Способствовать воспитанию бережного отношения к животным.
Формировать УУД.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты
Предметные:
Знания: познакомятся с условиями жизни животных.
Умения: научатся правильно называть детёнышей животных.
Навыки: определять среду обитания животного по его внешнему виду.
Метапредметные:
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (условия, влияющие на сохранение жизни животного), отличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы.
Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа "хорошего ученика".
Основные понятия: Животные, пища, воздух, вода, тепло, свет.
Ресурсы: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч., А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, презентация к уроку.
I. Мотивация к учебной деятельности (1 минута)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
- Как вы думаете, сегодня у нас урок повторения или новых знаний?
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (7 минут)
Цели:
- организовать повторение изученного;
Начнём урок с игры «Молчанка». Я показываю, что должно быть у вас на партах, а вы проверяете готовность к уроку. Если чего - то нет, приготовьте.
Муравьишка по дороге к нам сорвал веточку дерева. (Слайд 2) Он забыл наш прошлый урок, на котором мы узнали, что растения живые.
- Докажите это Муравьишке еще раз, чтобы он запомнил.
- Давайте вспомним, что необходимо растениям для жизни?
На доске карточки:
Выходит один ученик и выбирает нужные карточки.
- Муравьишка пришел в класс не один, а вместе со своими друзьями, а кто они, вы узнаете, послушав стихотворение. (Слайд 3-12)
Я буду читать стихотворение, а вы хором вставляйте подходящее по смыслу слово.
Затеем-ка игру! - промолвил … (кенгуру)
Быстрей сходитесь в круг, - пробормотал… (индюк)
Нам вовсе не до игр,
за всех ответил … (тигр)
Да и какой в них толк? -
добавил серый… (волк)
Уж лучше я уйду,-
воскликнул… (какаду)
А я уж поскакал,
протявкал трус … (шакал)
Жаль, поиграть нам не пришлось, - вдруг промычал печально … (лось)
Ах, ах, оставим эту тему,-
сказал капризно страус… (эму)
Сыграем в следующий раз,
всех успокоил … (дикобраз)
Нет, ты меня теперь не трожь, и я колюч, - профыркал… (ёж)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (о животных)
- А что еще мы должны узнать о животных?
- Докажите, что животные - живые существа.
Обобщение: все животные дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются и умирают.
III. Изучение нового материала (23 минуты)
Цели:
- организовать изучение нового материала.
- формировать умение делать выводы.
- организовать практическую работу
Вспомните, с какими группами животных вы знакомы? (Слайд 13)
-Насекомые, рыбы, птицы, звери.
- Приведите примеры.
Слушают сообщения о животных, приготовленные учащимися класса (слайд 14-19).
Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Хвост лисы называют «правилом». Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться, лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.
Заяц самое пугливое животное. Чуть, услышит какой шорох – сразу бежать - он отличный спортсмен! Летом заяц серый, а зимой меняет шубку на белый цвет. Заяц любит морковку, яблоки и капусту. Еще ест разную траву, тонкие веточки, кору, семена, ягоды. Заяц живет в норке, которую роет в кустах, так он прячется от хищников – волка и лисы.
Белки – всеядные животные, любят лакомиться орехами, грибами, ягодами, семенами. Весной питаются почками деревьев. Иногда едят насекомых, лягушек и небольших птиц. Дупло – домик для белочки, там она хранит запасы на зиму. А бывает, что закапывает орехи в землю.
- Что нового вы услышали об этих животных?
Работа по учебнику. Стр.72-73
- Мы должны сегодня выяснить, что необходимо животным для жизни и чем они отличаются от растений.
1. Размножение животных
- Как размножаются растения? (семенами)
- Как появляются на свет животные?
Игра "Потерялись малыши"
Помогите малышам: Потеряли дети мам. Без родителей, одни Попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!
Электронное приложение
Один ученик работает за компьютером, соединяет маму и детеныша.
А другие ученики играют с учителем.
1. Волк - волчонок 2. Медведь - медвежонок
3. Лошадь - жеребенок 4. Белка - бельчонок
5. Корова - теленок
6. Индюк - индюшонок 7. Ёж - ежонок
8. Кошка - котенок
9. Овца - ягненок
10. Свинья - поросенок 11. Собака - щенок
- Животное родилось и что ему сразу необходимо?
Стр. 72 учебника, задание 1
- Определите, кто что ест.
- Сделайте вывод: все животные питаются…
- Но для роста им нужна не только пища, но и … (вода).
- Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (Передвигаться.) С помощью чего разные животные могут передвигаться? Учебник стр. 72, задание 2
- Итак, все животные передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству.
Физминутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
- Где животные выводят своё потомство? (В жилищах.)
Стр.73, задание 3.
Соотнесите животное и его жилище. - Почему не на открытом месте? (Там тепло.)
(Слайд 20)
- Отгадайте загадки Муравьишки, кто где живет?
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобр, хатка)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом. (Дятел, дупло.)
Сделал дыру,
Вырыл нору.
Вот спальня,
Вот кладовка-
Все сделано ловко. (Хомяк. Норка.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
Ловко вылепит гнездо,
Высоко висит оно. (Оса)
- Что же ещё необходимо животным для жизни? (Тепло.) (Вывешивается карточка с надписью - "тепло")
(Слайд 12)
- Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, тепло.) - В чём же ещё нуждается каждое живое существо? ( Воздух, свет.) (Вывешиваются карточки с надписями: "воздух", "свет".)
IV. Закрепление нового материала (11 минут)
Цель:
- организовать работу над проектом
- Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, тепло, воздух, свет).
Работа в тетради стр. 50.
- Посмотрите на картинки и скажите, кого из этих животных вы поместите в его природный дом и почему?
Обоснуйте свой выбор.
- Многие животные живут дома. Это домашние животные.
Электронное приложение
Слушают сообщение о домашних животных
- Как правильно ухаживать за домашними животными?
- Какие предметы необходимы для ухода за домашними животными?
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 минуты)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Итак, давайте вспомним, как живут животные? Что необходимо животным для жизни?
- Оцените свои достижения на уроке.
- Объясните свой выбор?
Литература
1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «окружающий мир» 1 класс.- М.: ВАКО, 2013.-368 с.