Цель: - познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;
Задачи:
- обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания о растениях;
- формировать интерес и создать условия для исследовательской деятельности учащихся
- развивать устную и объяснительную речи учащихся, их самостоятельность, формировать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
- воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся, прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска. Раздаточный материал: картинки с растениями для работы в парах, карточки «Что общего у растений?», объекты исследовательской деятельности: жёлуди, проросшие и непроросшие семена. Цветные кружочки, отражающие деятельность учащихся на уроке.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-исследование с применением проектной методики.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно- исследовательский, перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов); логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).
План урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
3. Повторение пройденного.
4. Новая тема.
§ Развитие растения из семени.
§ Физ. минутка.
§ Условия необходимые для жизни растений.
§ Первичное закрепление.
§ Подведение итогов.
5. Рефлексия
6. Самооценка
7. Домашнее задание
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Растениям нужны воздух, свет и тепло.»
Казахстан, Северо – Казахстанская область, город Петропавловск
КГУ «Школа – детский сад № 26» ,учитель начальных классов,
2 категория
Юровник Инна Геннадьевна
Тема: Растениям нужны воздух, свет и тепло.
Цель: - познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;
Задачи:
- обобщить, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания о растениях;
- формировать интерес и создать условия для исследовательской деятельности учащихся
- развивать устную и объяснительную речи учащихся, их самостоятельность, формировать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
- воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся, прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска. Раздаточный материал: картинки с растениями для работы в парах, карточки «Что общего у растений?», объекты исследовательской деятельности: жёлуди, проросшие и непроросшие семена. Цветные кружочки, отражающие деятельность учащихся на уроке.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-исследование с применением проектной методики.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемно- исследовательский, перцептивный (сочетание словесного, практического, наглядного, аудиовизуального методов); логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогии).
План урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Повторение пройденного.
Новая тема.
Развитие растения из семени.
Физ. минутка.
Условия необходимые для жизни растений.
Первичное закрепление.
Подведение итогов.
Рефлексия
Самооценка
Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный момент. (слайд № 1 )
- Армысың алтын күн!
Армысың көк аспан!
Армысың жер ана!
Армысыңдар достарым!
Армысыңдар қонақтар!
- Қазір қай сабақ? ( дүниетану)
- Қазір қай жыл мезгілі? (қыс)
- Қыс айлары қаңдай? ( желтоқсан, қаңтар, ақпан)
- Қазір қаңдай ай? (желтоқсан)
- Бүгін аптаның қандай күні? (сейсенбі)
- Бүгін нещесі? (Желтоқсанның он бірі )
- Бүгін қаңдай ауа райы? ( Бүгін күн суық. Ауа температурасы 5 градус. Жел жоқ. Аспан бұлтты.) (слайд № 2 )
Загадка: - В этот гладенький клубок бронзового цвета
Спрятан маленький дубок будущего лета. (жёлудь)
- Откроем волшебный сундучок.
- Что там? (жёлудь)
- Как же в маленьком жёлуде может спрятаться целое дерево?
- Ответ на этот вопрос мы найдём сегодня на уроке. А также выясним, как развиваются растения и что нужно для их жизни.
Тема нашего урока: « Растениям нужны воздух, свет и тепло». (слайд № 4 )
III. Работа над пройденным материалом
1.Работа в группах.
- Сендер қандай өсімдіктерді білесіңдер? (А какие растения вы знаете?) (Ответы учащихся)
- У вас на партах картинки. Өсімдіктерді үш топқа бөліңдер. (Разложите растения на 3 группы). (У детей на партах картинки с деревьями, кустарниками, травами.)
- Давайте вспомним, а что общего у всех растений? (У детей на партах иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)
- Соедините линиями части растения с их названием. (Учащиеся работают с карточками, один у доски)
Вывод: Что же общего у всех растений? (тамыр, сабақ, жапырақ, гүл, жеміс тұқымдарымен) (слайд № 8 )
IV. Работа над новым материалом
1. Развитие растения из семени.
- Как вы думаете, растения живые? (Ответы учащихся)
- Это мы выясним, проследив за развитием растений.
- Посмотрите на жёлудь. (Дети рассматривают желудь)
- Какой частью растения он является? (Плод с семенем)
- А что с ним произойдёт, когда он упадёт на землю?
- Рассмотрите рисунок и расскажите, как с жёлудя начинается жизнь дуба?
