Урок
окружающего мира
по теме:
«В царстве грибов»
Учитель: Кручина Е. В.
2013 г.
Цель: познакомить учащихся с царством грибов.
Планируемые результаты
1) познакомить учащихся со строением гриба, учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
2)определить роль и место грибов в природе
2)расширение кругозора учащихся.
Формирование УУД:
- сформировать познавательные мотивы - интерес к чему – то новому;
- формировать умение сравнивать цель и результат;
- формировать умение логически рассуждать, находить решение для проблемных ситуаций;
- учить самопроверке и самоконтролю на уроке;
- воспитание бережного отношения к природе родного края;
- воспитание уважения к мнению товарищей, умение работать в учебном сотрудничестве;
- развивать ассоциативное и интеллектуальное мышление учащихся;
- развитие речи учащихся; расширение кругозора.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – путешествие.
(традиционно классно – урочный с элементами группового)
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые (эвристические), проблемные, словесные, наглядные, практические, стимулирования интереса к учению ( познавательная игра).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды, мультимедийная презентация, лупы, сигнальные карточки, раздаточный материал, картинки грибов, грибы шампиньоны, плакат «Строение гриба»,памятки по сбору грибов, карты успеха.
Инновационные технологии:
Игровые технологии
Здоровьесберегающие;
Компьютерные технологии;
Личностно – ориентированного обучения;
Объяснительно – иллюстративного обучения;
Словесной продуктивной и творческой деятельности.
Проблемное обучение
Технологи Чередова ( групповые формы работы на уроке)
Технология Лысенковой – перспективно – опережающее обучение
В царстве грибов.
1. Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок окружающего мира начнем.
- Напоминаю вам, что меня зовут Елена Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Посмотрите -ка все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
2. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня ребята, мы отправимся с вами на экскурсию .А куда, попробуйте отгадать. - Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(ответ: лес)
- Что интересного можно увидеть в лесу?
Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать, а порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.
3 Повторение изученного.
1. Повторение правил поведения в лесу.
- Но прежде, чем отправиться на экскурссию в лес, я хотела бы узнать, знаете ли вы правила поведения в лесу.
Сейчас мы поиграем в игру «Верно – неверно». Я буду называть фразы. Если высказывание верное, поднимаем зеленую карточку, а если неверное – красную.
И г р а «Верно – неверно». (сигнальные карточки)
1. Ведем себя в лесу тихо, чтобы не пугать лесных жителей.
2. Не ломаем ветки деревьев.
3. На дереве вырежем надпись ( чтобы все знали, кто побывал в этом лесу)
4. Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
5. Собираем только знакомые ягоды.
6. Возмем домой птенчика из гнезда ( он же такой беззащитный)
7. Сорвем все цветы на лесной полянке ( надо же порадовать маму)
4. Уберем за собой весь мусор.
2.Съедобные и несъедобные ягоды.
Молодцы, правила вы знаете, можно двигаться в путь.
- А вот и лесная полянка. Посмотрите, сколько здесь разных ягод.
_ Скажите, а все ли ягоды можно есть?
Ягоды съедобными и несъедобными, ядовитыми.
Я предлагаю вам сыграть в игру «Съедобное- несъедобное» и проверить как мы знаем ягоды.
* Игра Съедобные – несъедобные.
Работа в парах Распредели растения на 2 группы.
Ребята, которые сидят с левой стороны отберут Съедобные ягоды, а их соседи несъедобные.
( звучит песня «Малинка»)
Проверка.
Введение в тему.
Учитель
А сегодня ребята мы продолжим путешествие в лесное царство. А в какое , попробуйте угадать.
ИНЕБРОГ
3 57 4 2 6 1
А что интересного нас может ждать в этом царстве?
-
Грибы — удивительнейшие из существ, населяющих нашу планету.
5. Постановка целей и задач. Мотивация.
Сегодня на экскурсии мы проверим, хорошо ли вы знаете грибы, а так же попробуем раскрыть разные секреты грибного царства .
и ответить на следующие вопросы:
Что такое гриб?
Какие грибы бывают?
Какое строение у гриба?
и многие другие вопросы. Поэтому будьте внимательны.
Актуализация знаний учащихся.
С нами на экскурсию я хочу пригласить мою знакомую Машеньку.Она уже с утра бродит по лесу, собирает грибы. Давайте её позовем!
Маша - Здравствуйте, меня зовут Маша. Я приглашаю вас с собой в Царство Берендея.
Учитель А теперь пора в путь. А чтобы нам было веселее шагать по лесу споем песню
Песня «Ой, грибочки»
Как в лесу, лесу зелёном, где растут дубы
Собирала на поляне девушка грибы.
