Просмотр содержимого документа
«Растительный и животный мир пустыни.»
ема :Природные зоны России. Зона пустынь. Растительный и животный мир. Учебный предмет: Окружающий мир УМК: Школа России Авторы учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Просвещение, 2022г. Цель и ожидаемый результат: Изучение особенностей природной зоны пустыни. Задачи урока: 1.Обобщить знания обучающихся о ранее изученных природных зонах России. 2.Сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни. 3.Организовать работу в группах. 4.Показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира от тепла и влаги. 5.Содействовать рефлексии деятельности. 6. Воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе 7.Организовать самооценивание учащимися работы на уроке. Тип урока: Открытия новых знаний. Урок - исследование. Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию. Формы организации учебной деятельности: Урок- исследование. Рассказ учителя с элементами фронтальной, самостоятельной и групповой работы учащихся Методы: Используется метод обучения системно - деятельностного подхода, при котором обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно - познавательной деятельности, развивают мотивационно-ценностную сферу личности, формируют осознанную познавательную мотивацию. Цели и задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия: личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация; познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций; регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества -формировать представление о природной зоне пустыни; -познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; -развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, -работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»; -воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну. Оборудование:гербарий,карта природных зон,тест,кроссворд,кактус в горшочке,мультимедийная презентация,песочные часы,выставка «Изделия из песка». Ход урока. 1.Орг.момент. 2.Психологический настрой на урок. -Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке и надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным. Интересный урок сегодня у нас К нему готовился каждый из вас. Чтоб отвечать - нужно много знать, Уметь думать, логически рассуждать. Вам, я уверена ,всё по плечу, Ведь я вас четвёртый год учу! Я верю, что каждого ждёт свой успех, Душою болею за вас за всех! Длинной,холодной зимой всегда хочется чего-то тёплого,яркого,необычного.И таким необычным может быть путешествие в поисках неизвестного. При этом научимся терпению, уважению, мы в поисках совместного решения. Пусть девизом нашего путешествия станут слова Михайло Ломоносова: «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно». Согласны ли вы отправиться в путешествие? Отправляясь в путешествие, поставим перед собой цель. Какова она? 3.Повторение пройденного материала. - С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? (Зона степей.) -Покажите её на карте. -Ответьте на вопросы теста. Слайд 1. -Проверьте себя.Слайд 2. - Оцените свою работу. - Я знаю,что вы любите разгадывать кроссворды, попробуем сейчас это сделать.Слайд 3. Вопросы: 1.Растение степи, занесённое в Красную книгу. (Пион.) 2.Красавка-самый маленький … . (Журавль.) 3.Вредитель полей, который на зиму впадает в спячку. (Суслик.) 4.Растение степи ,которое изображено на этом фото. (Типчак.) 5.Растение степи из гербария. (Ковыль.) 6.Насекомое,родственник кобылки. (Кузнечик.) 7.Зверь,который на зиму запасает до 15 кг зерна. (Хомяк.) Молодцы, вы хорошо усвоили материал прошлого урока! 4.Введение в новую тему. Актуализация и постановка проблемы. -Ребята, послушайте отрывок из повести Валентина Ежова и подумайте : «Возможно ли такое?» Двигался путник не быстро и не медленно, нормальным походным шагом по обжигающему песку. В одной руке у него была фляга, а в другой-палка. Человек шёл, не интересуясь пейзажем, потому что никакого пейзажа и не было-один песок, и солнце, белое солнце ,которое ослепляет и выжигает всё под собой. -Ребята, есть ли на земле такое место или этот автор-фантаст? -Давайте проверим ваше предположение. Прочитайте слово в кроссворде, начиная с буквы П и далее по вертикали.(Пустыня.) -Отрывок,который я вам прочитала из повести «Белое солнце пустыни».Кому интересно продолжение можете взять эту книгу в библиотеке и прочитать её. 5.Сообщение темы урока. -Кто готов сформулировать тему и цели урока?(Слайд 4)(Пустыни.) -дать ответ на вопрос: «Действительно ли в пустыне так пусто, как описывает автор в своём произведении?» 6.Работа с картой. -Найдите и покажите зону пустынь на карте. -Какую по размеру территорию занимают пустыни в нашей стране?(Маленькую.) Пустынь в России не много у нас И именно о них продолжим рассказ. 7.Работа с толковым словарём Ожегова. -Послушайте определение слова пустыня из толкового словаря Ожегова.(Читает ученик) 8.Работа над новой темой.(Слайд 5) -Пустыня-это самая засушливая зона России,летом температура воздуха достигает 80градусов.В такое время можно испечь яйцо на раскалённом песке.Жаркий день в пустыне сменяется прохладной ночью.