и 8. Найти значения записанных выражений.