kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет  "Литературное чтение" предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»











Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения









Выполнила: Панышева В.П.

учитель начальных классов



Вад

2022







Содержание

Введение……………………………………………………………………. ….


Глава 1. Теоретические основы формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом ………………………………………………




1.1. Основы развития читательской грамотности младших школьников в психолого-педагогической литературе………………………………………



1.2. Методические приемы формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом ………………………………………………………………




Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом……………………




2.1. Определение уровня сформированности читательской грамотности у младших школьников…………………………………………………………



2.2. Содержание работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом ………………………………………………………………




Заключение…………………………………………………………………….


Список источников и литературы……………………………………………











Введение

Актуальность исследования. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. 

Формирование читательской грамотности у ученика начальной школы, непосредственное самосознание как компетентного читателя, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования, это является основной целью федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), где в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» (2).

Н.Ф.Виноградова (10) в своих работах отмечает, что основная работа по формированию читательской грамотности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения.

В.Н.Лутошкина (14) отмечает, что в курсе литературного чтения развивается информационная компетентность умение работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться информацией. Но, прежде всего, на уроках литературного чтения формируется читательская грамотность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Без использования современных методов обучения невозможно достигнуть высоких результатов в обучении.

В ходе изучения методической литературы было выявлено противоречие между требованиями о необходимости формирования читательской грамотности младших школьников и недостаточной разработанностью этой проблемы в методической литературе по литературному чтению, а также возможностями использования работы с текстом в качестве средства формирования читательской грамотности.

Проблема: возможно ли формирование читательской грамотности младших школьников в процессе работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе.

Цель исследования: предложить и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования работы с текстом на уроках литературного чтения в процессе формирования читательской грамотности младшими школьниками.

Объект исследования: процесс формирования читательской грамотности младших школьников.

Предмет исследования: работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.

Гипотеза исследования: формированию читательской грамотности младших школьников будет способствовать организация уроков литературного чтения с использованием текстом посредством следующих методических приемов: приемов технологии критического мышления, игровых приемов, приемов проблемного и диалогового обучения, приемов анализа текста.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить основы развития читательской грамотности младших школьников в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть методические приемы формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом.

3.Провести диагностику уровня сформированности читательской грамотности у младших школьников.

4.Разработать и апробировать содержание работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом.

Теоретическая и методологическая основа экспериментально-опытной работы: исследование процесса формирования читательской грамотности (В.Н.Лутошкина (14), Е.А.Бугримено (6), Н.Ф.Виноградова (10), Э.А.Орлова (18)); методическая работа по организации работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе (О.В.Исаева (25), М.И.Кузнецова (27), В.А.Лазарева (28)).

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования: разработанная система уроков по литературному чтению с использованием работы с текстом, направленных на формирование читательской грамотности младших школьников, может применяться в образовательной практике учителем начальных классов и педагогом дополнительного образования.

Глава 1. Теоретические основы формирования читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом

1.1. Основы развития читательской грамотности младшего школьника в психолого-педагогической литературе

 

Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. 

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.  

По мнению Н.Ф.Виноградовой, работа по формированию читательской грамотности тесно связана с задачей освоения младшими школьниками умения работать с художественными и информационными текстами. Сформированность читательской грамотности предоставляет учащимся возможность использования письменных текстов как основного ресурса самообразования, что является необходимым условием для успешного обучения младшего школьника (10, с.56).

Читательская грамотность, в контексте международного исследования PIRLS, понимается как «способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей» (31).

В контексте требований ФГОС НОО читательская грамотность рассматривается как «один из планируемых результатов обучения, и понимается, как способность работать с текстом для извлечения информации и дальнейшего её использования» (2).

По мнению А.В.Кивинова, читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (12, с.145).

Согласно В.Н.Лутошкиной, читательская грамотность – «способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Данное определение для нашей работы является наиболее информативным» (14).

Н.Ф.Виноградова отмечает, что читательская грамотность – компонент функциональной грамотности, который включает:

- совокупность умений и навыков, отражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение – воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения

- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях

- потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития (10, с.136).

Формирование читательской грамотности как способности учащихся к осмыслению письменных текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также умений использовать прочитанное в различных жизненных ситуациях представляет особо актуальную задачу для общеобразовательной школы, в целом, и для начальной её ступени, в частности.

