Просмотр содержимого документа
«Разработка по русскому языку "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи."»
Тема: Личные местоимения 1,2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Цель: познакомить учащихся с личными местоимениями 1,2 и 3 лица единственного и множественного чисел; закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи; развивать навык каллиграфического письма, внимание, память, мышление, речь обучающихся; воспитывать вежливость и уважение к окружающим.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблица «Личные местоимения», карточки с заданиями, иллюстрации, письмо по памяти, кружки (красные, синие).
Ход урока:
I.Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. - Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи кружочков, которые лежат у вас на парте. Поднимите красным цветом кружок если настроение у вас отличное, синим так себе. - Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. - Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: Я желаю тебе добра; Если тебе будет трудно, я помогу.
-Ребята. Мы с вами изучили несколько самостоятельных частей речи. Давайте их все вспомним и назовем: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, союз. На прошлом уроке мы с вами познакомились еще с одной самостоятельной частью речи -это…местоимение. Давайте с вами вспомним и повторим.
Что такое местоимение?(Местоимение -это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.)
- Какие вы знаете местоимения?(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
- На какие вопросы отвечают местоимения?(Кто? Что? Это местоимения, которые заменяют имена существительные.)
-Как вы считаете, почему они называются личные местоимения? (Они указывают на лицо или лица.)
Словарная работа
Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.Найдите в словах местоимения и выпишите их.
Семья, телефон, ворона, тыквы, любимый, кони
Проверка.
(Я, он, ты, вы, мы, они.)
Откройте учебник на стр. 54 упр. 112 Давайте познакомимся с этим упражнением. Нам дана таблица.
Что мы видим? Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.
- Давайте определим, как личные местоимения определяются по лицам.
- Кто может сказать о себе я?
Ответ детей (Тот, кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я - первого лица)
- Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь?
Ответ детей
(Ты! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты - второго лица)
-А тот человек который не участвует в разговоре, он - третье лицо. Это местоимение ……Ответы детей. Он, она, оно.
Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? Ответ детей. мы!
-При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы!
-Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они!
Ребята, какой мы может сделать вывод?
Вывод: местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.- ответ ученика
Назовите местоимения 1 лица? (Я,МЫ)- ответ ученика
Назовите местоимения 2 лица? (ТЫ, ВЫ)- ответ ученика
Назовите местоимения 3 лица ?( ОН,ОНА,ОНО,ОНИ)- ответ ученика
Ребята, обратите внимание, что личные местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам (он- м.р., она- ж.р., оно- ср.р.)
Эту таблицу личных местоимений 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа нужно запомнить!
Ребята, послушайте внимательно мой рассказ.
У меня есть кошка. У кошки красивая серая шерсть. Кошка очень любит играть со мной. Когда я прихожу домой, кошка всегда ждет меня в коридоре .
Ребята, все ли вам понравилось в моем тексте?
Ответ : -Нет, не очень , так как много раз повторяется слово кошка.
И так, мы увидели, что если много раз употреблять одно и то же слово имени существительного, то наша речь становится не очень красивой. Поэтому нам понадобились слова другой части речи. Какие? (Местоимения) Они встают на место имени существительного и такого повтора не происходит.
Откройте учебник на стр.54, упр.113 Потренируемся в определении лица личных местоимений. Выпишите местоимения, укажите лицо и число. Упражнение выполняем по образцу .
Проверка. Обменялись тетрадками, возьмите постой карандаш и оценили работу друг друга.
Вы немножко устали , сейчас физкультминутка.
4. Физкультминутка.
На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты.)
Присаживайтесь.
V. Закрепление нового материала.
Продолжаем работать по теме нашего урока.
Сейчас у нас будет работа в парах. Какие правила работы в парах вы помните?
Повторяем:
-вежливо выслушивать своего собеседника,
- один говорит, другой слушает,
- не уверен в ответе- переспроси,
- работают оба ученика.
Работа с карточками.
Вам дано задание. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите и укажите рядом с личным местоимением его лицо и число .
Проверка. Поменяйтесь с седом по парте тетрадками, возьмите простой карандаш и оцените работу друг друга.
Знаете ли вы( 2-л., мн.ч.), что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. Оно( 3-л., ед.ч.) очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. Они( 3-е л., мн.ч.) придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. Он( 3- л., ед.ч.) полезный и приятный на вкус.
Работа в парах. Игра «Четвертое лишнее».
- Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.
Дети по очереди называют лишнее слово.
- Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)
Ребята, ответьте мне , пожалуйста, на такие вопросы:
1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, какое принято употреблять местоимение? (вы).
2. Обращаясь к знакомым вам ребятам , как нужно обращаться?(По имени, например, Саша, дай мне, пожалуйста книгу), а не так, (Ты, дай мне книгу)
3. Как нужно обращаться к знакомым вам людям , но старше вас по возрасту? (По имени и отчеству) Тамара Ивановна, вы не ответили на мой вопрос.
4. Как нужно начинать свою речь к незнакомым людям ?
«Будьте добры…»
«Будьте любезны…»
«Скажите, пожалуйста..»
VI. Итог урока
- Ребята, какова была тема нашего урока?(Личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного чисел)
- Мы выполнили поставленные цели? Какие? (Да. Мы научились различать личные местоимения 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа, научились заменять имена существительные местоимениями.; научились определять лицо личных местоимений; знаем, что у местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам)