В разработке представлена технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение". Разработка составлены в соответствии с ФГОС. В уроке использованы деятельностные формы работы с обучающимися. В качестве дополнительного материала предатсвлены приложения, используемые на уроке (карточки для учителя, карточки для обучающихся, бортовой журнал урока, карточка для парной работы).
Просмотр содержимого документа
«технологическая карта (с приложениями) урока математики для 4 класса по теме Решение задач на движение»
Технологическая карта урока математики
Данные об учителе: Урванцева Ирина Владимировна, высшая категория, МАОУ «СОШ № 15»
Предмет: математика
Класс: 4
Учебник (ОС): Истомина Н.Б. Математика 4 класс
Тема урока: Решение задач на движение
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: дидактический материал, документ камера.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
• регулятивными УУД:
• познавательными УУД:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Мобилизирующий этап Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Входящая рефлексия. | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - Над какой темой мы работаем последнее время? - Начать сегодняшний урок я предлагаю с заполнения 1 части бортового журнала урока. - В течение урока мы с вами будем возвращаться к нашим бортовым журналам и заполнять их. Учитель наблюдает за ответами детей и обращает внимание на последний вопрос (именно он должен стать мостиком к теме урока). Если кто-либо из ребят ответил на вопрос «Я могу назвать скорость движения любого объекта» - да, то учитель задаёт несколько вопросов следующего плана: - С какой скоростью движется Солнце вокруг Земли? (вопрос-ловушка) - Действительно ли черепаха движется медленнее всех животных? - С какой скоростью перемещаются в человеческом теле нервные импульсы? | Учащиеся записывают Ф.И., дату заполнения, 1 часть «Оценка моих знаний по теме «Скорость» |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний. А). Выход на тему урока. | Учитель обращает внимание детей на тексты и формулирует задание по тексту (технология ТРМЧП) - Попробуйте определить тему сегодняшнего урока? - Предлагаю определить тему на сегодняшний урок (или проверить правильность формулировки), поработав в парах сменного состава. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (карточки для работы по технологии КСО) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (карточки для размещения на доске) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Варианты детей. Учащиеся работают в парах сменного состава. Озвучивают тему урока «Скорость движения животных в задачах». |
Рефлексия | Заполнение бортового журнала. | |
3. Работа с текстом (маркирование) | - Может ли кто-нибудь назвать скорости каких-либо животных? - У вас на столах лежит текст. Познакомьтесь с текстом и заполните первые две колонки таблицу. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - В этом тексте есть неточности. Заполните третью колонку. Если согласны с информацией поставьте +, если нет -. | Варианты детей. Учащиеся читают текст и заполняют предложенную таблицу. Учащиеся заполняют третью колонку. |
Рефлексия | Заполнение бортового журнала. | |
4. Этап отработки материала. | - Как вы думаете, чем мы сейчас займёмся? Мы разные движенья изучали Как скорость, путь и время рассчитать, узнали. Теперь попробуем мы знанья применить И задачи интересные решить. - Сформулируйте цель данной работы. (в ходе решения задач учащиеся должны заполнить последнюю колонку таблицы) - Вы можете работать индивидуально или в парах (учащимся предоставляется право выбора) Решение задач Задача 1 Хищная птица семейства ястребиных беркут за 3 часа преодолевает расстояние в 810 км. Скорость крупного сокола сапсана на 52 км/ч больше скорости беркута. Какое расстояние может пролететь сапсан за 7 часов полёта? Задача 2 Улитка по стволу дерева за 69 секунд поднялась на высоту 138 мм. Немного отдохнув, она начала движение с той же скоростью и была в пути 51 секунду. На какую высоту поднялась улитка? Задача 3 Из пункта А в пункт Б расстояние между которыми 240 км страус может добежать за 3 часа, а гепард окажется в пункте Б на 1 час раньше. С какой скоростью движутся страус и гепард? | Варианты детей. Варианты детей. Учащиеся решают задачи. В конце работы учитель может предложит учащимся проверить решение задач с помощью документ камеры. |
Рефлексия | Заполнение бортового журнала. | |
Этап подведение итогов (итоговая рефлексия). Домашнее задание. | - Все ли ваши предположения подтвердились? - Что интересного вы узнали о животных? - Вернитесь к своему бортовому журналу, заполните сводную таблицу баллов и выставите себе оценку за урок. (Во время работы учащихся учитель проходит по классу и отдельным учащимся выставляет дополнительные баллы за активную или качественную работу на уроке). - Дома вам необходимо найти в любых источниках скорости животных и составить для одноклассников две задачи на движение. | Ответы детей. |
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие скорость, движение. | Понимание, адекватное употребление в речи. |
Умение решать основные типы задач на нахождение скорости предметов. | Понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение. |
Регулятивные | Самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном. | Самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму. |
Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления. | Продуктивное совместное действие учащихся с одноклассниками по ранее составленным правилам. |
Познавательные | Закрепляют алгоритмы решения задач на движение; расширяют информационное поле при решении задач по теме «Скорость движения животных». | Самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. |
Коммуникативные | Умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. | Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля. |
Личностные | Формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. | Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ УРОКА МАТЕМАТИКИ
(вариант для детей)
Фамилия ___________________________ Имя _________________________
Дата заполнения __________________________________________________
Оценка моих знаний по теме «Скорость»
Я знаю, что такое скорость движения: да нет
Я умею находить скорость движения объектов: да нет
Я умею находить расстояние, пройденное объектом движения: да нет
Я умею решать сложные задачи на движение: да нет
Я могу назвать скорость движения любого объекта: да нет
Оценка работы на 1 этапе:
Мне понравилось работать в паре с __________________________
Я сам(а) работал(а) в парах на ________ баллов
Я знаю тему «Деление трёхзначных чисел на однозначные» на ______ баллов
Максимальное кол-во баллов за 1 этап – 10 баллов, я набрал(а) - _______ баллов
Оценка работы на 2 этапе:
Мне легко было работать с текстом: да нет
Я правильно заполнил(а) первую и вторую колонку таблицы: да нет
Третья колонка у меня: вызвала затруднение не вызвала затруднение
Свою работу я могу оценить на ______ баллов (от1 до 5)
Оценка работы на 3 этапе:
Я смог(ла) решить только одну задачу и заработал(а) _______ баллов.
Я правильно решил(а) две задачи и заработал(а) ______ баллов.
Я правильно решил(а) три задачи и заработал(а) ______ баллов.
Я не смог(ла) решить ни одной задачи самостоятельно и получаю 0 баллов.
Максимальное кол-во баллов за 3 этап – 15 баллов, я набрал(а) - _______ баллов.
Сводная таблица баллов за урок
Этап урока | Количество набранных баллов |
1 | |
2 | |
3 | |
Итого баллов за урок | |
Моя оценка за урок | |
«5» - 30 баллов и более
«4» - 23-29 балла
«3» - 16-22 баллов
«2» - менее 16 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(карточки для обучающихся)
188 : 4 | 333 : 9 | 639 : 9 |
472 : 8 | 260 : 5 | 552 : 3 |
685 : 5 | 594 : 6 | 3542 : 7 |
658 : 7 | 1296 : 8 | 522 : 6 |
375 : 15 | 260 : 4 | 1400 : 4 |
1422 : 6 | 261 : 3 | 1672 : 8 |
747 : 9 | 261 : 9 | 960 : 5 |
476 : 7 | 987 : 7 | 2821 : 7 |
2169 : 9 | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(карточки для размещения на доске)
47 С | 37 Д | 71 Ж |
59 К | 52 В | 184 И |
137 О | 99 И | 506 В |
94 Р | 162 Ж | 87 О |
25 О | 65 Е | 350 Т |
237 С | 87 Н | 209 Н |
83 Т | 29 И | 192 Ы |
68 Ь | 141 Я | 403 Х |
241 . | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Работа с текстом (маркирование)
(Вариант для обучающихся)
Внимательно прочитайте текст. | Заполните таблицу |
Скорость, которую используют животные, является как средством передвижения, так и средством спасения от хищников. Кроме того, скорость для животных, это средство удачной охоты. Скорость движения разных животных зависит от образа жизни, условий среды обитания и особенностей строения. Так, например, скорость улитки составляет около 12 мм/с. Страус бегает со скоростью быстро движущегося автомобиля - около 100 км/ч. В отличии от многих кошачьих, гепард преследует и настигает свою добычу, а не поджидает её из засады. В такие минуты гепард развивает скорость до 300 км/ч. Самым быстрым из животных является хищная птица сапсан. Она может развить скорость до 322 км/ч. | Объект | Ско-рость движе-ния объекта по тексту | Согла-сны ли вы с информацией | Верная информация о скорости объекта |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
(Вариант для учителя)
Внимательно прочитайте текст. | Заполните таблицу |
Скорость, которую используют животные, является как средством передвижения, так и средством спасения от хищников. Кроме того, скорость для животных, это средство удачной охоты. Скорость движения разных животных зависит от образа жизни, условий среды обитания и особенностей строения. Так, например, скорость улитки составляет около 12 мм/с. Страус бегает со скоростью быстро движущегося автомобиля - около 80 км/ч. В отличии от многих кошачьих, гепард преследует и настигает свою добычу, а не поджидает её из засады. В такие минуты гепард развивает скорость до 300 км/ч. Самым быстрым из животных является хищная птица сапсан. Она может развить скорость до 322 км/ч. | Объект | Скорость движения объекта по тексту | Согласны ли вы с информацией | Верная информация о скорости объекта |
улитки | 12 мм/с | - | 2 мм/с |
страус | 100 км/ч | - | 80 км/ч |
гепард | 300 км/ч | - | 120 км/ч |
сапсан | 322 км/ч | + | 322 км/ч |
| | | |
2
Просмотр содержимого презентации
«самые медленные и самые быстрые животные»
1 место по медлительности
Самое медленное животное – улитка.
Она передвигается со скоростью 2 мм/с
2 место по медлительности
Ленивец – животное средних размеров, но его
средняя скорость движения по земле всего 150 м/ч
3 место по медлительности
Водные черепахи развивают скорость до
25-35 км/ч, а полуводные черепахи
передвигаются со скоростью 10-15км/ч
4 место по медлительности
Обитание в холодных водах требует экономии
энергии и тепла. Поэтому Гренландская полярная
акула движется со скоростью всего около 2 км/ч.
1 место по скорости передвижения
Самая большая скорость в животном
мире – 322км/ч. Эту скорость развивает
сапсан при пикировании на добычу.
1 место по скорости передвижения
Абсолютным рекордсменом среди сухопутных
животных по быстроте движения является
гепард. Его скорость движения около 100км/ч.
- http://barbos.my1.ru/publ/terrarium/cherepakhi/vidy_cherepakh_sredneaziatskaja_cherepakha/25-1-0-228
- http://www.zooclub.ru/samye/bystrye_zhivotnye.shtml
- http:// allday2.com/index.php?cstart=918&year=2010