Часто всё лето не выпадает ни капли дождя.А лето в пустыне продолжается 5 месяцев.Зима в пустыне короткая 2-3 месяца и малоснежная,со средней температурой января -10 градусов,но бывают морозы до -30.(Слайд 6)В зависимости от почв пустыни бывают каменистыми и глинистыми.(Слайд 7).Такие растрескавшиеся глинистые участки называют такыры.(Слайд 8).Но самую большую территорию занимают песчаные пустыни.(Слайд 8). -Вспомните,какие ветры и откуда дуют в степи и какие беды ни приносят?(Иссушают мелкие реки).(Слайд 10) -В пустыне под действием этих ветров происходит движение песков,образуются барханы-холмы высотой 3-8м.(Слайд 11)Самое удивительное,что под действием ветра они постоянно передвигаются.Были случаи,что движущиеся барханы засыпали сёла и даже большие города с населением более 1 млн.человек. -Могут ли в таких экстремальных условиях жить растения и животные?(Мнения разделились.)Давайте прочитаем об этом в учебнике на с.123.(Слайд 12) -Если попадёшь в пустыню весной,то глазам своим не поверишь-зелёный ковёр травы,тюльпаны,ирисы и маки.Кусты,в которых звенят птицы.Но это бывает лишь весной.Пройдёт несколько недель и мы не увидим больше яркого ковра и такого количества растений. -Что это за растение?(Показываю кактус).Что у кактуса вместо листьев и почему?()Колючки для меньшего испарения влаги.(Слайд 13).Кактусы в пустыне бывают разной формы и вырастают очень высокими.У некоторых кактусов очень красивые цветы и съедобные плоды.(Слайд 14).В зоне пустынь есть интересный тип растений-растения-насосы.Одно из самых известных таких растений-верблюжья колючка.Прочитайте о ней на странице 123 учебника. -Почему её так называют?Как приспособилась?(Корни уходят на глубину 20м)(Слайд 15) -Очень ценным жителем пустыни является колосняк.Его корни закрепляют пески и не дают им двигаться.Как приспособился?(Узкие листья,значит меньше испарение влаги.) -Здесь ещё видны ирисы.Где они запасают влагу?(В клубнях).А тюльпаны?(В луковицах).А вот маки иначе приспособились,они успевают за короткий период вырасти,отцвести и принести семена. -Среди песков встречаются и деревья.(Доклад ученика о саксауле).(Слайд 16) 9.Работа с тетрадью. -Откройте свои тетради и выполните практическую работу №1. 10.Физ минутка под музыку. -Сядьте поудобнее,закройте глаза и представьте,что вы в пустыне.Труден путь через пески.Самая большая мечта путника-вдоволь напиться и вдруг…О,чудо!Вдали отчётливо виден берег,а дальше море и даже слышится шум волн,и,кажется,что долетают солёные брызги.Путники оживляются,скорей…Но всё это-обман!(Откройте глаки,сядьте правильно.) -Кто знает,как называется это природное явление? (Мираж) -До сих пор происхождение миражей-это загадка,на которую учёным ещё предстоит дать ответ. 11.Знакомство с животным миром пустыни -Ребята,вы познакомились с растительным миром пустыни,вспомните цепи питания,сделайте свои выводы о том,кто ещё обитает в пустыне?(Животные) -Несмотря на жаркий климат и дефицит влаги,в пустыне обитают животные.Рассмотрите изображения животных на с.126 учебника. -Можно ли по внешнему виду этих животных догадаться в какой природной они обитают?(Защитная маскирующая окраска-она одних защищает от хищников,а другим даёт возможность подкрасться.) -Каждое животное пустыни по-своему интересно.Вот к примеру сайгак.(Слайд 17) -Сейчас вы познакомитесь ещё с 2 жителями пустыни.Будьте внимательны,обратите внимание на цепь питания и приспособление к условиям пустыни. Ящерка-лисичка-корсак.)(Видео о ящерке.) 12.Работа в парах. Ученики выполняют задание № 5 в тетрадях. Выводы:Животные пустыни не требовательны к приёму пищи,способны быстро передвигаться ,т.к. поисках воды и пищи им приходится преодолевать большие расстояния.Могут надолго впадать в спячку.Многие ведут ночной образ жизни,когда спадёт жара.Те животные,которые ведут дневной образ жизни от раскалённого песка и палящего солнца спасаются на ветвях деревьев или в их тени. Слайд 18 -Вот на горизонте показалось сказочное ведение:островок пальм,хижины,изобилие зелени,в водоёмах-фламинго,лебеди,павлины разгуливают.Неужели снова мираж? Слайд 19 -Это оазис-участок в пустыне.Здесь есть вода.Что только не растёт здесь:кипарисы,лианы,пальмы.Люди занимаются земледелием.Выращивают пшеницу,финики,манго,виноград,абрикосы,овощи.Слайд 20 13.Итоги урока. -С какой природной зоной познакомились сегодня на уроке? -Действительно ли в пустыне пусто? В успешном достижении поставленных целей нам помогло то, что мы учились терпению, уважению в поисках совместного решения. У каждого из вас сложился свой образ пустыни. Но люди, побывавшие в пустыне, говорят: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни. Ты -- сама жизнь. Ты -- величайшее в мире богатство». О чем эти слова? -Что такое оазис?(Участок земли,где есть вода.) -Что такое мираж? (Природное явление.) -Что такое барханы? -Как остановить движения барханов? (Посадить саксаул,коровяк,т.е. растения-закрепители песков.) 14.Рефлексия. -Какое задание было самым интересным? -Какое задание показалось самым трудным? -С каким настроением уходите с урока? -Я довольна вашей работой на уроке.Вы хорошо потрудились.