Набрала грибов и надо ей домой идти,
Да тропинку не легко найти!
То валежник, то седые кочки, то трава густая...
Ой, грибы, грибы-грибочки!
Ой, грибы, грибы-грибочки!
И калина, и малина —
Ягода, ягода, ягода, ягода лесная.
Учитель- А чем твой кузовок полон, какие грибы ты собрала?
Машенька – А пусть ребята отгадают, какие грибы у меня в корзинке., какие грибы у меня в корзинке?
1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем: шляпка красная на нем.
(Подосиновик.)
3. Лета первая примета: под березой, в холодке,
Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.
(Подберезовик.)
4. Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.
(Опенок.)
5. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай, не мешкай: это... (сыроежки).
7. Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор).
8. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.
(Белый гриб.)
9. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые... (лисички).
А еще в моем кузовке есть бледная поганка, желчный гриб, сатанинский гриб…
Учитель – Скажите,ребята, правильно ли Маша собрала грибы?
- Как и ягоды, грибы так же могут быть съедобными и несъедобными
Давайте поможем Машеньке отделить съедобные грибы от несъедобных.
Игра «Съедобные и несъедобные»
Вот видишь, Машенька, наши ребята лучше тебя знают грибы, а все потому, что готовясь к этому уроку, они прочитали много книг и узнали много интересного о разных грибах, в том числе о съедобных и несъедобных. Давай их послушаем.
7. Выступление учащихся.
Белый гриб
Этот гриб называют королем леса. Белый, потому, что в отличие от других грибов он не темнеет даже при варке или жарке. Растет медленнее других грибов. Ножка у него толстая, а шляпка напоминает подушку.
А боровиком его называют за то, что он часто растет в темном сосновом или еловом бору, а так же растет под дубами.
Белый гриб можно спутать с его двойником – желчным грибом, который несъедобен из – за его горького вкуса.
Желчный гриб
В отличие от белого гриба у желчного гриба низ шляпки более розового оттенка, а на изломе мякоть краснеет.
Подосиновик.
В разных местах этот гриб зовут по-своему: осиновик, красный гриб, красноголовик из – за ярко – красной шапочки.
У молодых грибов шляпка словно наперсток, надетый на палец. Ножка у подосиновика крепкая, похожая расцветкой на ствол берёзы.
Мухомор.
Подосиновик нельзя путать с другим ярко – красным грибом – мухомором.
У мухомора на шляпке яркие белые точки. Под шляпкой воротничок, а ножка чешуйчатая и внизу утолщена. Свое название мухомор получил потому, что раньше настоем из этого гриба морили мух.
Лисички-сестрички — так иногда называют этот гриб. Лисичкой за ярко-рыжую окраску напоминающей наряд лисы. «Сестричкой» - за то, что эти грибы никогда не встретишь поодиночке. Они растут всегда целой семьей.
Этот гриб никогда не бывает червивым, всех насекомых отпугивает яркая окраска гриба.
Ложная лисичка, на первый взгляд, походит на лисичку обыкновенную, но цвет у нее более оранжевый, красновато – медный.
У настоящей лисички края шляпки выгнутые, а у ложной – шляпка округлая, с ровными краями.
Опята
Встречается часто по всей лесной зоне. Грибы растут группами. Растут они на гнилой древесине лиственных и хвойных пород, на пнях, у оснований стволов.
Из съедобных опят следует выделить опенок осенний, луговой, летний и зимний. Употребляют их в вареном, жареном, соленом, маринованном и сушеном виде.
Ложный опенок
Среди опят есть несъедобные и ядовитые. От съедобных они отличаются прежде всего запахом и вкусом, цветом шляпки и пластинок, а также строением ножки. Об этом есть даже известное четверостишие:
Имеет съедобный опенок
На ножке кольцо из пленок,
А у ложных опят
Ноги голые до пят.
Сыроежки очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. А может потому, что расти они любят в сырых местах.
Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.
Бледную поганку можно спутать с зелёной сыроежкой или со съедобным грибом – шампиньоном.
Бледная поганка очень ядовита. Её яд подобен змеиному. И нередко приводит к смертельному исходу. У бледной поганки есть утолщение на ножке наподобие клубня, а под шляпкой кружевной воротничок
Учитель, Ну что Машенька, запомнила, какие грибы надо собирать?
-Запомнила. А теперь я приглашаю ребят вместе со мной прогуляться по лесу и пособирать грибы.
Физминутка
Ваня шел, шел, шел –белый гриб нашел нашел.
Дима шел, шел, шел – И лисичку нашел.
Катя шла, шла, шла – Сыроежку нашла.
Ваня шел, шел, шел – Дождевик нашел.
