kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка на тему "Развитие умения определять склонение имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: учить детей определять склонения имен существительных по двум основным признакам: окончанию и роду, стоящих как в начальной форме, так и в косвенной, повторить синтаксический разбор сложного предложения, морфологический разбор слова,

развивать умение быстро определять склонение существительного, логическое мышление, память, речь, воображение, навыки самостоятельной работы, орфографическую зоркость,

воспитывать любовь к природе, ответственность за выполненную работу, способствовать самореализации личности в учебной деятельности.

Оборудование: мультимедиа, презентация урока, фонограмма «Голоса птиц», индивидуальные разноуровневые карточки с заданиями, опорная таблица «Склонения имен существительных»,  «дорожка успеха» (не знаю, знаю, понимаю, могу применить, могу научить другого), цифровые карточки (1,2, 3)

Ход урока.

    1.Оргмомент.

-Все готовы к уроку? Садитесь.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Сообщение темы.

-С какой темой мы познакомились вчера на уроке русского языка?   (Склонение им. сущ.)

-Согласно своим знаниям по этой теме определите свое положение на «дорожке успеха».

-Кто желает высказаться?

-Как вы думаете, чему еще предстоит нам  учиться сегодня на уроке? (Быстро определять скл., хорошо понимать тему и применять полученные знания)

3.    Минута чистописания.

-Сейчас я проверю, как вы усвоили вчерашний урок и выучили дома правило о склонениях.

-Вам предстоит дать оценку высказываниям, но не цифрой, а  строчными буквами п (пэ) и н (эн). Если вы согласны с утверждением, вы записываете на строчке букву п (что означает правильно), если не согласны, то букву н (что означает неправильно). Уговор: буквы писать красиво и аккуратно!

-Внимание! Слушайте и смотрите!

 

 

           

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3














Урок русского языка в 4 классе




Развитие умения


определять склонение имен существительных.










Выполнила и провела

учитель начальных классов

Медведева Е.И.











Цели урока: учить детей определять склонения имен существительных по двум основным признакам: окончанию и роду, стоящих как в начальной форме, так и в косвенной, повторить синтаксический разбор сложного предложения, морфологический разбор слова,

развивать умение быстро определять склонение существительного, логическое мышление, память, речь, воображение, навыки самостоятельной работы, орфографическую зоркость,

воспитывать любовь к природе, ответственность за выполненную работу, способствовать самореализации личности в учебной деятельности.


Оборудование: мультимедиа, презентация урока, фонограмма «Голоса птиц», индивидуальные разноуровневые карточки с заданиями, опорная таблица «Склонения имен существительных», «дорожка успеха» (не знаю, знаю, понимаю, могу применить, могу научить другого), цифровые карточки

(1,2, 3).






























Ход урока.


  1. Оргмомент.

-Все готовы к уроку? Садитесь.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Сообщение темы.

-С какой темой мы познакомились вчера на уроке русского языка? (Склонение им. сущ.)

-Согласно своим знаниям по этой теме определите свое положение на «дорожке успеха».

-Кто желает высказаться?

-Как вы думаете, чему еще предстоит нам учиться сегодня на уроке? (Быстро определять скл., хорошо понимать тему и применять полученные знания)

3. Минута чистописания.

-Сейчас я проверю, как вы усвоили вчерашний урок и выучили дома правило о склонениях.

-Вам предстоит дать оценку высказываниям, но не цифрой, а строчными буквами п (пэ) и н (эн). Если вы согласны с утверждением, вы записываете на строчке букву п (что означает правильно), если не согласны, то букву н (что означает неправильно). Уговор: буквы писать красиво и аккуратно!

-Внимание! Слушайте и смотрите! (Читаю и показываю на слайде )

А) Склонение – это изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числе.

Б) В русском языке 5 падежей.

В) В русском языке 3 склонения: женское, мужское и среднее.

Г) Склонение – это постоянный признак существительного.

Д) Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям.

Е) Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.

