Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Основной закон России и права человека"
Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Основной закон России и права человека"
Урок окружающего мира в 4 классе на тему" Основной закон России и права человека"соответствует требованиям ФГОС, основывается на системно-деятельностном подходе в обучении. На данном уроке учащиеся получают первоначальные представления о понятиях «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Основной закон России и права человека"»
Тема. Основной закон России и права человека
Цель урока: дать первоначальные представления о понятиях «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников».
Планируемые результаты
Личностные: формирование осознанного использования обществоведческой лексики для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
готовность к выполнению социальной роли ученика, мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками в ходе групповой работы, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций при выполнении учебных действий.
Метапредметные: формулировать выводы по изученному материалу,оценивать свои достижения и достижения товарищей, слушать собеседника, вести диалог,излагать и аргументировать свою точку зрения; проявлять познавательный интерес к предмету.
Предметные: находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей, работать с терминологическим словариком.
Тип урока: открытие нового знания
Формы работы учащихся: коллективная, парная, групповая, индивидуальная
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Просмотр видеофрагмента о конституции.
- Ребята, начинаем урок окружающего мира. Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент, где ученица рассказывает стихотворение.
Беседа по просмотренному видеофрагменту.
- Ребята, как вы думаете, как связан данный видеофрагмент с темой нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- А теперь пусть каждый из вас попробует поставить цель для себя на сегодняшнем уроке, то есть что бы вы хотели узнать, открыть для себя новое на сегодняшнем уроке.
II. Актуализация знаний учащихся.
Работа в парах.
- Ребята как вы думаете, что такое Конституция, что вы знаете о нем? Обсудите , пожалуйста, данный вопрос с соседом по парте.
Выслушивание работы пар.
III. «Открытие» учащимися нового знания.
Работа в группах. Работа с текстом. Ответы на вопросы.
- А теперь мы поработаем в группах. Каждой группе предложен текст, где говорится о Конституции Российской Федерации.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
Что люди могут делать и что нельзя?
Что они обязаны и что не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в неразбериху. Поэтому возникла необходимость создания Конситуции.
Об этом и говорится в основном законе нашей страны – Конституции.Обратимся к нашему помощнику – толковому словарю.
Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы. А знаете ли вы, что слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution», что означает установление, устройство.
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция России, которая действует с минимальными поправками вот уже 17 лет. В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования. В последний раз 4 июля 2020 года вступили в силу одобренные общероссийским голосованием поправки в Конституцию РФ.
Обратимся к Преамбуле Конституции Российской Федерации. Она не большая, но очень значимая по содержанию. Она определяет кто мы такие, живущие сегодня в России, и принимающие основной закон страны не на годы, на десятилетия.. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле… чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, … стремясь обеспечить благополучие и процветание России,… сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». С этих слов, в том числе, начинается текст рассматриваемого нами сегодня документа. Преамбула – это вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции страны.
Самой интересной и прикладной является глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включающая в себя более 50 статей, причем, права даются в совокупности со свободами. Согласно Конституции права и свобод можно разделить, например, на три большие основные группы: А) гражданские; Б) политические; В) личные.
К гражданским правам и свободам относятся: право на частную собственность; право на имущество; право на свободное использование своих способностей; право на свободный труд; право на благоприятную окружающую среду; охрану труда; охрану здоровья, отдых, образование и т.д. К политическим правам относятся: право на объединение; право на участие в управлении делами государства ; право на равный доступ к государственной службе; свобода слова, печати, собраний и т.д. К личным правам относятся: право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; и т.д.
Я вам предлагаю внимательно прочитать текст и обсудить в группах и ответить на следующие вопросы:
1.Почему возникла необходимость создания Конституции?
2.Что такое «конституция»?
3.От какого слова происходит слово Конституция?
4.Когда и как была принята Конституция РФ?
5.О чем говорится в Преамбуле Конституции Российской Федерации ?
6.В какой главе говорится о «Правах и свободе человека и гражданина» ?
7.На какиебольшие основные группы , согласно Конституции, можно разделитьправа и свободы человека ?
Ответы в тексте нужно пронумеровать согласно номеру вопроса .Выслушиваются работы групп.
Каждая группа отвечает на 1 вопрос, другие группы по мере необходимости дополняют ответы .
Что еще интересного узнали из данного текста?
Вывод:
-Что такое конституция?
-Основные права, зафиксированные в Конституции РФ:
Личные (право на жизнь)
Гражданско-политические (право на свободу слова, совести, мысли)
Социально-экономические (право на труд, отдых, образование, чистую экологию)
Культурные (право на свою национальную культуру)
2.Декларация о правах человека .
Работа в парах.
На последнем уроке мы говорили о Второй мировой войне. Вторая мировая война, самая кровопролитная во всей истории потрясла человечество. Весь мир был свидетелем страшных преступлений фашистов. После войны были приняты документы, защищающие права человека. Главным среди них является Всеобщая Декларация прав человека. Информацию о данном документе мы будем искать в тексте, который лежит у вас на партах.
Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Вам нужно внимательно прочитать текст и ответить на следующие вопросы:(Текст нужно раздать каждой паре!!!!) Ответы отмечают ручкой разного цвета.
Когда и где была принята Декларация о правах человека? (черным)
О чем говорится в Декларации? (синим)
На что имеет право любой из нас? (зеленым)
Выслушивание работы пар.
3.Беседа о правах детей. Работа в группах.
- Ребята, а как вы думаете, какие права имеют дети Российской Федерации? Или дети никаких прав не имеют? Обсудите, пожалуйста, свое мнение в группах.
Выслушивание работы групп.
Все права детей отражены в Конвенции о правах ребенка.Чтение информации о данном документе по учебнику. Ответы на вопросы. Зачитывание ответов из текста .
Когда была принята Конвенция о правах ребенка?
Кто по Конвенции считается ребенком?
О чем говорится в Конвенции?
На что имеет право ребенок?
Зачем нужно каждому ребенку знать о своих правах?
IV. Первичное закрепление
1. На слайде мы видим основные права детей, которые отражены в Конвенция о правах ребенка. Как вы думаете, соблюдаются ли ваши права, которые отражены в данном документе?
Право на воспитание в семейном окружении
Право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды.
Право на приемлемый уровень жизни.
Право на медицинский уход
Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение.
Право на отдых.
Право на бесплатное образование.
Право на безопасные условия жизни
Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы
Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Неотъемлемое право на жизнь.
Право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Права детей в мультфильмах.
- А теперь мы закрепим знания о ваших правах. Я вам предлагаю посмотреть видеофрагмент «Права детей в мультфильмах»
3. К кому же еще можно детям в Российской Федерации обратиться за защитой своих прав.
- УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА Кузнецова Анна Юрьевна. Единый общероссийский телефонный номер «Детский телефон доверия» 8 800 2000 122.
- Уполномоченный по правам ребенка в республике Татарстан.
ВОЛЫНЕЦ ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан.Службы экстренной психологической помощи по телефону, действующие в Республике Татарстан :город Казань (843) 571 3 571, (843) 277 0000 круглосуточный
4. Основные обязанности граждан РФ.
Но у граждан Российской Федерации есть не только права ,но еще и обязанности. В чем их различие? “Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.
Гражданин обязан соблюдать законы государства
Гражданин должен платить налоги, сборы
Гражданин должен защищать Отечество
Гражданин должен сохранять природу
Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях
Гражданин должен беречь памятники культуры.
VI. Рефлексия деятельности.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Удалось ли достичь цели, которые вы ставили в начале урока?
- Обобщение по таблице.
Домашнее задание: стр…….. составить 5 тестовых заданий по теме урока, пользуясь информацией учебника.