РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 5 КЛАССА «СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА»
РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 5 КЛАССА «СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА»
Методическая разработка «Современные виды спорта и физические упражнения. Спортивная лексика» является разработкой интегрированного урока русского языка и физической культуры. Урок разработан совместно с учителем физической культуры МБОУ СОШ №66 Здрок Верой Анатольевной. Цель данного урока - познакомить учащихся с современными видами спорта, дать понятие о новой спортивной лексике, о происхождении новых видов спорта и их названий.
Актуальность данной разработки связана с активизацией спортивного образования, усилением спортивно-массовой работы среди молодёжи в преддверии зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Урок состоит из нескольких этапов: разминка, теоретический материал, практические упражнения, закрепление полученных знаний. На всех этапах урока используется мультимедийная презентация, демонстрирующая современные виды спорта. В ходе урока применяются игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные образовательные технологии.
Данная методическая разработка соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого вида и рекомендована школьными МО учителей русского языки и литературы и физической культуры к использованию в учебном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 5 КЛАССА «СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА»»
8
РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
«СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
СПОРТИВНАЯ ЛЕКСИКА»
Авторы разработки:
учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара
Здрок Вера Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара
Степанян Арега Сергеевна.
Предмет: физическая культура, русский язык
Разделы: спортивные игры, орфография, лексика,
Тема урока: «Современные виды спорта и физические упражнения. Спортивная лексика».
Продолжительность занятия: 40 минут
Класс: 5
Цель урока: познакомить учащихся с современными видами спорта
Задачи урока:
1. Обучающие
приобретение новых знаний о современных видах спорта, физических упражнениях, о спортивной лексике.
2. Развивающие
формирование межпредметных связей;
развитие аналитических способностей, внимания, мышления:
совершенствование быстроты, ловкости, координации движения.
3. Воспитательные
воспитание физических качеств, ответственного отношения к своему здоровью, умения работать в команде.
Оборудование урока:
ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
гимнастические скамейки;
доска, мел, магниты, ватман, тетради в линейку, авторучки;
секундомер, жетоны;
магнитофон, диски
Спортивный инвентарь:
мячи (волейбольный, баскетбольный);
биты бейсбольные;
ракетки (бадминтонная, теннисная);
клюшки хоккейные;
штанги;
обручи.
План урока:
Части - блоки урока
(краткое содержание деятельности учителя и учащихся)
Время реализации
1. Организационный момент: приветствие, вступительное слово учителя. Техника безопасности на уроке.
3 мин.
2. Выбор экспертной группы и демонстрация видов спорта на экране с правильным написанием
4 мин.
3. Комплекс ОРУ в движении, на месте
7 мин.
4. Подведение итогов экспертной группы
2 мин.
5. Викторина «Определи вид спорта»
5 мин.
6. Эстафета «Угадай вид спорта и запиши его название»
6 мин.
7. Подведение итогов эстафеты
2 мин.
8. Проверка знаний спортивной терминологии
9 мин.
9. Домашнее задание
2 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Построение. Приветствие, тема урока «Современные виды спорта и физические упражнения" Спортивная лексика». Техника безопасности на уроке физической культуры.
Слайд 1.
Цель урока:
1. Знакомство с современными видами спорта.
2. Правильное написание и произношение спортивных терминов (орфография, орфоэпия).
Ребята, вы хорошо знакомы со многими видами спорта. Сейчас вы должны их определить, название записать на листочках. Экспертная группа подведёт итоги (на экране демонстрируются виды спорта).
Баскетбол
Слайд 2
Регби
Слайд 3
Волейбол
Слайд 4
Бейсбол
Слайд 5
Бадминтон
Слайд 6
Армрестлинг
Слайд 7
Хоккей
Слайд 8
Теннис
Слайд 9
Бокс
Слайд 10
Биатлон
Слайд 11
Бобслей
Слайд 12
Художественная гимнастика
Слайд 13
Дети сдают листочки с ответами, экспертная группа подводит итоги.
3. Разминка.
Учитель. Пока экспертная группа подводит итоги, мы проведём разминку.
ходьба (на носках, пятках).
бег:
а) медленный;
б) с высоким подниманием бедра;
в) с захлёстыванием голени;
прыжки:
а) с ноги на ногу;
б) скрестным шагом;
в) приставными шагами (правым, левым боком).
ОРУ в парах:
1. И.п.- стоя лицом друг к другу стойки ноги врозь руки согнуты. Опираясь ладонями, поочерёдно сгибать и разгибать руки.
2. И.п. – стоя лицом друг к другу. Отведение и приведение (поднимание в стороны и опускание) рук с сопротивлением товарища.
3. И.п. – стоя лицом друг к другу руки вперёд. Разведение рук в стороны с сопротивлением.
4. И.п. – стоя лицом друг к другу ноги врозь, руки на плечи друг к другу. Пружинящие наклоны вперёд с дополнительной помощью партнёра.
5. И.п. – то же, что и в упражнение 4. Пружинящие наклоны в стороны.
6. И.п. – стойка ноги врозь спиной друг к другу. Взять друг друга по руки, первый наклоняется в сторону, второй сопротивляется, затем первый выпрямляется, а второй оказывает сопротивление.
7. И.п. – стоя спиной друг к другу руки вверх, пальцы сцеплены . Шаг вперёд одной ногой , прогнуться назад. То же с другой ноги.
8. И.п. – стоя спиной друг к другу с захватом под руки и опираясь лопатками друг в друга. Приседания.
9. И.п. – стоя лицом друг к другу руки на пояс партнёра. Поочерёдные прыжки с помощью товарища.
4. Подведение итогов экспертной группы. Работа над ошибками
Слайд 14
5. Викторина «Определи вид спорта».
Условия викторины:
- ребята показывают определённые упражнения, а Степанян. А.С. зачитывает определения;
- принимается ответ у того, кто быстрее поднял руку (эксперты наблюдают);
- угадавший получает жетон, который впоследствии переведётся в оценку
1. Упражнения для красоты тела и здоровья, особо привлекательные для женщин, упражнений – соединение аэробики и атлетизма. (ШЕЙПИНГ).
Слайд 15
2. Японская система самозащиты без оружия, основанная на ударах рукой или ногой по наиболее чувствительным местам тела противника. (КАРАТЭ).
Слайд 16
3. Атлетическое троеборье, включающее в себя приседание со штангой, жим штанги лёжа и тягу штанги (ПАУЭРЛИФТИНГ).
Слайд 17
4. Вид спорта,заключающийся в быстром преодолении водной дистанции
Слайд 18
5.Составная часть индийской системы физического воспитания, включающая в себя физические упражнения, направленные на совершенствование тела и функций внутренних органов. (ХАТХА – ЙОГА).
Слайд 19
Подведение итогов викторины – экспертная группа.
6. Эстафета «Угадай вид спорта и запиши его название».
Слайд 20
Условия эстафеты: учащиеся делятся на две команды.
Когда прозвучит определение вида спорта, участник команды
- берёт из обруча предмет, используемый в нём,
- бежит к доске, оставляет предмет в другом обруче,
- записывает название вида спорта на доске и бежит на место.
Победивший в паре получает жетон. Эксперты дают жетон, определив самого быстрого и грамотного.
Эстафета. Здрок В.А читает определения:
1. Игра, название которой произошло от французского названия посоха с крючком у пастухов. Проводится на льду, травяной площадке, в зале. (ХОККЕЙ).
2. Спортивная игра, название которой произошло от названия города в Великобритании. В игре мяч с оперением перебрасывают ракетками через сетку. (БАДМИНТОН).
3. Спортивная игра двух команд, игроки которых, ударяя по мячу руками, стараются послать его через сетку на площадку соперников. (ВОЛЕЙБОЛ).
4. Спортивная игра на специальной площадке, разделённой сеткой пополам. Маленький мяч посылают ударами ракетки на противоположную половину площадки. (ТЕННИС).
5. Спортивная игра с мячом и битой напоминающая лапту. Участвуют две команды по девять человек. Она широко распространена в Северной Америке и Великобритании. (БЕЙСБОЛ).
6. Спортивная игра двух команд, игроки которых стараются забросить мяч руками в корзину укреплённую на специальном щите вверху (БАСКЕТБОЛ).
7. Подведение итогов эстафеты.
8. Проверка знаний спортивной терминологии
Расшифруйте смыл спортивных определений:
Пенальти – за снос соперника в штрафной площади обороняющейся команды, а также игра рукой (кроме вратаря) назначается 11-метровый штрафной удар (пенальти), пробиваемый с соответствующей отметки в штрафной площади.
Слайд 21
Офсайд - Положение вне игры
Слайд 22
Фол – это несоблюдение правил, вследствие персонального контакта с соперником и неспортивного поведения.
Слайд 23
Аут– положение мяча вне поля.
Слайд 24
Форвард – нападающий, лучший игрок в команде.
Слайд 25
Либеро – некоторые тактические схемы предусматривают наличие в составе команды так называемого «либеро», или свободного защитника, в обязанности которого входит «подчистка» возможных огрех партнеров по обороне.
Слайд 26
9. Домашнее задание: составить словарную диктовку из словосочетаний, включая термины (12 – 15 словосочетаний). Например, натренированный регбист, увлекательная хатха – йога.
Слайд № 27.
Список литературы:
Биркина Е.Н. Энциклопедия спорта. – Издательство дом «РИПОЛ КЛАССИК» 2002 год.
Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии - Издательство «Феникс», 2005 год.
Турыгин С.В., Кугач.А.Н.Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе – Издательство «Феникс», 2003 год.
Бондаренкова Г.В., Коваленко Н.И., Уточкин А.Ю.Физкультура. Поурочные планы 7 – 9 классы – Издательство «Учитель», 2005 год.
Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения с предметами – Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003 год.
Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка (произношение, ударение). Москва, издательство «Астрель – АСТ», 2004 год.
Краткий словарь современных понятий и терминов. Москва, издательство «Республика», 1995 год.
Технология развития критического мышления в ВУЗе: перспективы для школьного образования XXI века (материалы для конференции). Нижний Новгород, издательство «Арабеск» 2001 г.
Пояснительная записка.
Методическая разработка интегрированного урока по физической культуре для учащихся 5-7 классов. Урок интегрируется с разделами русского языка: орфографии и лексики.
Правильное физическое развитие детей невозможно без знания современной спортивной терминологии, особенностей написания сложных заимствованных слов. Основой гармонического развития физических, интеллектуальных и нравственных качеств ребёнка служат чередования выполнений физических упражнений и применение знаний, полученных на уроках русского языка. Формированию данных навыков на школьных уроках всегда уделяют пристальное внимание.
Урок разработан по разделам русского языка «Орфография и лексикология» и направлен на расширение школьниками своего кругозора, практическое применение усвоенных знаний. Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания интегрированного урока, способствуют укреплению здоровья и развитию умений работать в команде. Подвижные игры урока направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умений применять правила русского языка. На уроке использую различные формы обучения: фронтальный метод, поточный, групповой.
Разнообразие спортивного инвентаря способствует высокой плотности урока: бейсбольных бит, хоккейных клюшек, мячей, обручей. Применение современных компьютерных технологий говорит о высоком уровне учеников в сфере пользования новейшими технологиями. Смена двигательной деятельности обеспечивает активность и психоэмоциональный настрой учащихся.
Соединение уроков русского языка и физической культуры способствует умственному и физическом развитию учащихся, помогает ребятам, отстающим в спортивной части, самореализоваться в теоретической и творческой викторинах. Также знания современной спортивной терминологии пригодятся ученикам в преддверии Олимпийских игр.
Учащиеся в параллелях 5-7 классов – дети из благополучных семей, без серьезных психических и физических отклонений, поэтому программа будет легко воспринимаема.
Новизна опыта заключается в интеграции с Разделами русского языка. Учащиеся самостоятельно справляются с заданиями, демонстрируя знания. Это способствует поднятию интереса к русскому языку, к изученным видам спорта и нравственному совершенствованию сознания.