-Проверьте свои записи:

п н н п н п

-На полях карандашом поставьте себе положительную оценку за понимание правила. Если у вас плохая оценка, то в течение сегодняшнего урока вы можете улучшить свои знания и повысить оценку.

-Встаньте те, у кого 5 и 4 за это задание! Молодцы!

-Рядом с последней буквой чистописания запишите фразеологический оборот с маленькой буквы синяя птица

-Как вы понимаете это выражение? (Это символ счастья и удачи) Люди говорят: поймал синюю птицу за хвост, т.е. в последнее время этому человеку везет, ему в делах сопутствует удача).

Я надеюсь, что сегодня всем будет сопутствовать удача на уроке!


4. Закрепление изученного материала.

-А потому, давайте вспомним, какие существительные мы относим к 1, ко 2 и к 3 склонению.

Для этого необходимо соединить признаки существительных и склонение, к которому они относятся. (слайд )


1-е склонение К этому склонению относятся имена существительные

мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода

с окончаниями -о, -е.


2-е склонение К этому склонению относятся имена существительные

женского рода, оканчивающиеся на ь знак (с нулевым

окончанием).


3-е склонение К этому склонению относятся имена существительные

мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

Ответы детей.

-Итак, ваши ответы я сохраню до конца урока в виде опорной таблицы, которая вам поможет ориентироваться в данной теме.

(Вывешиваю таблицу «Склонения имен существительных»)

-Предлагаю для тренировки выполнить задание. На экране появляются слова с пропущенными буквами (слайд ).

-Прочитайте слова: голу…ь, ласто…ка, вы…ь, в…р…бей, с…ва, свиристель.

-Что объединяет данные слова? (Названия птиц, ед.ч.)

-Запишите в тетради в три столбика: 1 скл. 2 скл. 3 скл.

-Распределите слова, записанные на экране в 3 столбика по склонениям, вставив пропущенные буквы, но внимание, дети 2 варианта эти слова запишут во множественном числе. Приступили к работе.


1 в. 2 в.

1 скл. ласточка, сова 1 скл. ласточки, совы

2 скл. голубь, воробей 2 скл. голуби, воробьи

3 скл. выпь 3 скл. выпь

- Дети 1 варианта, зачитайте существительные, относящиеся к 1 склонению. Какие встретились орфограммы? А теперь то же задание зачитают дети 2 варианта. Что изменилось? (Окончание у существительных, а сами существительные остались в этом же столбике)

Дети 1 варианта, зачитайте существительные, относящиеся ко 2 склонению. Какие орфограммы вспоминали при написании слов? Что скажут дети 2 варианта?

-И, наконец, какое слово записали в 3 столбик дети 1 варианта и дети 2 варианта?

-Сделаем вывод: меняются ли склонения существительных, стоящих во множественном числе? (Нет)

-Почему? (Склонение – это постоянный признак существительных)

-Кто из вас догадался, о ком мы поговорим в ходе нашего урока? (О птицах)

-Верно, ведь наша задача поймать «синюю птицу» удачи за хвост.

-Для этого предлагаю определить алгоритм, т.е. последовательность наших действий при определении склонения любого имени существительного.

-Посмотрите на экран (слайд )


Склонение Начальная форма Определить Выделить

существительного _________ _____ _______


Слова для справок: ед.ч., окончание, род, Им.п.


-Кто сформулирует путь определения склонения имени существительного?

(Новый слайд )


Склонение Начальная форма Определить Выделить

существительного Им.п. ед.ч. род окончание


-Поскольку нами выбран путь, попробуем пройти по нему.

-Посмотрите на экран (слайд )

-Нам предстоит определить склонения существительных в данных словосочетаниях:

-Для работы приготовьте цифровые карточки.

прожорливость баклана (3, 2)

-Что нам о прожорливости баклана расскажет….

Мини-сообщение.