По мнению О.В.Исавой, о полном понимании текста свидетельствуют определенные составляющие (рис.1).






Компоненты полного понимания текста



общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла





нахождение информации

умение воспринимать и оценивать образ-персонаж





интерпретация текста

рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка






Рис.1 Компоненты полного понимания текста, формируемые на уроках литературного чтения


Учитель, организуя работу учащихся со всеми группами читательских умений, может обеспечить формирование читательской грамотности младших школьников.

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. Умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения.

  2. Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя (15, с.78).

Э.А.Орлова определила основные условия, обеспечивающие формирование читательской грамотности младших школьников. К таким факторам относятся:

1. Условия уровня учителя.

Условия уровня учителя включают в себя то, как учитель должен планировать работу, которая будет обеспечивать формирование читательской грамотности.

2. Условия уровня школы.

Условия уровня школы подразумевают под собой то, как учебное заведение должно выстраивать образовательный процесс, чтобы обеспечивать формирование читательской грамотности.

3. Условия уровня ученика;

Условия уровня ученика включают в себя то, как ученик строит собственную читательскую деятельность, работу с текстами, с информацией (18, с.24).

Л.Ф.Климанова ключевым фактором в организации работы по развитию навыков чтения считает:

1. Регулярная работа со специально отобранными литературными текстами или с текстами, содержащимися в учебнике;

2. Организация работы по следующим группам навыков чтения:

- общая направленность в содержании текста и понимание его целостного значения;

- поиск информации в явном виде;

- интерпретация текста и обобщение информации;

- анализ содержания текста, его формы и оценки (12, с.187).

Приведенные выше условия, способствующие развитию грамотности читателя, и глава содержат примеры методов, которые можно использовать для любой темы.

Согласно ФГОС НОО, образовательные достижения по повышению читательской грамотности школьников представляют собой:

1) личностные результаты - сформированность ценностного отношения к    чтению; совершенствование читательских навыков; развитие эстетического вкуса; формирование развивающего круга чтения

2) метапредметные результаты - умение эффективно использовать различные источникам; объективно оценивать достоверность и значимость информации; освоить опыт проектной деятельности;

3) предметные результаты - уровень усвоения материала, достаточный для продолжения обучения в этой области и решения определенного класса проблем в социальной практике; формирование опыта достижений в социально значимых видах деятельности - в олимпиадах, конкурсах и др. (2).

По мнению М.И.Омороковой, смысловое чтение текста, которое лежит в основе всех эффективных реформобразований, поможет выстроить систему работы на уроках каждому учителю. Если цель школьного обучения - формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности (29, с.165).

Значит, цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, - письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Таким образом, читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


1.2. Методические приемы формирования читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом


Работа по формированию читательской грамотности на уроках литературы свою специфику, поскольку текст выступает здесь и как объект изучения, и как средство и результат обучения. При изучении литературы происходит овладение понятийно-терминологическим аппаратом речеведения, текстовыми нормами и на этой основе формируются коммуникативные умения, связанные с восприятием, анализом, интерпретацией, оценкой текстовой информации и порождением текста. Перечислим этапы работы над текстом и формы взаимодействия учителя и учащихся.

Учебный предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке. Учащиеся на уроке создают обложки изучаемого произведения, подбирают произведение на заданную тему, учатся оценивать работу, высказывать своё отношение к прочитанному или услышанному (18, с.20).

Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике, а также выбор приемов по формированию читательской грамотности у младших школьников.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.

Согласно М.И.Кузнецовой, понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими» (27, с.54).

Рассмотрим приемы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе с целью формирования читательской грамотности (рис.2).


Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения



Приемы технологии критического мышления (мозговой штурм, работа с таблицами, кластерами, схемами и т.д.)

Творческая работа на основе текста





Приемы технологии проблемного обучения

Приемы исследования





Приемы диалогового обучения

Игровые приемы






Рис.2 приемы работы с текстом на уроках литературного чтения


Эффективными приемами являются приемы технологии критического мышления. Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Например, при использовании на уроках литературы приёма «Чтение с остановками» материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Например, приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего (6, с.165).