Раз грибок, два грибок. Вот и полон кузовок.
Надеюсь теперь Машенька в твой кузовок больше не попадут ядовитые грибы
Учитель.
Я вижу вы устали, поэтому я приглашаю всех присесть и отдохнуть на лесной опушке.на которой мы попробуем разгадать другие секреты грибов.
8. Открытие новых знаний через проблемные ситуации, наблюдение и опыт.
Учитель- Как вы думаете, грибы это живая или неживая природа?
(живая, потому, что они живут, размножаются, питаются, умирают)
- Вспомните, а какие части растений вы знаете?
( корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)
- А есть ли у грибов цветы, листья, плод с семенами?(нет)
- А можно ли грибы отнести к миру животных? (Нет)
. -Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы, куда их отнести – к царству растений или к царству животных?
Грибы не имеют зеленой окраски, не могут как растения создавать питательные вещества
К группам животных и растений грибы не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы,от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. Возникла даже целая наука микология
Показываю муляж гриба.
-Как назвать то, что я держу в руках? (гриб)
-Вы уверенны, а многие считают, что сам гриб спрятан в почве.
Давайте разберемся. Рассмотрим строение гриба.
То, что вырастает над землей и что мы кладем в корзинки, – только плодовое тело гриба.(шляпка и ножка)
В плодовом теле находятся споры, которыми размножается гриб. Они очень мелкие и рассмотреть их можно только под лупой или микроскопом.
Но самая главная часть гриба – та, что находится под землёй. Из чего она состоит, на что похожа? ( На нити, паутину)
Это грибница. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на её сплетении вверх пробивается плодовое тело гриба. Плодовое тело вырастает ненадолго, а грибница или как назвали ее ученые мицелий, не умирает несколько лет.
Путешествуя, по лесу, мы подошли к лесной лаборатории. Давайте в нее заглянем.
(У каждого на тарелке грибы .)
Попробуйте определить, что это за грибы?(Шампиньон-это съедобный гриб, который растет не только в лесу но человек научился его выращивать на специальных грибных плантациях.
Какие части грибов вы видите? (ножка и шляпка)
- А где же грибница?(опытный грибник никогда не сорвет гриб вместе с грибницей. Он аккуратно срежет гриб или выкрутит его из земли).
- Все грибы , о которых мы с вами говорили называются шляпочными, так как у всех них есть шляпка.
Загляните под шляпку гриба.
- Что вы видите на обратной стороне гриб?
А вы знаете. Что шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые?
Слайд.
У трубчатых грибов низ шляпки более мягкий и состоит словно из мельчайших трубочек.
У пластинчатых грибов нижняя сторона шляпки состоит из пластинок, которые расходятся от ножки к краям шляпки.
Опыт.
Рассмотрите через лупу шляпку грибов и определите какой из них трубчатый. Какой пластинчатый?
Шляпка очень важная часть гриба, так как именно под ней в пластинках или трубочках созревают споры, с помощью которых грибы размножаются.
Игра «Трубчатый, пластинчатый»
--Ребята, для чего мы собираем грибы?
Грибы очень питательны. Они обладают целебными свойствами. Белая прохладная незрелая мякоть съедобного гриба раньше заменяла пластырь. Стоило приложить ее к ране, и рана быстро заживала. Вытяжку из белого гриба еще триста лет назад применяли при обморожениях. А рыжик является рекордсменом по содержанию витамина А.
Грибом чагой лечат язву и опухоли. А вы знаете, что в ВОВ гриб трутовик заменял вату, когда в больницах не хватало перевязочного материала.
* Дружба деревьев и грибов.
- А замечали ли вы ребята, гуляя по лесу, что грибы часто растут под деревьями?
- А почему?
Учитель. Изучая грибницы разных грибов, люди заметили, что очень часто грибница, сплетаются с корнями растущих деревьев. Грибы получают питание от деревьев–А грибница, снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.
В природе мы видим множество примеров такого содружества, взаимной помощи двух растений, двух животных или животного и растения, при котором оба приносят друг другу большую пользу.
Учитель – А вы замечали, что некоторые грибы растут строго определенном месте и дружат с только со своими деревьями?
Слайд
- А теперь пора немного отдохнуть.
Физминутка
Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек.)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (бег на месте)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут, изображая медведя)
Мухомор раздавил.
Учитель Правильно ли поступил медведь, раздавив гриб?
Настоящий грибник знает, что лесу нужны все грибы – они лесную подстилку перерабатывают на перегной и с корнями деревьев дружат, помогая им брать из почвы воду и минеральные соли. Несъедобные для человека грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы – это «дом» для личинок насекомых.
- В нашей средней полосе грибы стали заметно убывать год от года. Причем страдают они не столько от того, что мы уносим их из леса, сколько от вытаптывания и разрушения лесной подстилки, в которой находится многолетняя грибница. Поэтому охрана грибов начинается с охраны леса.
Учитель
-Скажите ребята, а что нужно помнить, когда мы собираем грибы, какие правила нам надо соблюдать?
Нельзя вырывать грибы с грибницей; их срезают ножом у основания ножки или шляпки.
Старые, перезрелые грибы не собирают, но и не сбивают ногами.
Не надо вырывать из земли молодые, крошечные грибы, они еще должны подрасти.
Собирать следует только хорошо известные съедобные грибы.
Машенька нам тоже составила памятку, давайте её послушаем.
- А вы знаете, ребята, что грибной мир очень разнообразен, на земле существует большое количество видов грибов и грибков? Существует 120 разновидностей грибов. В нашей стране произрастает 200 видов грибов. Грибники собирают в свои корзины 15 видов грибов, а более опытные до 25 видов.
Ведь грибы, это не только те, к которым мы привыкли. Посмотрите как они разнообразны.
Грибы растут на земле, на пнях , на деревьях, бывают большие и маленькие.
Есть редкие грибы,которых не часто встретишь в лесу. Такие грибы занесены в Красную книгу. В 1984 году туда впервые было занесено 20 видов грибов
Наше путешествие продолжится по страницам Красной книги.
Посмотрите, какие необычные грибы, здесь можно увидеть.
О некоторых грибах ребята приготовили сообщения.
Выступления учащихся.
Грибная капуста
Это чудо грибного мира своим внешним видом напоминает капусту. Только растет она не в огороде, а у подножия хвойных деревьев. От небольшой толстой ножки отходят волнистые лопасти, очень похожие на морские водоросли желтоватого цвета. Удивительный гриб имеет форму шара диаметром до 35 см и массой до 10 кг
Гриб – баран
Велика грибная капуста, а гриб-баран еще больше. Если вам повезет, то можно встретить целый «грибной куст». Гриб то один, а «веточек» с кудрявыми шляпками у него великое множество. На одном грибе бывает до 200 шляпок. Найдет грибник такой гриб - и можно домой идти. Только как его донести? Ведь размеры гриба бывают от 50 до 80 см, а масса 10 кг и более
Трутовик – разветвленный
Съедобный гриб-великан. Шар диаметром до 50 см состоит из множества белых ножек, соединенных друг с другом. На каждой ножке маленькая шляпка, все шляпки плотно прижаты друг к другу. Если отломить кусочек такого гриба, то почувствуешь запах укропа.
Сетконоска.
Из яйца вырастает грязновато- белая ножка высотой до 20 см с маленькой вытянутой зеленой шляпкой. Самое удивительное у гриба –сетчатое покрывало, которое отходит от места соединения шляпки с ножкой. Покрывало прикрывает почти всю ножжку, за это гриб называют «дамой с вуалью».
А есть и настоящие карлики среди грибов. Они настолько малы, что мы их можем разглядеть только в лупу или в микроскоп.
Дрожжевые грибки, кефирные, пеницилин.
Плесень
Что это такое? Кто знает? Где можно увидеть подобное зрелище?
Можно ли назвать его приятным?
Как вы думаете, а плесень можно назвать грибком?
Давайте продолжим наше исследование и попробуем ответить на этот вопрос.
Плесень очень часто появляющаяся на хлебе называется мукор.
Давайте рассмотрим его строение под микроскопом
Опыт 2.
Скажите есть ли у него шляпка, ножка?
Строением они очень похожи, но в отличии от шляпочных грибов
у плесневого гриба есть грибница, головка со спорами, гифы.
Рефлексия.
- Наше путешествие, к сожалению, подошло к концу.
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Какие тайны грибного царства вы узнали на уроке?
10. Подведение итогов.
- На все ли вопросы, которые ставились в начале урока, мы сумели ответить?.
Давайте проверим.
Заполните лист достижений
У кого напротив всех вопросов стоит знак + , встаньте.
Я рада, что вам понравился урок и что мы сумели ответить с вами на все вопросы.
Скажите, а где мы можем получить еще интересующую нас информацию о грибах?
(интернет, книги, учебник)
Домашнее задание
Для того, чтобы получить дополнительную информацию о грибах и закрепить нашу тему, прочитайте У с. и выполните задание в тетради.
Машенька Молодцы, ребята, хорошо потрудились сегодня на уроке. За вашу работу я приготовила для вас не только памятки, но и сладкие сюрпризы. Грибочки, еште их смело, ими вы не отравитесь
Скажем спасибо Машеньке и нашим гостям.
.