Самоопределение к деятельности | 1. Приветствует учащихся; 2. Проверяет готовность учащихся к уроку; - Я рада видеть вас в хорошем настроении и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста. - Вспомните правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. Запишите в тетради число, классная работа. Не забывайте про орфограммы. | 1. Приветствуют учителя; 2. Показывают готовность к уроку | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) |
Актуализация знаний и мотивация | 1. Учитель организует письменный счет с целью актуализации знаний. 2. Ставит проблемную ситуацию. - Ребята, чтобы настроиться на урок давайте решим несколько заданий. Это будут задачки в стихах. Картинки на экране будут вам помогать. 1) Двое шустрых поросят Так замёрзли, аж дрожат. Посчитайте и скажите: Сколько валенок купить им. 2) У речки гуляли 4 утёнка И 24 весёлых гусёнка. Во сколько раз больше было гусят? Во сколько раз меньше было утят? 3) Восемь жёлтеньких цыплят, восемь пухленьких зайчат, Восемь лис и восемь кошек Дружно выстроились в ряд. Всех зверушек, все игрушки К нам прислали в детский сад. Помогите вы Валюше, сосчитайте все игрушки. 4) Испекла нам бабушка Вкусные оладушки. Всего оладий 27. По 3 нам хватило всем. Кто ответит из ребят, Сколько было же внучат? - Чтобы узнать тему урока, посмотрите на слайд и скажите: какое числовое выражение будет следующим (2 х 9, 3 х 9. 4 х 9, 5 х 9, 6 х 9, 7 х 9, 8 х 9 …) - Правильно. Для вас это новый случай умножения? | 1. Выполняют задания. 2. Участвуют в диалоге. - 2х4=8 - 24:4=6 - 8х4=32 - 27:3=9 - 9 х 9 - Да, новый. | П: знать смысл действия деления и умножения, вычитания М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; |
Постановка учебной задачи | 1. Учитель определяет тему урока. 2. Учитель помогает сформулировать цель урока. - Тема нашего урока «Умножение числа 9 и на 9.» -Зная тему урока, поставьте перед собою цель | 1. Определяют тему урока. 2. Формулируют цель урока. - Таблица умножения и деления на 9. - Составить таблицу умножения с числом 9 и выучить её. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); |
«Открытие» нового знания | 1. Учитель помогает научиться выполнять действие деления, когда в частном получаются нули. - Перед вами таблица умножения на девять. - Запишите выражения в тетрадь. - Почему выделено выражение 9 ∙ 9? Что можно сказать про остальные выражения? 9 ∙ 1 1 ∙ 9 9 ∙ 2 2 ∙ 9 9 ∙ 3 3 ∙ 9 9 ∙ 4 4 ∙ 9 9 ∙ 5 5 ∙ 9 9 ∙ 6 6 ∙ 9 9 ∙ 7 7 ∙ 9 9 ∙ 8 8 ∙ 9 9 ∙ 9 – Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих произведений? – Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений. – Чтобы найти это значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице. – Как же получить последний результат? - Так как каждое последующее произведение больше предыдущего на 9, чему будет равно произведение 9 х 9? – Таким образом, из всей таблицы надо запомнить всего 1 случай, а все предыдущие вы уже знаете. - Таблица умножения числа 9 очень интересная. Давайте внимательнее рассмотрим результаты умножения. Вы заметили что-то необычное? - Также, количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц увеличивается на 1. - Еще один интересный момент. Если в первых четырёх ответах цифры поменять местами, то получим четыре других ответа таблицы. - Если кто-то еще не запомнил результаты таблицы умножения числа 9, то ее можно выучить на даже пальцах. Попробуем? –Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец один за другим означает соответствующее число: первый слева - 1, второй за ним - 2, третий - 3, четвертый - 4, и так до десятого, который означает 10. –Теперь, если нужно умножить 9 на каждое из первых десяти чисел, надо загнуть палец, обозначающий второй множитель. Тогда пальцы, слева от загнутого, дадут в сумме число десятков, а пальцы справа покажут число единиц. - Давайте попробуем. 9 ∙ 2. – Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 2. Слева от загнутого пальца - 1 палец, справа - 8, значит, результат умножения равен 18. - 9 ∙ 3 –Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 3. Слева - 2 пальца, справа - 7, выходит результат умножения равен 27 и т.д. | 1. Выполняют упражнения. - Остальные выражения уже изучили. - От перестановки множителей произведение не изменяется. - 9, 18, 27, 36 ,45, 54, 63, 72, 81. - Каждое следующее число увеличивается на 9 - Прибавить 9. -Произведение чисел 9 на 9 равно 81. - Сумма цифр произведения числа 9 тоже равна 9 - (1+8), (2+7). | М: выдвижение гипотез и их обоснование (П); Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; П: знать случаи табличного умножения |
Первичное закрепление во внешней речи | 1. Учитель организует работу с учебником. 2. учитель организует работу в парах. - Опираясь на таблицу умножения и деления, решим первые два столбика устно. 9 ∙8 64:8 8∙ 8 56:8 7 ∙ 7 72:8 - Перейдем к решению задачи. Прочитайте задачу. Девочка принесла для кроликов 27 морковок, а мальчик -18 морковок. Все морковки они разложили кроликам в клетки, по 9 морковок в каждую. - Объясни, что означают выражения: 27:9. 18:9. 27+18. (27+18):9 - Что узнаем выражением 27:9? - Что узнаем выражением 18:9? - Что узнаем выражением 27+18? -Что узнаем выражением (27+9):9? - Все верно. Давайте найдем значения этих выражений. - Каково значение первого, второго, третьего и четвертого выражений? | 1. Работают с учебником. 2. Работают в парах. - Количество клеток, в которые положила морковки девочка - Количество клеток, в которые положил морковки мальчик. - Сколько всего морковок у мальчика и у девочки - Количество клеток, в которые положили морковки девочка и мальчик. - 3 клетки, 2 клетки, 45 морковок, в 5 клеток. | П: уметь работать с открытым правилом; |
Самостоятельная работа с самопроверкой | 1.Проводит самостоятельную работу. 2. Организует взаимопроверку учащихся. - Сейчас, вам нужно будет самостоятельно решить выражения. (36 − 28) • 5 = 8 • 5 = 40 4 • (23 − 16) = 4 • 7 = 28 (32 − 27) • 6 = 5 • 6 = 30 5 • (64 − 60) = 5 • 4 = 20 - Напомните порядок выполнения действий. Если в выражении есть скобки, сначала решаем действия в скобках. -Обменяйтесь работами с соседом по парте и сверьте работу с ответами. | 1. Выполняют самостоятельную работу. 2. Выполняют взаимопроверку. | М: уметь проводить самоанализ; П: уметь решать выражения со скобками |
Включение в систему знаний, повторение | 1. Учитель организует групповую работу. - Прочитайте задачу. Длина провода 50 м. Сначала от него отрезали 8 м, потом 7 м. Сколько метров провода осталось? -О чем в ней говорится? -Какое действие с ним выполняли? - Что нужно узнать в задаче? -Кто хочет выйти к доске и сделать схематический чертеж к задаче? -Что делали в первом случае? -Что делали во втором случае? - Ребята, какими способами можно решить задачу? Первый способ: 50 - 8 - 7 = 35 (м). Второй способ: 50 - (8 + 7) = 35 (м). Ответ: осталось 35 м провода. -Теперь запишите решение задачи у себя в тетради. -Давайте проверим, какие ответы получились. Молодцы! | 1. Решают задачу. - О проводе длиной 50 м - Отрезали 8м, потом 7 - Сколько метров провода осталось. - Отрезали по очереди 8м, затем 7м. - Отрезали вместе 8м и 7м. | П: знать компоненты задачи, уметь переводить тонны в центнеры М: контроль, коррекция, оценка (Р) |