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации, помогает понимать информацию в тексте, извлекать ее для анализа произведения.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Прием «Словарики» позволяет при первичном чтении произведения читать текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает. Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

Приём «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными (13, с.47).

Приём «Работа с вопросником». Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. 

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.

Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

По мнению В.А.Лазаревой, эффективным является использование метода фонограмм - «фантазия», «фантастика», «фантом». Предлагаем ученикам составлять фонограммы (Фонограмма – это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестестественном, нереальном виде). Это позволяет поддерживать познавательный интерес, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументированно строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения (вступление, основная часть, заключительная часть) (28, с.114).

Например, тематика может быть разной: «Что было бы, если бы я увидел/а, что книга плачет»?, «ЧТО было бы, если бы ручка умела подсказывать?», «Ах уж этот шестой урок», «Если бы школьная парта умела рассказывать», «Что бы я попросил у доброй феи» и другие.

По мнению О.В.Исаевой, прием составления кластера также эффективен в работе с текстом. Суть этого приёма в рамках литературного чтения - выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определённом порядке в виде грозди. Использовать этот приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом (25, с.120).

Например, кластер «Грозди» - графический приём систематизации материала. Правила его применения очень просты. Выделяем центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.

По мнению В.А.Лазаревой, для формирования читательской грамотности подходят приемы технология проблемного обучения. Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления (28, с.142).

Например, для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

Согласно А.П.Пущаенко, эффективны на уроках приемы исследования в рамках работы с текстом. Данный прием развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление, анализировать текст. Целью является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности (30, с.66).

Использование на уроках игровых приемов обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает.

Например, игра по мотивам русской народной сказки. Дети работают с текстом, учатся находить в нем нужную информацию.

Таким образом, использование методических приемов формирования читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом формируют навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность», развивают умения работать с информацией и находить ее в тексте, строить на ее основании простейшие суждения, отвечать на поставленные вопросы, умения, основанные на собственных размышления о прочитанном, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.






Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом

2.1. Определение уровня сформированности читательской грамотности у младших школьников


С целью определения уровня сформированности у младших школьников читательской грамотности нами было организовано опытно-экспериментальное исследование.

Эксперимент проходил в три этапа.

На констатирующем этапе была проведена диагностика сформированности у младших школьников читательской грамотности.

На формирующем этапе была разработана и апробирована система фрагментов уроков литературного чтения, направленная на формирование читательской грамотности младших школьников в процессе работы с текстом.

Для определения эффективности опытно-экспериментальной работы по окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента, то есть, проведена повторная диагностика.

Для определения уровня сформированности читательской грамотности нами были определены следующие критерии:

- общая ориентация в тексте;

- глубокое понимание текста;

- оценка и применение информации из текста в учебно-практических задачах.

Таблица 1

Уровни сформированности читательской грамотности младших школьников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Младший школьник умеет ориентироваться в тексте, показывает

глубокое понимание текста, может составлять план прочитанного, проводить оценку и применение информации из текста в учебно-практических задачах.

С помощью педагога и наводящих вопросов младший школьник умеет ориентироваться в тексте, показывает

глубокое понимание текста, может составлять план прочитанного, проводить оценку и применение информации из текста в учебно-практических задачах.

Младший школьник не умеет ориентироваться в тексте, не показывает

глубокое понимание текста, не может составлять план прочитанного, проводить оценку и применение информации из текста в учебно-практических задачах.


Таблица 3

Критерии сформированности читательской грамотности у младших школьников

Критерии

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

общая ориентация в тексте

Младший школьник умеет найти и извлечь информацию, заданную в явном виде, ответить по сути вопроса и найти в тексте, сделать простой вывод на основе прочитанного, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста.

Младший школьник смог с помощью педагога найти и извлечь информацию, ответить на вопросы и найти в тексте, частично продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста

Младший школьник затруднялся в работе с текстом, перечитывал его несколько раз, но все равно не смог найти и извлечь информацию, ответить на вопросы не смог высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста

глубокое понимание текста

Младшие школьники умеют обобщать и интерпретировать информацию прочитанного, составить план, выделить главную мысль текста, делать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства

С помощью педагога и наводящих вопросов могут обобщать и интерпретировать информацию прочитанного, совместно составить план, частично выделить главную мысль текста, сделать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства

Младшие школьники затрудняются в работе с планом, не умеют обобщать и интерпретировать информацию, частично смогли составить план, выделить главную мысль текста, не могут определить средства выразительности

оценка и применение информации из текста в учебно-практических задачах

Младший школьник умеет находить героев и оценивать их, их поступки, соотносить информацию в тексте с ситуацией из личного опыта

Младший школьник частично умеет находить героев и оценивать их, их поступки, соотносить информацию в тексте с ситуацией из личного опыта с помощью педагога

Младший школьник не умеет находить героев и оценивать их, их поступки, не соотносит информацию в тексте с ситуацией из личного опыта


Учащимся предложили выполнить тестовые задания и ответить на вопросы по рассказу М.Алешина «Пчела и муха» (приложение 1).

Проанализируем каждый из показателей проведенной диагностики.

1.Диагностика общей ориентации в тексте.

Цель: выявить умение младшего школьника ориентироваться в тексте в соответствии с поставленными вопросами.

Младшим школьникам предложили прочитать текст рассказа «Пчела и муха» (М.Алёшин), выполнить задания, ответить на вопросы.

1.В какое время года происходят события, описанные в тексте? Зачитайте описание.

2. Множество каких цветов росло на лугу? Найдите в тексте и прочитайте.

3. Каким словом характеризует действия пчёл автор? Подтвердите текстом.

4. Определи персонажей произведения. Назовите их.

Результаты выявления умения младшего школьника ориентироваться в тексте представлены на рис.3


2.Диагностика глубокого понимания текста (Н.Е.Скрипова, А.В.Бабухина) (23).

Цель: выявить уровень глубокого понимания текста, преобразования информации в тексте.

По прочитанному тексту младшим школьникам предложили подробно выполнить задания и ответить на вопросы:

1. Почему маленькая пчёлка не знала, где растут белые лилии?

2. Почему муха не видела на лугу лилий?

3. Восстанови деформированный план прочитанного произведения.

4. Составь план текста из трех пунктов.

Результаты выявления уровня сформированности умений представлены на рис.4

3.Диагностика оценки и применения информации из текста в учебно-практических задачах (Н.Е.Скрипова, А.В.Бабухина) (23).

Цель: выявить умения, направленные на диагностику сформированности умения целостно воспринимать героев текста, оценивать поступки, соотносить с реальными ситуациями.

Младшим школьникам предложили выполнить задания и ответить на вопросы:

1. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)

2. Охарактеризуй муху. (Какая она?)

3. Ответь на вопрос автора: «А ты на кого хочешь быть похожим?» Почему?

4.Можешь из личного опыта назвать похожую ситуацию? Чем схожесть? Почему именно такая ситуация?

Результаты выявления уровня сформированности умений представлены на рис.5



2.2. Содержание работы по формированию читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом


Как показал анализ результатов, полученных на констатирующем этапе экспериментальной работы, необходима работа по формированию читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом. В соответствии с выдвинутой гипотезой была сформулирована цель формирующего этапа эксперимента - разработать и апробировать на практике систему фрагментов уроков литературного чтения по формированию читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом.

При разработке системы фрагментов уроков учитывался УМК «Школа России», по которому занимается класс, принимающий участие в опытно - экспериментальной работе.

Таблица 4

Работа по формированию читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом на уроках

Тема урока

Цель урока

Эффективные методические приёмы, направленные на формирование читательской грамотности у младших школьников

«Л.Н. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого»

продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»

1. Прием «Ассоциации»

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова ДОБРОТА, ДОБРО? (Ответы детей)

(Слайд) На экране слова: КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МАМА, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.

2. Работа с таблицей.

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)

« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)

3. Прием «Соответствия»

Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.

(Крепкую дружбу и топором не разрубишь) «Филипок»

(Кто родителей почитает, тот во век не погибает) «Косточка»

(Лучше горькая правда, чем красивая ложь) «Старый дед и внучек»

(«Кто грамоте горазд, тому не пропасть») «Лев и собачка»

2) Гордится отец, что у него сын - храбрец.

4. Чтение с остановками

-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.(Она молчит с минуту….)

- Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует (…и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).

5.Творческая работа

-А теперь допишите, пожалуйста, фразу:

Моя мама самая ….

Я никогда больше не буду…   

Я желаю моей маме …

(Учащиеся по желанию зачитывают свои сочинения)

«Басня. Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал» Особенности басни. Главная мысль»

изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме

1.Словарная работа

-Какие слова показались трудными?

-Есть ли такие слова, которые непонятны?

- Давайте разберём значение слов:

(слайд11)

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

Порох – взрывчатое соединение или смесь.

Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта,

Выдумка – вымысел, изобретение.

2. Чтение по цепочке.

-Сейчас  я предлагаю вам одновременно и ответить на вопросы и поработать в парах.

Попробуйте составить план  басни, отвечая на вопросы. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

Дети читают «по цепочке» по частям и отвечают на вопросы учителя предложением из текста.

-Читаем вслух. 

-Готовимся ответить на вопросы и одновременно составляем план.

Читаем по частям. (Выборочное чтение)

Прочитайте 1 часть.

-О чем в ней говорится?

3. Работа с иллюстрацией.

Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации. (слайд 12)

(Ученики зачитывают отрывок басни)

-Какие строчки из басни подходят к этой иллюстрации?                                             

-Какими  чертами обладал  мужик?

-В чём же мораль  басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Сейчас я предлагаю  вам хорошенько подумать, проявить смекалку и  сообразительность.  Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл.

Класс делится на группы и собирает пословицы из конверта.
-Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом).

5. Творческое задание.

А ещё я вам предлагаю творческую работу по желанию. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные басни? Попробуйте! Сочините свою басню, запишите её и по желанию оформите своими рисунками. Из лучших работ мы оформим альбом «Наше творчество».

«А.П. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа»

познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова;   обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя;


1.Ребус.

Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы,  соедините их между собой, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке. 

Тют…ев      Ф…т      Апу…тин      Т…лстой      Ершо…

Тютчев      Фет      Апухтин      Толстой    Ершов

Слайд. Вы правильно определили. Сформулируйте первую часть темы урока. (Произведение А.П. Чехова).

2. Работа с таблицей.

Перед вами две таблицы: одна с буквами, входящими в состав названия произведения; другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв. Используя схему, прочитайте название произведения.

-Что получилось? Правильно. «Мальчики».

3. Словарная работа.

- В новом произведении вам встретятся новые или малознакомые слова.

4.Диалог по прочитанному.

-Понравилось ли вам  произведение?

-Чьё предположение оказалось более точным?  

- К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, с небольшим количеством героев).

- Как вы думаете, это грустный или весёлый рассказ? Объясните свой ответ.

- Какой фрагмент рассказа вам запомнился?

5. Работа с географической картой.

- Проведем небольшую исследовательскую работу. По карте (на парте географический атлас) наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)

- Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?

«Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» 

Познакомить с названием нового раздела; расширить знания о творчестве Ф. И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов

1.Приём «Закодированная фраза»

-Отгадайте тему раздела

Ученическая тетрадь.

Математическая тетрадь.

Поэтическая тетрадь.

Стихотворная тетрадь.

2. Приём «Яркое пятно»

Дети прослушивают отрывок Чайковский «Времена Года». Весна. Апрель.

-Кто догадался, какого времени года можно услышать звуки?

- Значит, тема нашего урока?

3. Беседа после чтения.

-Как Тютчеву удаётся показать раннюю весну?

-Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы?

Почему в стихотворении так много глаголов? Объясните своё мнение.

Работа над стихотворением.

4. Чтение правильных значений

-Докажите словами из текста, как Тютчеву удаётся показать картину ранней весны?

-Придумайте название стихотворению.

-Что хотел сказать автор своим произведением?

5. Словесное рисование. Выразительное чтение стихотворение.

- Когда вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.

-Когда вдруг вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку. Учащиеся отгадывают, о каком явлении говорится в отрывке.

«А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения

1.Прием «Синквейн»

- А теперь из предложенных букв составьте фамилию поэта..

(На экране портрет А.Н.ПЛЕЩЕЕВА.)

- Алексей Николаевич Плещеев.

-Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

2. Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят

Всякая она сети боится.

Всякая она пером красуется.

Где она ни летает, а своё гнездо знает.

Ей даны крылья, а человеку – разум.

3.Работа с непонятными словами.

Отметьте карандашом, какие слова и выражения вам не понятны.

Учитель: Проведём словарно-лексическую работу.

- Объясните значение слова «понесёмся».

(двигаться очень быстро, стремительно)

- Объясните значение слова «вешним» «под вешним солнцем».

4. Сейчас поработаем в парах.

Работа с текстом

1 ряд: Как автор называет детей? А птицу?

О чем просят дети?

2 ряд: О чем сожалеют «милые крошки»?

Как автор объясняет отлёт птиц осенью?

3 ряд: Как рано улетают птицы? Докажите текстом.

Как описывается юг. Расскажите.

5. Прочтем стихотворение по цепочке.

-Представьте, что вы на сцене театра, актеры. Вам предстоит изобразить действия, происходящие в стихотворении.

- Прочитаем это произведение по ролям. Распределите роли.

(выразительного чтения по ролям)

-Дайте оценку актерам.

-Как вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.

«Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»

расширить знания о творчестве Н. А. Некрасова; совершенствовать умение читать стихи выразительно, отражая чувства лирического героя, развивать умение находить средства художественной выразительности

1.Чтение с остановками.

- Объясните смысл слова дорога. Можно ли эту дорогу назвать судьбой, жизнью?

- Какой эпитет характеризует дорогу? Почему автор называет её невесёлой?

- Найдите обращение в этом четверостишие. Какое отношение выражает автор к мальчику словом дружок?

Прочитайте второе четверостишие.

- Зачем автор говорит мальчику эти слова? Что ещё, кроме сочувствия, они выражают?

Прочитайте третье четверостишие.

- Почему автор вспоминает М.В. Ломоносова?

- О чём ещё рассказывает мальчику?

2. Творческое применение знаний и умений

Чтение стихотворения учащимися (по строфам).

3. Словарная работа.

Салазки – маленькие деревянные ручные санки.

Сумерки – полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма.

4.Кластер.

Составляли кластер по описанию в стихотворении.

5.Твлрческая работа.

Оформление графического рисунка по стихотворениям.

«В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

закрепить и обобщить знания, полученные при знакомстве с произведением

В. Одоевского «Городок в Табакерке»;

- закрепить представления о жанре «литературная сказка»

1.Работа с деформированным текстом скороговорки.

2. Приём «Микрофон»

Учитель даёт учащимся микрофон и предлагает им попробовать себя в роли журналистов. Поочерёдно один ребёнок задаёт вопрос, другой отвечает на него и по цепочке передаёт «микрофон» следующему. Так дети вспоминают факты биографии В.Ф. Одоевского и по очереди дополняют друг друга.

3. Словарная работа

- Поработаем над лексическим значением слова «табакерка». Как вы поняли, что это за предмет? (Ответы детей)

- Где мы можем найти правильное лексическое значение интересующего нас слова?

(В толковом словаре)

- Какие толковые словари вам уже известны? (С.И. Ожегова, В. Даля…).

4.Прием «Соответствие».

авось

с сими словами

затеплились звёздочки

счесть нельзя

учтиво

одинокие

5. Беседа с выборочным чтением

- Ребята, откройте нашу сказку и найдите в тексте фрагмент где описывается внешний вид табакерки. («Какая прекрасная табакерка!......по всему небу.»)

6.Чтение по ролям

- О чём стал просить Миша папеньку?

(Пустить его вовнутрь шкатулки)

- В нашем «театре у микрофона» ребята озвучат сцену разговора папы и Миши.

Роль папы будет читать…. Роль Миши - …. Слова автора - …

(«-Папенька!......иначе всё изломается»)

7. Работа с иллюстрациями в книге с. 157, с.161

А теперь задание участников группы.

- Что и кого изобразил на иллюстрации художник?

- Как вы считаете, какой эпизод проиллюстрирован?


В процессе проведения формирующего эксперимента исследования создали необходимые педагогические условия. Материал, предложенный учащимся, соответствовал их возрастным и психологическим особенностям. Изученные детьми произведения были близки им, вызывали заинтересованность и активность в процессе работы над ними. Кроме того, нами были учтены результаты констатирующего эксперимента, поэтому уровень сложности и объема всех заданий на уроках был подобран с опорой на детей данного класса и на их уровень сформированности навыков смыслового чтения.

На уроке литературного чтения «Л.Н. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого» продолжили знакомство с творчеством Л.Н.Толстого, познакомили с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», познакомили учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием главы из повести. С использованием приемов работы с текстом развивали навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи, умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам, умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.

На уроке с помощью выбранных приемов сформировали опыт творческой деятельности, интерес к художественному слову, умение выразительно читать, способность сравнивать, анализировать, обобщать, мотивацию учения, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, установление причинно-следственных связей.

На уроке «Басня. Л. Н. Толстой «Как мужик камень убрал» Особенности басни. Главная мысль» изучили басню Л.Н.Толстого, показали учащимся, что басня может быть в прозаической форме.

С использованием на уроке словарной работы, работы с иллюстрацией, чтение по ролям и цепочке научили давать характеристику героям с опорой на слова басни, анализировать текст, находить нужную информацию в тексте, формировали читательскую грамотность младших школьников.

На уроке «А.П. Чехов. «Мальчики». Смысл названия рассказа» познакомили детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова, обучили адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя, развивали литературные способности. С помощью использования приемов работы с текстом учили прогнозировать содержание текста, читать текст, понимать его содержание, совершенствовать навыки выразительного чтения, отвечать на вопросы по содержанию словами текста, относить произведение к жанру, обогащали словарный запас. На уроке дети активно высказывали собственное отношение к поступкам героя, восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя.

На уроке «Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» познакомили с названием нового раздела, расширили знания о творчестве Ф. И. Тютчева, обучали правильному чтению стихов, учили формулировать тему урока на основе ключевых слов, анализировать произведение живописи, сравнивать произведения живописи и литературный текст.

Работа с текстом формировала умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Приемы работы с текстом опирались на анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

На уроке «А.Н.Плещеев «Дети и птичка» продолжили знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева. Приемы работы с текстом направлены на понимание смысла стихотворения, умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, на развитие творческих способностей учащихся. На уроке дети учились выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения), а также анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.), осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

На уроке литературного чтения «Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки» расширяли знания о творчестве Н. А. Некрасова, совершенствовали умение читать стихи выразительно, отражая чувства лирического героя, развивали умение находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором, формировали умение анализировать художественный текст на основе ключевых слов, создать условия для проявления интереса к поэзии.

Урок литературного чтения «В.Ф.Одоевский «Городок в таба­керке» - урок закрепления и обобщения знаний, полученные при знакомстве с произведением В.Одоевского «Городок в Табакерке», закрепление представления о жанре «литературная сказка».

С помощью приемов работы с текстом (словарная работа, работа в парах, синквейна, марафона) учили младших школьников определять, в чём особенность данной литературной сказки, написанной как учебное пособие и найти значимые отличия от других литературных сказок, уже известных детям, пронаблюдать, как в форме сказки писатель знакомит детей с реальным сложным устройством музыкальной шкатулки, выявлять, чему учит автор, развивали умение работать с текстом: формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы, развивать внимание, память, связную речь, а также развивали выразительное и осмысленное чтение, умение анализировать произведение, определять мотив поведения героев путём выбора правильного ответа из текста, оценивать события и поступки.

Таким образом, в ходе проведенной работы нами было отмечено, что дети стали активнее при работе с текстом, старались самостоятельно работать с информацией, отвечать на вопросы, делать выводы и использовать полученную информацию в практической деятельности.

На контрольном этапе провели повторную диагностику уровня сформированности читательской грамотности младших школьников.

Проанализируем каждый из показателей проведенной диагностики.

1.Диагностика общей ориентации в тексте. Цель: выявить умение младшего школьника ориентироваться в тексте в соответствии с поставленными вопросами.

Младшим школьникам предложили прочитать текст рассказа «Пчела и муха» (М.Алёшин), выполнить задания, ответить на вопросы.

Результаты выявления умения младшего школьника ориентироваться в тексте представлены на рис.6


2.Диагностика глубокого понимания текста (Н.Е.Скрипова, А.В.Бабухина) Цель: выявить уровень глубокого понимания текста, преобразования информации в тексте.

Результаты выявления уровня сформированности умений представлены на рис.7


3.Диагностика оценки и применения информации из текста в учебно-практических задачах (Н.Е.Скрипова, А.В.Бабухина). Цель: выявить умения, направленные на диагностику сформированности умения целостно воспринимать героев текста, оценивать поступки, соотносить с реальными ситуациями.

Младшим школьникам предложили выполнить задания и ответить на вопросы:

1. Охарактеризуй пчёлок. (Какие они?)

2. Охарактеризуй муху. (Какая она?)

3. Ответь на вопрос автора: «А ты на кого хочешь быть похожим?» Почему?

4.Можешь из личного опыта назвать похожую ситуацию? Чем схожесть? Почему именно такая ситуация?

Результаты выявления уровня сформированности умений представлены на рис.8


Заключение

Проведенное исследование ставило цель предложить и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность использования работы с текстом на уроках литературного чтения в процессе формирования читательской грамотности младшими школьниками.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

1. Изучены основы развития читательской грамотности младшего школьника в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыты методические приемы формирования читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом.

3.Проведена диагностика уровня сформированности читательской грамотности у младших школьников

4.Разработано и апробировано содержание работы по формированию читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом.

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Формирование читательской грамотности как способности учащихся к осмыслению письменных текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также умений использовать прочитанное в различных жизненных ситуациях представляет особо актуальную задачу для общеобразовательной школы, в целом, и для начальной её ступени, в частности.

Учебный предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке. Учащиеся на уроке создают обложки изучаемого произведения, подбирают произведение на заданную тему, учатся оценивать работу, высказывать своё отношение к прочитанному или услышанному.

Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Для определения уровня сформированности читательской грамотности нами были определены следующие критерии:

- общая ориентация в тексте;

- глубокое понимание текста;

- оценка и применение информации из текста в учебно-практических задачах.

По итогам диагностики на констатирующем этапе было отмечено, что большинство младших школьников показали средний сформированности читательской грамотности у младших школьников. Также имеется значительное количество детей с низким уровнем сформированности, что говорит о необходимости организации работы по формированию читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом.

Для того чтобы улучшить результаты нашей диагностики на формирующем этапе был разработана система фрагментов уроков литературного чтения, направленная на формирование читательской грамотности младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе работы с текстом. В эту систему вошло 7 фрагмента уроков по литературному чтению. В процессе разработки данной системы особое внимание было уделено работе с текстом.

Для определения эффективности опытно-экспериментальной работы по окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента. В результате контрольного этапа исследования выявлено, что разработанная и апробированная система фрагментов уроков, способствует формированию читательской грамотности.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования.

Таким образом, поставленная цель достигнута, все задачи исследования решены.




Список источников и литературы

Нормативные и правовые акты

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега 2014. - 134 с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2015. – 231 с.

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 23 с.

Учебная литература

  1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. - 104 с.

  2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М.: Просвещение, 2016. – 152 с.

  3.  Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения [Текст]/ Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: ИНТОР, 2009. – 172с.

  4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст]. - М.: Педагогика, 2015. –215 с.

  5. Венгер, Л.А. Психология: Уч. пособие для учащихся пед. Училищ [Текст]/ Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 2017. – 245 с. 

  6. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.

  7. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2017. – № 4. – С.3 – 8.

  8. Выготский, Л.С., Избранные психологические исследования [Текст]/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2015. - 257 с.

  9. Климанова, Л.Ф. Уроки литературного чтения [Текст]/ Л.Ф.Климанова. – М.: Просвещение, 2016. – 64с.

  10.  Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в начальной школе [Текст]/учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение, 2016. – 154 с.

  11. Лутошкина, В.Н., Плеханова, Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников [Текст]. Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2015. – 214 с.

  12. Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения [Текст] / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3-е изд. – М.: Вита-пресс, 2017. – 214 с.

  13. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст [Текст]/Учебно-методическое издание; практикум для учащихся: 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2017. – 301 с.

  14. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]/ Мухина В.С. – М.: Академия, 2016. – 313 с.

  15. Орлова, Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст]. Пособие для работников образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2018. – 340 с.

  16. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ (Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2015. – 120 с.

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Панышева Валентина Павловна

Дата: 21.11.2022

Номер свидетельства: 617959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа. Литературное чтение."
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammalitieraturnoiechtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "302878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457340020"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "УМК "Перспектива" .Статья "Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативных УУД" "
    ["seo_title"] => string(114) "umk-pierspiektiva-stat-ia-tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445945911"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "246125"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446299357"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "рабочая программа по литературному чтению 3 класс по программе ПНШ "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "206819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430285821"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства