Пречистенская СШ
Окружающий мир.
1 класс УМК «Школа России».
Учитель: Михалева Марина Васильевна
Тема: Как живут животные?
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и формы обучения: частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, работа в парах, работа с учебником, с тетрадью на печатной основе.
Образовательные ресурсы для обучающихся: лейка, тряпочка, палочка для рыхления земли, учебник, рабочая тетрадь, ножницы, клей для практической работы, цветные фишки, смайлики.
Образовательные ресурсы для учителя : интерактивная доска, презентация «Как живут животные?»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты: научатся наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
- узнавать зверя по описанию (загадке), называть его детеныша.
Получат возможность научиться:
- ухаживать за животными живого уголка;
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (уход за животными живого уголка);
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – осознание и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах;
логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т.д.).
Коммуникативные – формулировать свои затруднения, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные результаты: осознание необходимости бережного отношения к животным.
Организационная структура урока.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. | Цель для учителя: настроить на положительные эмоции. Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. - Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и пожелаем … | Понимают значение знаний для человека, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Слушают учителя. Выполняют просьбу учителя, высказывают пожелания друг другу на предстоящий урок. |
Закрепление ранее пройденного материала. Обеспечение усвоения ранее полученных знаний и способов действий на уровне применения в стандартной ситуации. | Цель для учителя: проверить знание правил по уходу за комнатными растениями. Организует беседу по вопросам: - На прошлом уроке мы говорили о том, как живет и развивается растение. Вспомним, какие условия необходимы растению для жизни? - Как надо ухаживать за комнатными растениями? - О каких правилах ухода за комнатными растениями вы узнали у взрослых? | Цель для обучающихся: формируют умение правильно ухаживать за комнатными растениями. Отвечают на вопросы учителя. Дети выходят к столу учителя и на цветах демонстрируют классу освоенные правила полива, рыхления почвы и протирания пыли. |
Мотивация учебной деятельности. | Цель для учителя: обеспечить мотивацию и принятие обучающимися цели учебно – познавательного процесса. (Слайд 2). - Муравьишка пришел в класс не один, а вместе со своими друзьями. Назовите их. - Предположите, о ком сегодня пойдет речь на уроке? - Сегодня мы с вами поговорим о том, как живут животные. - Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой (с. 72 учебника). | Цель для обучающихся: принимают цель урока, ставят перед собой учебные задачи. Отвечают на вопросы учителя. - О животных. Выполняют задание учителя, выстраивают понятные речевые высказывания, слушают друг друга, читают учебные задачи, понимают и стремятся их выполнить. |
Актуализация знаний. | Цель для учителя: выявить опорные знания обучающихся по данной теме. Организует беседу по вопросам: - Почему вы считаете, что животные – живые существа? Докажите. Расскажите по своим наблюдениям, как животные появляются на свет, как они растут и развиваются, чем питаются. | Цель для обучающихся: учатся слушать и слышать товарищей, отстаивают свою точку зрения. По своим наблюдениям, ранее полученным знаниям рассказывают о жизни животных. |
Освоение нового содержания и его применение. Мотивирование обучающихся к учебному действию и его самостоятельному осуществлению; фиксирование индивидуальных затруднений в выполнении задания и обоснование этих затруднений. Работа с учебником. Работа в тетради. | Цель для учителя: расширить представление о жизни животных; решать задачу, необходимой для обеспечения содержательной непрерывности; отрабатывать правила работы в парах. Презентация. (Слайд 3). - Начнем с того, что живому существу нужно питание. Рассмотрите рисунок. В верхнем ряду назовите изображенных животных. Во втором ряду взяты предметы, которые являются пищей для этих животных. Кто из них что ест? - Какой вывод мы можем сделать? (Слайд 4). - Рассмотрите следующий рисунок. Определите, каким животным принадлежат эти части тела. Для чего они служат? - Какой вывод мы можем сделать? - Как могут передвигаться животные? - Животные приносят потомство и заботятся о нем. Многие животные строят для своей семьи жилье. - Попробуем определить: кому какое жилье принадлежит. У вас на столах – по пять пар цветных фишек. Ими надо накрыть хозяина и его жилье на рисунках задания 3 учебника. (Учитель проходит и проверяет выполнение задания). - У какого животного жилье называется норой? - Хомяк роет свою нору под землей и прячет в нее запасы на зиму. - Рассмотрите жилье бобра. Кто знает как оно называется? Часть хатки со входом находится на берегу водоема, а часть – под водой. - У каких животных домики в виде гнезда? Правильно, и ласточка, и оса строят гнезда. - А что делает дятел? - Перечислите все виды домов, которые здесь изображены. - Все они разные. Это зависит от того, какой образ жизни ведет животное. Где, как правило, находятся гнезда? Почему? Где находятся норы? Почему? - Птицы летают, поэтому их гнезда – на деревьях, кустарниках. Рыбы плавают, поэтому их жилье – под водой. Кто-то из зверей построит дом из веток или выроет его под землей. - Попробуем смоделировать природные дома животных. Для этого нам понадобится рабочая тетрадь, ножницы и клей. | Цель для обучающихся: учатся узнавать животное по отдельным частям тела, систематизировать представления о животных, приводить примеры животных каждой группы; будут учиться управлять и контролировать свою деятельность. Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы учителя, делают выводы. - Все животные питаются. - Все животные передвигаются. - Летать, ходить, прыгать, плавать. Рассматривают рисунок в учебнике, работают в парах с цветными фишками. - Хатка. - У ласточки, осы. - Дупло. Учащиеся вырезают изображения животных из Приложения (с. 65) и помещают их на странице 50 тетради. Соседи по парте проверяют работу друг друга, затем наклеивают рисунки. |
Физкультминутка. | Цель для учителя: создать условия для эмоциональной разрядки, снять напряжение. См. приложение 1. | Цель для обучающихся: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий. Имитируют движения, ориентируясь на показ движений учителя. |
Практическая работа «Учимся ухаживать за животными живого уголка». | Цель для учителя: организовать коммуникативное взаимодействия с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний. - Сейчас мы с вами попробуем освоить некоторые приемы ухода за животными живого уголка. | Цель для обучающихся: знакомятся с условиями жизни некоторых животных; учатся высказывать свои суждения о совместной деятельности и ее результатах. На примере хомяка, волнистого попугая обучающиеся показывают и рассказывают об основных правилах ухода за животными. |
Кроссворд «Как называют ребяток – зверяток?» | Цель для учителя: воспитывать бережное отношение к животным. (Слайд 5). См. приложение 2. | Цель для обучающихся: научатся узнавать животное по характерным признакам, называть его детеныша. Разгадывают кроссворд: отгадывают загадки, называют детеныша животного. |
Рефлексия учебной деятельности. Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы. Показателем результата станет адекватная самооценка обучающихся оценке учителя, а также открытость обучающихся в осмыслении своих действий. | Цель для учителя: выявить уровень достижения поставленных задач урока, зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности. - Что мы узнали о жизни животных? Что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, воздух, тепло, свет). - Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли? - Где вам в жизни могут пригодится полученные знания? Рекомендации для занятий в семье. - Сколько лет могут жить животные? В дополнительной литературе или Интернете, с помощью взрослых попробуйте найти сведения о продолжительности жизни разных животных. Занесите их в таблицу задания 3 рабочей тетради. Учитель дает задание на самопроверку. (Слайд 6, 7). | Цель для обучающихся: оценивают собственную деятельность на уроке. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. После его выполнения дети сверяют свой ответ с ответом, который показывается в презентации, и показывают оценку (смайлики). |
Приложение 1.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко
Вдруг мы видим : у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
Как много мы увидели:
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
Приложение 2.
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех...(Волк)
Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд.
(Медведь)
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Лошадь)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его …?
(Индюк)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками за мышами.
(Еж)
Молоко пьет,
Песенки поет.
Чисто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)
Ходит печка,
Вся в колечках.
(Овца)
Спереди – пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка.
(Свинья)
К своим ласкается,
На чужих ругается.
У своего теремочка
Сидит на цепочке.
(Собака)