Разработка урока окружающего мира "На что похожа планета"
Разработка урока окружающего мира "На что похожа планета"
Целью урока окружающего мира "На что похожа планета" является знакомство с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развитие умения доказывать выдвигаемые предположения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира "На что похожа планета"»
Окружающий мир
Урок № 11
1-Б класс
Тема:
На что похожа наша планета?
Тип урока:
Урок - решение частных задач.
Цель:
познакомить с планетой Земля и ее формой, движением в пространстве, с моделью Земли – глобусом; развивать умение доказывать выдвигаемые предположения, интерес к окружающему миру
Планируемые результаты
Предметные:
научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму Земли; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
1. Регулятивные УУД: формулировать тему и цель урока с помощью учителя;учиться высказывать своё предположение; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
2. Познавательные УУД:наблюдать и делать выводы.
3. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь своих товарищей, умение вести диалог.
Личностные
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; готовность слушать собеседника и вести диалог.
организации учебно-познавательной деятельности: словесные, практические, аналитические; по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный; методы управления учением: организация учебной работы учителем, самостоятельная работа учащихся, практическая работа; методы стимулирования и мотивации к учению: метод познавательных игр, метод учебных дискуссий; методы контроля: устный, письменный, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование
Видеопрезентация, презентация, карточки с заданиями, глобус, тарелка, мяч
План урока
Организационный момент
(приветствие, психологический настрой)
Актуализация опорных знаний.
Минутка синоптика
Самоопределение к деятельности
загадка
Постановка целей и задач урока
Работа по теме урока
1.Страничка «Исследование»
Создание проблемной ситуации
Видеоминутка
Фронтальный опрос про просмотренному материалу
Практическая работа в карточках
Знакомство с глобусом
Физкультминутка –путаница
Страничка «Открытие»
Какой древние люди представляли планету?(презентация)
- С чем вы можете сравнить школу? (Ответы детей) - Школу можно сравнить с большой книгой знаний, каждый раздел которой – целая эпоха, череда событий. Это книга вопросов и ответов, исследований и открытий. Другими словами, школа – это царство науки.В каждом царстве существуют свои законы, которые соблюдают все жители. Будем же и мы придерживаться на уроке школьных правил – законов, не нарушать их.
Минутка синоптика.
- Синоптиком сегодня будет…
Самоопределение к деятельности
- Послушайте загадку и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка , ни лица.
Знают все - и млад и стар,
Что наш дом большущий шар.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Постановка целей и задач урока
- Сегодня на уроке мы заглянем в книгу Знаний, познакомимся с разделом, изучающим наш дом – планету Земля. В конце урока мы сможем ответить на вопрос «На что похожа наша планета», узнаем, какой вид имеет Земля, из чего она состоит, и где находится.
- На каждой страничке вас ждет гость – житель волшебной страны, который приготовил для вас задание. За правильно выполненные задания вас ждет награда.
Работа по теме урока
1.Страничка «Исследование» (Вопрос: на что похожа планета?)
- Открываем первую страничку под названием «Исследование». Какое же задание от нас ждет?
1. Создание проблемной ситуации
Ребята, между жителями сказочной страны возник спор. Одни думают, что Земля плоская, как это блюдо, на которой расположены дома, деревья, целые города и страны, люди и животные. Другие утверждают, что Земля круглая как мяч и имеет форму шара!
- Вы должны разобраться, кто из них прав. Если предположить, что планета плоская, можно ли в таком случае дойти до края Земли? Если предположить, что Земля похожа на мяч, т.е. имеет форму шара, можно ли дойти до края? Кто же прав? Если Земля плоская, значит, можно идти-идти по ней и в конце концов дойти до края Земли… Но пока никому из людей это не удавалось… А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами. (Ответы детей)
2. Видеоминутка. (В честь кого же наша планета получила такое название?)
3. Фронтальный опрос по просмотренному материалу.
- В честь кого назвали нашу планету? (В честь греческой богини Геи – матери гор, ручьев, долин, морей и полей, то есть, всего того, что находится на планете)
- Почему планета кажется голубого цвета? (Большую часть планеты занимают океаны, потому она кажется голубого цвета)
- Наша планета на каком месте от Солнца? (на третьем месте от Солнца)
4. Практическая работа
- Покажите, на каком из рисунков Земля показана плоская, а на каком шарообразная.
- Какое же изображение правильное?
Вывод: Земля шарообразная, голубого цвета, люди ходят вверх ногами, но не падают, потому что существует земное притяжение.
5. Знакомство с глобусом.
- А теперь отгадайте загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Что это? (Учитель демонстрирует глобус).
- Глобус – это модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке.
- Много-много лет назад один учёный Мартин Бёхайм впервые создал модель Земли – глобус. И назвал его «Земным яблоком». Как вы думаете, почему?
Какими красками он разукрашен? Больше всего синего цвета — это вода: моря, океаны, озера, реки. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд. Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета. На Земле всего 6 материков — Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида. Почти на каждом материке много стран.
Физкультминутка – путаница (Я буду говорить, какие движения выполнить, а сама буду вас путать, ваша задача не ошибиться: руки вверх, на пояс, в стороны, на колени, подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши)
Опрос по теме «Глобус»
- Что такое глобус?
- Какими цветами он раскрашен?
- В конце урока вы выполните практическую работу, для которой вам пригодятся эти знания.
Страничка «Открытие» (Вопрос:Как и кем было доказано, что планета имеет круглую форму?)
- Открываем второй конверт от …..
- Сегодня известно, что Земля имеет форму шара. В древности представления о Земле были разными.(слайды до «Планета Земля»)
В Вавилоне считали, что Земля высокая и круглая как гора, а сверху ее накрывает небесный свод с воротами для восхода и захода солнца. За ним помещается небесный океан, а еще выше живут боги.
Древние греки думали, что все небеса населены богами, а людям досталась Земля-Огромный остров.
Другие древние люди думали, что Земля плоская. Она лежит на трёх слонах, а те стоят на спине Большой Черепахи, которая плавает в космосе
А некоторые народы были уверены, что Земля круглая, но лежит она на трёх китах, которые плавают в океане.
И вот португальский ученый путешественник решил обойти вокруг Земли на корабле.Его звали ФернанМагеллан. Он снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт.
Три года корабли плыли все вперед и вперед не меняя направления. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт через три года. Итак экспедиция Магеллана доказала, что Земля круглая, хотя сам Магеллан не узнал об этом, он погиб на берегах Азии, где подружившись с раджей одного племени, вступил в бой с другим племенем туземцев и был убит.
Также и другие ученые древности по своим наблюдениям доказывали, что Земля имеет форму шара. И вы об этом вы в свое время узнаете на уроках окружающего мира, уроках истории, листая страницы нашей школьной Книги Знаний.
В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. Мы не замечаем этого, потому что шар очень велик.
- Какой нашу Землю представляли разные древние народы? Упражнение «Продолжи предложение»
- Назад вернулось судно под названием … (Виктория)
- Дети, удалось ли экспедиции Магеллана совершить кругосветное путешествие?
- Итак, мы выполнили задание?
Страничка «Для любознательных»
- На следующей страничке нас ждет …. Прочитаем задание.
(Задание жители сказочной страны поспорили, на что похожа наша планета. Ребята, рассмотрите строение нашей планеты и сделайте вывод, с чем ее можно сравнить. И второе задание: как вы думаете, почему день сменяет ночь?)
Видеосюжет
Беседа про просмотренному материалу
– Из каких частей состоит планета? (ядро, мантия, земная кора)
- Кто запомнил, какую роль для планеты играет атмосфера?
Игра «Верю – не вею» Если вы верите вы то, что я говорю, ставите +, если нет - - Наша планета третья от Солнца + - Солнце движется вокруг нашей планеты - (наоборот)
- Планета облетает Солнце за год + - Планета вращается и вокруг Солнца, и вокруг Земли +
- День сменяет ночь, потому что планета движется вокруг Солнца – (потому что…)
8. Самопроверка по образцу
Физкультминутка «Самолет»
5. Страничка «Практическая»
- подготовил для вас следующие задания: изготовьте из пластилина модель Земли, раскрасьте картинку, используя нужную цветовую гамму.