(На экране постепенное развитие растения из семени)Рассматривают рисунок на экране и дают ответы: (слайд № 9 )
Семя дало росток
Появился маленький дубок
Вырос большой могучий дуб с потомством (с плодами)
- Проследив за развитием растения, можно сказать, что оно живое? (Ответы учащихся)
- Почему? (Растения проходят все этапы жизни, как любой живой организм. Они рождаются, питаются, растут и умирают. Это доказывает, что растение живой организм.)
2. Физ. минутка. (слайд № 10 )
На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки Повернут цветочки, Развернут бутоны, В солнышке утонут.
Дети сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Разводят руки в стороны ладонями вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе
Соединяют ладошки над головой Раскрывают ладошки-бутоны.
3. Условия необходимые для жизни растений.
- Мы выяснили, что растения живые. Они растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают.
- Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия.
- А какие необходимые условия нужны растениям, которые вы уже знаете?
(Чтобы растение хорошо росло, ему нужны питательные вещества, которые находятся в почве. Растения получают их через корни вместе с водой. Өсімдікке топырақ пен су керек.) (слайд № 11 )
- Чтобы выяснить, какое ещё условие, надо отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него прожить не можем. (ауа - воздух)
Группа №1:: В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли листком бумаги и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. В этом стакане вода стала дурно пахнущей и мутной. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания. (слайд № 12 )
Семенам растений необходимо различное количество воздуха (ауа).
- Зачем растению воздух? (Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает).
- Название следующего условия в новом четверостишии:
Ол жұмса көзін,
Ұйықтаймын өзім.
(жарық - свет)
Группа №2: Взяли два одинаковых растения фиалки в горшках, один – закрыли кульком плотной бумаги и убрали в темный шкаф, другой – оставили на подоконнике. Оба растения мы поливали по мере необходимости. В результате первое растение стало бледным и чахлым, а второе – хорошо себя чувствовало. Когда мы достали из шкафа первое растение и поставили его на подоконник рядом со вторым, оно быстро пришло в себя. Вывод: растениям нужен свет (жарық) . (слайд № 13 )
Зачем растению свет? Листья – это «живые заводы» по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу.
- Название следующего условия в новом четверостишии:
Өзі көзі,
Көзі өзі.
(күн - солнце)
Группа №3: В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли.
Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло (жылу) .В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть. (слайд № 14 )
- Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?
- Өсімдікке, су, ауа, жылу, жарық, топырак керек. (составление кластера)
- Эти условия необходимы растению в течение всей его жизни для того, чтобы оно росло и развивалось. (слайд № 15 )
- Запишите их в тетрадь. Дәптерлерінді ашыңдар. 27 бет
4. Первичное закрепление.
- Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.
- На рисунке изображены герань, бегония и фикус(слайд № 16)
- Зачем поливают комнатные растения?
- Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.
- Почему комнатные растения ставят близко к окну?
- Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.
- Что делает девочка и почему?
- Девочка вытирает пыль с листьев фикуса.
Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать или обрызгивать.
- Почему листья на деревьях пожелтели?
- Осенью и зимой солнечные лучи уже не дают столько тепла и света растениям, сколько они получали летом. Листья прекращают вырабатывать хлорофилл. Они начинают желтеть. Почва остывает, корни растений меньше впитывают влаги, замедляется питание растений.
4. Подведение итогов.
- Сегодня мы узнали, как развиваются растения и что для этого им нужно.
- Мы провели большую исследовательскую работу на тему
- Вернёмся к загадке природы.
- Так как же в этом маленьком клубочке спрятался дубочек?
Вывод:
- Жёлудь – плод дуба.
- Что в нём спрятано? (Семя)
- С жёлудя начинается жизнь дуба.
- Почему растения относятся к живой природе? (Растут, приносят потомство, когда-нибудь умирают)
- Что необходимо им для жизни? (Ответы детей)
V. Рефлексия
- Какую роль играют растения в жизни человека? (Очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение и т. д. (слайд № 17 )
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (Ответы: не рвать, не ломать, ухаживать)
- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их под музыку) (слайд № 19 ) - Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)
VII. Домашнее задание (слайд № 20,21 )
1) Прочитать статью учебника
«Растениям нужны воздух, свет, и тепло» стр.45 – 47
2) Составить кроссворд на тему «Растения», используя загадки.