|  1. Орг. момент  Учитель.   - Здравствуйте, ребята.   Урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Татьяна Сергеевна.   На нашем уроке присутствуют гости. Сегодня мы с вами узнаем что-то новое, обобщим полученные знания, сделаем выводы. И вы мне в этом поможете. 
  2. Актуализация знаний. Ребята, посмотрите слайд-шоу и ответьте на вопрос   Над какой темой мы сегодня будем работать? Что значит “Родина моя”? –  Ты спросишь, я отвечу:  - Сначала тропочкой земля  Бежит тебе навстречу.  Потом тебя поманит сад  Душистой веткой каждой.  Потом увидишь стройный ряд    Домов многоэтажных.  Потом пшеничные поля  От края и до края,  Всё это – Родина твоя,  Земля твоя родная.  Чем старше станешь и сильней,  Тем больше пред тобою  Она заманчивых путей  Доверчиво раскроет. - Выслушиваются ответы детей - Ребята, вы знаете, что такое Родина? Как по-другому можно сказать Родина   Молодцы! 
  3. Введение в тему урока.  - Ребята, у каждого на столе лежит чистый лист, возьмите фломастеры и нарисуйте круг и прямую линию.    - Теперь покажите друг другу свои рисунки.    - Посмотрите, рисунки получились разные, и люди тоже все разные, непохожие друг на друга. Но нас объединяет одно, - то, что живем мы в одной стране.    - Ребята! Как вы думаете, кем мы с вами являемся? (Детьми, учениками, людьми, гражданами.)  
  4. Сообщение темы и цели урока  - На уроке мы с вами поговорим о том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.    
  5. Работа над новым материалом  1) - Ребята, как называется наша страна? (Россия) Правильно. Молодцы!    Россия – это государство.    - Как называется главный город Российской Федерации? (Москва)    - Чем является Москва для нашей страны? (столица Москва)  - У каждого человека есть своя малая Родина.    - Как вы понимаете, что такое малая Родина? (там, где человек родился)  - Как называется наша малая Родина? (поселок Татищево)  Действительно, Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине  
  2) РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.  Ребята, на столе у вас лежат карточки. Возьмите карточку №3 и выполните задание. Соедини линией начало и конец пословицы  Давайте проверим (слайд) поменяйтесь тетрадями и проверьте у товарища.  - Мы жители своей страны. Кем мы с вами являемся в нашем государстве?  3) - На листочке под цифрой 1 вы найдете ответ на вопрос “как называют человека, который живет в той или иной стране?” (1 ученик читает вслух)  
  - А вы являетесь гражданами нашей страны? (гражданин)  - Как это можно доказать? (Свидетельство о рождении, паспорт). (показать)  - Иметь просто документ, удостоверяющий наше гражданство мало, надо стать настоящим гражданином.    Выберите 5 наиболее значимые качества человека, которые относятся к гражданину по вашему мнению.     
  4) Игра ромашка ( на доске карточки – лепестки со словами)  (справедливость, жестокость, хитрость, честность, трудолюбие, смелость, ответственность)  
 6. Физ. минутка   Потрудились – отдохнем, (ходьба на месте) Встанем, глубоко вздохнем (потягивания) Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот, Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять,   Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. 
 7. Продолжение работы по теме Послушайте легенду про одну страну…. « Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе . Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.» Жители стали жить по законам. Как называется главный закон нашей страны? (Конституция) -Что вы знаете о Конституции?   -Ребята, День Конституции в нашей стране отмечают 12 декабря!  В конституции прописаны права и свободы каждого гражданина. - Ребята, послушайте стихи   Стихи детей про права ребенка 
 Только ты на свет родился, Право первое твоё: Получи, чтоб им гордиться Имя личное своё. 
 Очень трудно самому, Жить на свете одному. Правом с Мамой жить и с Папой Пользуйтесь везде, ребята. 
 Я росточком не доволен И пока не так силён,   Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон. 
 Если жар всё тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы. 
 Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки - Это право есть у нас. 
  В конституции прописаны также и обязанности каждого гражданина. (учиться, охранять природу, заботиться о младших, помогать старшим)  
  8. Закрепление.  - Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?  ( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки и т.д.)  Игра “Дополни текст” Работа в парах карточки с заданиями. Молодцы ребята! 
 9. Итог. - Давайте повторим, какие новые слова вы узнали? (они отмечены зеленым цветом) - Граждане - Конституция - Права - Обязанности Стихи заранее подготовленных детей Ученик:   Я - гражданином стать хочу!   Я сердце – доброму учу,   Чтобы друзья мною гордились   Бесстрашью у меня учились.   
 Ученик:   Чтобы полезным людям быть   И долг, и честь не позабыть.   Чтоб в школе хорошо учиться   Мне это в жизни пригодится!   
 Ученица:   Друзей, подружек уважать   И никого не обижать.   Уметь плечо подставить в срок   И честно выучить урок.   
 Ученица:   Подмогой маме, папе быть   И бабушек не позабыть,   Все силы отдавать добру   Учиться мудрости, уму.   
 Ученик:   И мир откроется чудесный,   Все будет в мире интересно.   И расцветет моя страна,   Хочу быть гражданином я! 
 - Молодцы. - Оцените свою работу символом. - Встаньте те, у кого больше 3 красных кружочка. 
  Вывод:    - Быть гражданином России – это большое счастье, высокая честь. Где бы ни был Российский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России. Её гражданам присущи любовь к Родине, забота о её процветании, ответственность за её судьбу.    - Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.    Вы сегодня на уроке хорошо потрудились, и я хочу вручить вам небольшие сувениры.  
  - Урок окончен!  
  - Спасибо всем!    Желаю вам всего доброго! 
 |