1. Организационный момент. 2. Упражнение в выразительном, беглом, осознанном чтении 3. Вступительное слово, постановка темы и целей урока 4. Работа над новым материалом. 5. Осмысление прочитанного 6. Проверка домашнего задания (словарная работа) 7. Работа в парах 8. Анализ произведения Физминутка 9. Работа в группах 10. Закрепление нового материала 11. Рефлексия. 12. Домашнее задание | Урок литературного чтения. Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение. Дыхательная гимнастика Давайте наш урок начнём с упражнения «3 точки». Посчитайте, сколько слов вы прочитали первый раз и запишите в читательские дневники. Слайд 1 - Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, который очень любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. Он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, Полесские болота, Карелия, Крым и Кавказ, описаны им в его произведениях. Я думаю, вы уже догадались, произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский. Слайд2 ( портрет писателя) -Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы». Сегодня готовы поработать над этим произведением? Слайд3 (эпиграф) -Считаете ли вы, что слова, записанные на доске, французского баснописца связаны с этим произведением? "Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим" (Жан Лафонтен). Сегодня на уроке мы будем работать над этим произведением. -Как вы думаете какие задачи на уроке мы можем поставить? К какому жанру относится это произведение и почему? Дома вы должны были выписать лексическое значение слов со звёздочками Слайд4 (словарная работа) Давайте поговорим о действующих лицах этого рассказа. Поработайте в парах и перечислите друг другу всех персонажей. - Назовите действующих лиц этого рассказа. Моделирование. 2 учащихся составляют схему на доске -Почему Ваня пришел к ветеринару? - Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца? - Найдите в тексте и зачитайте, как заботился Ваня о зайце, неся его домой? «Бегущие огоньки» Предлагаю поработать в группах После выступления 1 и 2 группы. Давайте вернёмся к схеме с персонажами произведения - Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему? Слайд5 (Дед и Ваня пришли к доктору) Найдите строки в рассказе, которые относятся к этой иллюстрации). А доктор вызывает осуждение? - В рассказе есть еще одно действующее лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей. (ПРИРОДА) в схему. -Найдите в тексте строки, которые подтверждают это. -Как вы думаете кто ещё из персонажей должен быть в центре? Вокруг кого развиваются все события? Он является частью природы? (ЗАЯЦ) в схему. -Как мы, люди должны относиться к природе? (Я) в схему. - Как же автор относится к природе? (АВТОР) в схему. Выступление 3 группы. Так построены действия в рассказе. -Как же было в жизни, с чего началась эта история? Слайд6 (действия в рассказе и действия в жизни) -Какие чувства испытываете вы, когда слышите слово пожар или видите его? Слайд7 (Пожар в лесу) -Отчего начался в лесу пожар? -Почему автор описание пожара поместил почти в самом конце произведения? - От чего ещё случаются пожары в лесу? Слайд8 (Из одного дерева) Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одна спичка может погубить миллион деревьев. Выступление 4 группы. Почему из всех пословиц и поговорок вы выбрали именно эту? А сейчас проверим, все ли внимательно читали это произведение. Тест с использованием мобильного класса. Оценивание учащихся. -Какова идея данного произведения? -Почему этот рассказ поместили в раздел «Учимся любить»? -А вам бы хотелось, кого то, спасти. -Легко это делать, спасать? Недавно мы с вами рисовали рисунки о спасателях, сегодня будем читать стихи о героях Отечества. -Кого из героев можно назвать героями? Уч. с. 163-169, подготовить краткий пересказ. Кто желает выучить наизусть описание грозы на стр. 166 | Надувают шары. Учащиеся читают художественную литературу Константин Георгиевич Паустовский Читают эпиграф на доске. Размышляют о смысле сказанного в эпиграфе урока. Это рассказ. Это сравнительно небольшое по объёму произведение. Чаще всего события и действующие лица рассказа группируются вокруг одного эпизода, одного события или характера. Учащиеся читают значение слов: Оголец - озорной мальчишка, молодой парень. Онучи - длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги. Пенсне - очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу. Кратер – чашеобразное или воронкообразное углубление в вершине вулкана Шамкать – говорить невнятно пришептывая Посох - длинная палка, трость с загнутым верхним концом или набалдашником Коновал - знахарь, лечащий лошадей. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович) ? Ответы учащихся Стр. 165, верхний абзац 1 группа выполняет задание. Дайте характеристику героям: Ваня, доктор, аптекарь. 2 группа выполняет задание. Дайте характеристику героям: Дед, Анисья, Ветеринар. 3 группа выполняет задание. Восстановите порядок действий описанных в рассказе. 4 группа выполняет задание. Выберите из пословиц ту, которая больше всего относится к нашему рассказу. Ветеринар Стр. 166 второй абзац снизу Стр. 166, нижний абзац Больной заяц - в центре событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Бережно. Должны помогать и защищать природу. События в рассказе: Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи. Дорога в город. Встреча с доктором. Лесной пожар. Заяц у деда. От жары, которая стояла в то лето. Описание пожара нужно в рассказе для того, чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда, чтобы стало ясно, почему дед-охотник вдруг лечит зайца, а не «жарит его с луком». - Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Учащиеся выполняют на нетбуках экзамен (тест) в программе Classroom Management. Ответы учащихся | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Предметные Познавательные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Предметные Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Личностные Регулятивные Личностные Предметные Познавательные Личностные Регулятивные |