Цель: познакомить учащихся с основными положениями Конституции РК, Конвенции о правах ребенка, помочь ребенку осознать наличие своих прав и обязанностей.
Задачи:
- знакомство с документами, в которых изложены права и обязанности. Осознание своих прав и обязанностей.
- развивать умение анализировать, делать выводы, применять знания.
- воспитывать уважение к своим правам и правам других людей.
Тип урока: изучение нового материала
Наглядность: презентация, Конституция, закон "О правах ребенка", "Конвенция о правах ребенка, видео фрагменты мультфильмов, памятки для каждого с правами.
Ход урока
1.Орг. момент. Психологический настрой. Сообщение темы, задач урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока " Конвенция. Права ребенка. " »
Тема урока: Права человека. Конвенция о правах ребенка
Цель: познакомить учащихся с основными положениями Конституции Казахстана о правах человека и «Конвенции о правах ребенка»; помочь ребёнку осознать наличие своих прав и обязанностей.
Задачи:
Знакомство с документами, в которых изложены права и обязанности. Осознание своих обязанностей и прав в школе и семье.
2. Развивать умение анализировать, делать выводы, применять знания
3. Воспитание уважительного отношения не только к своим правам, но и правам других людей.
Тип урока: изучение нового материала
Наглядность: презентация, отрывки из мультфильмов, конституция РК, Конвенция о правах ребенка, закон «О правах ребенка», памятки с правами
Ход урока:
Орг момент. Психологический настрой. Сообщение темы, определение задач урока. Что мы должны сегодня узнать? Как вы думаете, для чего нам нужны эти знания?
В некоторых моментах вы будете работать с соседом по парте.
На что надо обратить внимание, работая в паре? (прислушиваться к мнению другого, умение договариваться, находить компромисс, доказывать свою точку зрения, быть терпеливым, уважать мнение другого)
Актуализация знаний.
Составление ассоциации: для меня Казахстан - это …
Казахстан
Ребята, а кто возглавляет нашу страну? Президент, Нурсултан Абишевич Назарбаев. Что вы знаете о Президенте?
Вывод:
Президент страны – регулирует деятельность государства, издает Указы, подписывает приказы, договора, законы.
Изучение нового материала.
А в каждой стране есть Основой закон, по которому все живут - …..кто знает, как называется основной закон страны? Конституция – это самый главный закон. Ему подчиняются все. (Показ Конституции)
О чем же говорится в нем?
Чтение ………………. первого абзаца текста стр.145.
Вывод: в Конституции говорится о личной свободе, правах и обязанностях граждан Республики Казахстан.
Ответы детей.
Кто же принимает законы в нашей стране?
Самостоятельное чтение текста с пометками + или -, ответы на вопросы.
Вывод: законы принимает Парламент. Депутатов в Парламент избирает народ.
Что из прочитанного было новым для вас, а что уже знали? Заполнение таблицы
Знал
Не знал
4.Гимнастика для глаз
Знакомство с понятием «право»
Мозговой штурм – как вы понимаете значение слова «Право»
2) Свобода, возможность совершать, осуществлять что-л., предоставляемые законами государства.
Итак, права человека - это правила, по которым живут люди в стране, они определяют отношения людей в обществе.)
6. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.
Подумайте, есть ли у ребенка права и какие? Индивидуально, в паре, в группе
-ответы детей (разворачиваются друг к другу парами)
Обобщение учителем: Каждый человек с самого рождения наделяется правами, которые никто не может отнять.
-Ребята, а кто знает, как называется документ, в котором закреплены права детей? (КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА, она была принята ООН
20 ноября 1989 года)
Конвенция о правах ребенка(в переводе с лат. договор, соглашение)– конвенция это договор о защите прав ребенка, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
-Конвенцию о правах ребенка еще называют МИРОВОЙ КОНСТИТУЦИЕЙ ПРАВ РЕБЕНКА, как вы думаете, почему? (конституция – это главный закон страны, а конвенция это закон, который признали большинство государств и живут в соответствии с ним).
-Наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.
-Всего в конвенции 54 статьи, но многие из них тесно связаны друг с другом.
Знакомство с правами по слайдам
7.Физминутка.
8. Закрепление.
Перед вами на партах сокращённый перечень прав ребёнка.
- В паре с соседом ознакомьтесь со статьями из Конвенции и выделите любые три права, которые, на ваш взгляд, являются самыми важными именно для вас.
-На что надо обратить внимание, работая в паре? (прислушиваться к мнению другого, умение договариваться, находить компромисс, доказывать свою точку зрения, быть терпеливым, уважать мнение другого, распределение обязанностей)
Сокращённый перечень прав ребёнка
(приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Право на равенство и свободу, личную неприкосновенность.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и здоровое развитие.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Право на то, чтобы ребёнок не разлучался со своими родителями, вопреки их желанию.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 24. Право на охрану здоровья, медицинский уход, на медицинское обслуживание.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни, право на жилище и его неприкосновенность. Что значит неприкосновенность жилища? Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем людей).
Статья 28. Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным. Среднее и высшее – доступным для всех детей.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения, физического и психического насилия
-Какие статьи вы отметили? Почему именно эти, объясните свой выбор?
-Какое самое главное право есть у каждого ребенка. Но его часто забывают назвать, настолько оно естественно?
-Почему это право самое важное? (с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.)
Каким правом пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (право на образование – посещать школу, учиться).
9.Мультиплликационный практикум «Узнай право».
-А сейчас, я предлагаю поучаствовать в мультипликационном практикуме. Просмотрим отрывки из мультфильмов, какие нарушения прав героев вы сможете увидеть и назвать.
1) «За щелчок», где зайчик обижал божью коровку, енота.
(нанесение физического ущерба)
2)«Чиполлино», где Чиполлино вытаскивают из его домика
-Какое право Чиполлино нарушено? (неприкосновенность жилища)
-В каких произведениях нарушается это право? (Три поросенка, Ледяная избушка)
А попробуйте вы тоже привести пример мультфильма или сказки, где нарушаются права героев.
10. Права и обязанности.
-Молодцы! У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности
-Какие свои обязанности вы можете назвать? ( беречь своё здоровье и здоровье окружающих, добросовестно учиться, соблюдать правила поведения, слушаться родителей, получить образование, бережное отношение к окружающей среде, уважительное отношение к государству и соблюдение его законов и др…)
Основной обязанностью школьника является выполнение правил поведения, с которыми мы познакомились в начале первого класса.
11.Игра «Да - нет» (хлопки, молчание):
Конституция – это основной закон страны
Законы в стране принимает Парламент
Конвенция это соглашение о защите прав взрослых
Казахстан подписал Конвенцию о правах ребенка
Детьми считаются лица до 18 лет
12.Подведение итогов. На столах лежат выражения, из которых нужно выбрать права ребенка.
13. Рефлексия.
Что нового узнали вы сегодня? Что понравилось на уроке? Что было не понятно?
Оценивание. Какую оценку за работу поставили бы себе вы? Оценка и обоснование учителя.
Домашнее задание. стр 146 – 147, ответ на вопросы.
Право на жизнь. Право на имя и на гражданство.
Право на медицинскую помощь, медицинское обслуживание.
Право на образование.
Право на отдых и досуг, право участвовать в развлекательных мероприятиях.
Право на жилище, неприкосновенность жилища.
Право свободно выражать свои мысли, иметь свое мнение.
Право на семью, право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства( ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям)
Право на равенство и свободу.
Право на свободное перемещение и выбора места жительства в пределах своей страны.