Прожорливость этих птиц вошла в поговорку. Даже будучи сытым до отвала, баклан все равно продолжает охотиться. Глотка их словно резиновая и позволяет заглатывать очень больших рыб. Китайцы приручили баклана для рыбной ловли. Они надевают на шею птицы специальное кольцо, чтобы она не проглатывала добычу. Баклан хватает рыбу и несет хозяину в клюве, а хозяин взамен благодарит его кормом.

мастерство чаек (2, 1)


-Послушайте …

Мини-сообщение.

Оказывается, чайки умеют строить гнезда практически везде и из любого материала. Им годится все – трава, перья, веточки, обрывки сетей, консервные банки и прочий мусор. В некоторых странах чаек охраняют за то, что они очищают пляжи от мусора.

перевоплощение выпи (2, 3)


-О выпи расскажет…

Мини-сообщение.

В искусстве принимать самые фантастические позы эта птица превзошла многих пернатых нашей планеты. Она мастерски может прикинуться корягой, пнем, сухим деревом или старым острым колом. Она может долго неподвижно стоять, пока не исчезнет угрожающая ей опасность.


глупость фазанов (3, 2)


-Что узнал о фазанах …

Мини-сообщение.

Чуть ли не до обморока доводит фазана пробежавшая мимо мышь, а если увидит настоящую опасность, то от страха не может даже сдвинуться, в результате чего и бывает легкой добычей.

На подъем воды в реке смотрит, остолбенев, пока вода не смоет его с берега. А самка фазана бросает гнездо с птенцами, даже увидев ползущую улитку!


5. Физминутка.

-Давайте отдохнем. Превратимся в лебедей. (слайд )


Лебеди летят, крыльями машут.

Взмахнули над водой, качают головой.

Гордо и прямо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.


-Продолжаем работу.


-Сейчас вы узнаете, кто из птиц умеет нас радовать своим красивым пением.

Откройте учебники (авт. Бунеевы, «Русский язык» 4 класс, 1 часть)

на стр. 126, найдите упр. 163.

-Выразительно прочитает …

-Работаем карандашами (определяем род и склонение выделенных существительных).

-Что надо выполнить письменно?

-К доске идет…, остальные в тетрадях с красной строки.


Еще не раскрылся березовый лист, и дует сырой ветерок, но в холоде ночи ликующий свист мы


слышим в назначенный срок. (Повеств., невоскл., сложное, сост. из 3 част., соед. союзами и, но)

-Кто забыл последовательность разбора, подсказка на стр.143 учебника.

-Произведем морфологический разбор существительного соловей. Подсказка на стр.142.

-У доски работает…

Соловей – (кто?), н.ф. соловей, сущ., одуш., м.р., 2 скл., в ед.ч., в Им.п., подл.

-Молодцы! За это соловей нас наградит своим красивым пением. Послушайте!

Фонограмма пения соловья.

-О птицах люди немало создали пословиц и поговорок. Давайте познакомимся с ними.

(слайд )


Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Соловья баснями не кормят.

Всякая птица свои песни поет.


-Как вы понимаете их?

-Запишите только те пословицы, в которых встретились существительные одного склонения.

-Проверьте себя (слайд )


Лебедь(2) летит к снегу(2), а гусь(2) к дождю(2).

Всякая птица(1) свои песни(1) поет.


-Встаньте те дети, у кого результат совпал. Вы были очень внимательны, молодцы!


6. Самостоятельная работа.

-А сейчас каждому из вас предстоит поймать свою «синюю птицу» счастья.

-Возьмите разноцветные карточки, прочитайте про себя задание и выполните их.


Желтая (слабым)

Поставьте плюс напротив склонения существительного.

Имя существительное

1 скл.

2 скл.

3 скл.

гусь




выпь




попугай




сойка




иволга





Зеленая (средним)

Соедините слово со склонением.


галки 1 скл.

щегол

дрофа 2 скл.

орлы

выпи 3 скл.


Красная (сильным)

Зачеркните лишние слова.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

утка страус выпь

трясогузки снегири лебедь

жаворонок коршуны свиристели

глухари скопа грач



7. Подведение итога.

-А теперь проверьте себя и оцените свою работу на уроке. (слайд )

Желтая

Поставьте плюс напротив склонения существительного.

Имя существительное

1 скл.

2 скл.

3 скл.

гусь


+


выпь



+

попугай


+


сойка

+



иволга

+




Зеленая

Соедините слово со склонением.


галки 1 скл.

щегол

дрофа 2 скл.

орлы

выпи 3 скл.


Красная

Зачеркните лишние слова.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

утка страус выпь

трясогузки снегири лебедь-

жаворонок- коршуны свиристели-

глухари- скопа- грач-


-Встаньте дети, кому всетаки удалось поймать «синюю птицу» на уроке. Молодцы!

-Кто скажет, как необходимо действовать, чтобы узнать склонение имени существительного?

(слайд )

Склонение Начальная форма Определить Выделить

существительного Им.п. ед.ч. род окончание


-Кто желает высказать мнение о своем положении на «дорожке успеха»?

-Чем запомнился урок?

-Действительно, на земле существует более 10 тысяч видов птиц. Сегодня мы попытались вспомнить об этих пернатых помощниках, о наших друзьях.


Закончить урок хочу цитатой.

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?» Э.Н. Голованова



8. Домашнее задание.

-Откройте дневники, поставьте себе оценки за работу по карточкам.

-Запишите задание: мини-сочинение о любой птице (5-6) предложений, можно воспользоваться энциклопедией и выписать самые интересные сведения. Над каждым существительным указать карандашом склонение и падеж.




Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Урок русского языка в 4 классе Развитие умения определять склонение имён существительных

Урок русского языка в 4 классе

Развитие умения определять склонение имён существительных

Склонение  имён существительных

Склонение

имён существительных

Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.

Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.

В русском языке 5 падежей.

В русском языке 5 падежей.

В русском языке 3 склонения: мужское, женское и среднее.

В русском языке 3 склонения: мужское, женское и среднее.

Склонение – это постоянный признак существительного.

Склонение – это постоянный признак существительного.

Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям.

Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям.

Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.

Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.

Проверьте себя!   П Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.  Н В русском языке 5 падежей. Н В русском языке 3 склонения: мужское, женское и среднее. П Склонение – это постоянный признак существительного. Н Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям . П Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам .

Проверьте себя!

П Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.

Н В русском языке 5 падежей.

Н В русском языке 3 склонения: мужское, женское и среднее.

П Склонение – это постоянный признак существительного.

Н Одно и то же имя существительное может относиться к разным склонениям .

П Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам .

п н н п н п синяя птица

п н н п н п синяя птица

  • Рис син пт
детский музыкальный театр «Синяя птица»

детский музыкальный театр «Синяя птица»

1-е склонение К этому склонению относятся имена  существительные мужского рода с нулевым  окончанием и среднего рода с окончаниями  -о, -е. 2-е склонение К этому склонению относятся имена  существительные женского рода,  оканчивающиеся на ь знак (с нулевым  окончанием). 3-е склонение К этому склонению относятся имена  существительные мужского и женского  рода с окончаниями -а, -я.

1-е склонение К этому склонению относятся имена

существительные мужского рода с нулевым

окончанием и среднего рода с окончаниями

-о, -е.

2-е склонение К этому склонению относятся имена

существительные женского рода,

оканчивающиеся на ь знак (с нулевым

окончанием).

3-е склонение К этому склонению относятся имена

существительные мужского и женского

рода с окончаниями -а, -я.

1-е склонение К этому склонению относятся имена  существительные мужского и женского  рода с окончаниями -а, -я. 2-е склонение К этому склонению относятся имена  существительные мужского рода с нулевым  окончанием и среднего рода с окончаниями  -о, -е. 3-е склонение К этому склонению относятся имена  существительные женского рода,  оканчивающиеся на ь знак (с нулевым  окончанием).

1-е склонение К этому склонению относятся имена

существительные мужского и женского

рода с окончаниями -а, -я.

2-е склонение К этому склонению относятся имена

существительные мужского рода с нулевым

окончанием и среднего рода с окончаниями

-о, -е.

3-е склонение К этому склонению относятся имена

существительные женского рода,

оканчивающиеся на ь знак (с нулевым

окончанием).

Ласто…ка, голу…ь, вы п ь, в…р…бей, с…ва.

Ласто…ка, голу…ь, вы п ь, в…р…бей, с…ва.

Проверьте себя! 1 вариант 2 вариант  1 скл. 2 скл. 3 скл.  ласто чк и голуби выпи совы в оро б ь и 1 скл. 2 скл. 3 скл. ласто чк а голу б ь вы п ь со ва в оро бей

Проверьте себя!

1 вариант

2 вариант

1 скл. 2 скл. 3 скл.

ласто чк и голуби выпи

совы в оро б ь и

1 скл. 2 скл. 3 скл.

ласто чк а голу б ь вы п ь

со ва в оро бей

Путь определения склонения имени существительного: поставить существительное  в начальную форму _________ определить _________ выделить __________  Слова для справок: ед.ч., род, окончание, Им.п.

Путь определения склонения имени существительного:

поставить существительное

в начальную форму _________

определить _________

выделить __________

Слова для справок: ед.ч., род, окончание, Им.п.

Путь определения склонения имени существительного: поставить существительное  в начальную форму: Им.п.,ед.ч. определить род выделить окончание

Путь определения склонения имени существительного:

поставить существительное

в начальную форму: Им.п.,ед.ч.

определить род

выделить окончание

прожорливость баклана

прожорливость баклана

мастерство чаек

мастерство чаек

перевоплощение выпи

перевоплощение выпи

глупость фазанов

глупость фазанов

лебеди

лебеди

соловей

соловей

Леб…дь л…тит к снегу, а гу…ь к д…ждю. Ласточка день нач…нает, а соловей к…нчает. Солов…я баснями (не) кормят. Всякая птица св…и песни п…ёт.

Леб…дь л…тит к снегу, а гу…ь к д…ждю.

Ласточка день нач…нает, а соловей к…нчает.

Солов…я баснями (не) кормят.

Всякая птица св…и песни п…ёт.

Леб е дь л е тит к снегу, а гу с ь к д о ждю. Ласточка день нач и нает, а соловей к о нчает. Солов ь я баснями не к ормят. Всякая птица св о и песни п о ёт.

Леб е дь л е тит к снегу, а гу с ь к д о ждю.

Ласточка день нач и нает, а соловей к о нчает.

Солов ь я баснями не к ормят.

Всякая птица св о и песни п о ёт.

Проверьте себя! Лебедь(2) летит к снегу(2), а гусь(2) к дождю(2). Всякая птица(1) свои песни(1) поёт.

Проверьте себя!

Лебедь(2) летит к снегу(2), а гусь(2) к дождю(2).

Всякая птица(1) свои песни(1) поёт.

Путь определения склонения имени существительного: поставить существительное  в начальную форму: Им.п.,ед.ч. определить род выделить окончание

Путь определения склонения имени существительного:

поставить существительное

в начальную форму: Им.п.,ед.ч.

определить род

выделить окончание

Домашнее задание Напишите мини-сочинение (5-6 предложений) о любой птице. Совет: воспользуйтесь энциклопедией, выберите самую интересную информацию. Укажите над существительными склонение.

Домашнее задание

Напишите мини-сочинение (5-6 предложений) о любой птице.

Совет: воспользуйтесь энциклопедией, выберите самую интересную информацию.

Укажите над существительными склонение.

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто  не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»  Э.Н. Голованова

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто

не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»

Э.Н. Голованова


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Медведева Елена Ивановна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143345

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ " "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologichieskaia-karta-po-tiemie-sposoby-provierki-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "133572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416546503"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока по русскому языку "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-1"
    ["file_id"] => string(6) "256908"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448219102"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок-соревнование: "Завлекательный мир имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-sorievnovaniie-zavliekatiel-nyi-mir-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "174962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424193018"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства