kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка по русскому языку "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

углубить знания учащихся о местоимениях,развивать логическое мышление, память, внимание

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка по русскому языку "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи."»

Тема: Личные местоимения 1,2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Цель: познакомить учащихся  с личными местоимениями 1,2 и 3 лица единственного и множественного чисел;  закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи; развивать навык каллиграфического письма, внимание, память, мышление, речь  обучающихся; воспитывать вежливость и уважение к окружающим.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Личные местоимения», карточки с заданиями, иллюстрации, письмо по памяти, кружки (красные, синие).

Ход урока:

I.Организационный момент.

 Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи кружочков, которые лежат у вас на парте. Поднимите красным цветом кружок если настроение у вас отличное, синим так себе.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, откройте ваши рабочие тетради и запишите число, классная работа.

 1.Минутка чистописания  заглавная и строчная буква Дд.


2.Письмо по памяти.

-Я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте.   

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

 Из книжки в норку утащили.


3.Спишите слова, вставьте пропущенную букву, запишите рядом с каждым словом проверочное слово.

Сапоги,  костюм, платок, богатство, сейчас, салют, ракета, кастрюля, тарелка, семена, вагон, космос, километр. 


III. Сообщение темы, цели урока.

IV.Работа по теме.


 -Ребята. Мы с вами изучили несколько самостоятельных частей речи. Давайте их все вспомним и назовем: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз.  На прошлом уроке мы с вами познакомились еще с одной самостоятельной частью речи -это…местоимение. Давайте с вами вспомним и повторим.


Что такое местоимение?(Местоимение -это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.)

- Какие вы знаете местоимения?(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- На какие вопросы отвечают местоимения?(Кто? Что? Это местоимения, которые заменяют имена  существительные.)

-Как вы считаете, почему они называются личные  местоимения? (Они указывают на лицо или лица.)

Словарная работа

 Ребята, посмотрите внимательно на эти слова. Найдите в словах местоимения и выпишите их.

Семья, телефон, ворона, тыквы, любимый, кони

Проверка.

 (Я, он, ты, вы, мы, они.)


Откройте учебник на стр. 54 упр. 112  Давайте познакомимся с этим упражнением. Нам дана таблица.

Что мы видим? Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.

- Давайте определим,  как личные  местоимения определяются по лицам.

- Кто может сказать о себе я? 

Ответ детей (Тот, кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я - первого лица)

- Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? 

Ответ детей 

(Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты - второго лица)

-А тот человек который не участвует в разговоре, он - третье лицо. Это местоимение ……Ответы детей. Он,  она, оно.

Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? Ответ детей. мы!

-При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы!

-Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они!

Ребята, какой мы может сделать вывод?

Вывод: местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.- ответ  ученика

Назовите местоимения 1 лица? (Я,МЫ)- ответ ученика

 Назовите местоимения 2 лица? (ТЫ, ВЫ)- ответ ученика

Назовите местоимения  3 лица ?( ОН,ОНА,ОНО,ОНИ)- ответ ученика

Ребята, обратите внимание, что личные  местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам (он- м.р., она- ж.р., оно- ср.р.)

Эту таблицу личных местоимений 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа нужно запомнить!


Ребята, послушайте внимательно мой рассказ.

У меня есть кошка. У кошки красивая серая шерсть. Кошка очень  любит играть со мной.  Когда я прихожу домой, кошка всегда ждет меня в коридоре .

Ребята, все ли вам понравилось в моем тексте?


Ответ : -Нет, не очень , так как много раз повторяется слово кошка.

И так, мы увидели, что если много раз употреблять одно и то же слово имени существительного, то наша речь становится не очень красивой. Поэтому нам понадобились слова другой части речи. Какие? (Местоимения) Они встают на место имени существительного и такого повтора не происходит.


Откройте учебник на стр.54,  упр.113  Потренируемся в определении лица личных местоимений. Выпишите местоимения, укажите лицо и число. Упражнение выполняем по образцу  .

Проверка. Обменялись тетрадками, возьмите постой  карандаш и оценили работу друг  друга.

 

Вы немножко устали , сейчас физкультминутка.

4. Физкультминутка.

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать —

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)

Присаживайтесь.

V. Закрепление нового материала.

Продолжаем работать  по теме  нашего урока.

 Сейчас у нас будет работа в парах. Какие правила работы в парах вы помните?

Повторяем:

-вежливо выслушивать своего собеседника,

- один говорит, другой слушает,

- не уверен в ответе- переспроси,

- работают оба ученика.

 Работа с карточками.


 Вам дано задание. Прочитайте и вместо  точек поставьте подходящее местоимение. Определите и укажите рядом с личным  местоимением   его лицо и число .

Проверка. Поменяйтесь с седом по парте тетрадками, возьмите простой карандаш и оцените работу друг друга.

Знаете ли вы( 2-л., мн.ч.), что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. Оно( 3-л., ед.ч.) очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке.  Они( 3-е л., мн.ч.) придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. Он( 3- л., ед.ч.) полезный и приятный на вкус.


 Работа в парах. Игра «Четвертое лишнее».

- Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

Дети по очереди называют лишнее слово.

- Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

Ребята, ответьте мне , пожалуйста, на такие вопросы:

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, какое  принято употреблять местоимение? (вы).

2. Обращаясь к знакомым  вам ребятам , как нужно обращаться?(По имени, например, Саша, дай мне, пожалуйста книгу), а не так, (Ты, дай мне книгу)

3. Как нужно обращаться к знакомым вам людям , но старше вас по возрасту? (По имени и отчеству)  Тамара Ивановна, вы не ответили на мой вопрос.

4. Как нужно начинать свою  речь к незнакомым людям ?

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

VI. Итог урока

- Ребята, какова была тема нашего урока?(Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного чисел)

- Мы выполнили поставленные цели? Какие? (Да. Мы научились различать личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа, научились заменять имена существительные местоимениями.; научились определять лицо личных местоимений; знаем, что у местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам)


VII. Рефлексия.

Ребята ,продолжите свои предложения

- Сегодня я узнал…..

- Теперь я могу…

- Я научился…

- Я понял, что…


VIII. Домашнее задание.

-Запишите домашнее задание: с. 55, упр. 116

- Я благодарю вас за работу на уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка по русскому языку "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи."

Автор: Харитонюк Ольга Николаевна

Дата: 18.02.2021

Номер свидетельства: 573508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "разработка опорного конспекта по русскому языку для учащихся 7 класса по теме "Местоимение""
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotkaopornoghokonspiektaporusskomuiazykudliauchashchikhsia7klassapotiemiemiestoimieniie"
    ["file_id"] => string(6) "260967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449054697"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка Роль личных местоимений в речи"
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-lichnykh-miestoimienii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "290868"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455030258"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Местоимение (обобщающий урок). "
    ["seo_title"] => string(37) "miestoimieniie-obobshchaiushchii-urok"
    ["file_id"] => string(6) "101442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417514"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Методическая разработка урока с использованием приёмов технологии РКМЧП "Неопределённые местоимения""
    ["seo_title"] => string(116) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-s-ispol-zovaniiem-priiomov-tiekhnologhii-rkmchp-nieopriedielionnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "286357"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454330657"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства