СтепаненкоТ.В.,
сурдопедагог,
учитель начальных классов,
«специалист высшей категории»
Донецкой специальной
школы-интерната №19 (для глухих детей)
Конспект урока развития речи
3класс
Тема. Описание картины Т.Г. Шевченко «Девочка с собакой».
Цели и задачи: учить описывать картину, закреплять умения выяснять содержание картины с помощью вопросов; обогащать словарный запас учащихся; формировать диалогическую, монологическую речь, развивать воссоздающее воображение; коррегировать произношение; способствовать эстетическому и патриотическому воспитанию.
Оборудование: презентация «Т.Г.Шевченко- художник- портретист», таблички.
Метод - работа по закрытой картине.
Ход урока.
I.Подготовительная часть.
1.Проверка ЗУА
2. Наш девиз:
-Сидим ровно
- Слушаем внимательно
-Говорим внятно
-Работаем дружно
3.Актуализация опорных знаний.
(презентация « Т.Г.Шевченко-художник).
Словарь: художник-портретист, портрет
Написал много портретов.
II. Основная часть урока
1. Сообщение темы и задач урока.
-Сегодня мы будем работать по закрытой картинке.
Что мы будем делать?
( Будем задавать вопросы по картинке, рисовать, сравнивать рисунки, описывать
картину ).
-Правильно, ребята.
2. .Беседа по выяснению содержания картины.
Кто хочет спросить?
-Я хочу спросить.
- Татьяна Витальевна, кто написал картину?
- Т. Г. Шевченко.
- …., можно я спрошу ?
- На картине пейзаж или портрет?
- Портрет.
- Кто изображен на портрете?
- Девочка и собака.
- Что делает девочка?
-Девочка стоит и держит собаку за лапу и туловище.
- Что делает собака?
-Собака стоит задними лапами на стуле, а передними на спинке стула. Она преданно смотрит на девочку
-Где стоит стул с собакой?
-Справа.
3. Работа по описанию девочки и собаки.
-Сколько лет девочке?
- Девочке примерно десять лет.Она ваша ровесница.( учитель объясняет лексическое значение данного слова)
- Как одета девочка?
- Девочка одета в нарядное бальное голубое платье, рукава в платье по локоть, плечи открыты, юбка у платья пышная. ( учитель объясняет лексическое значение данных слов)
- Какое лицо у девочки?
- Овальное.
- Какого цвета глаза?
-Синие.
- Какие волосы?
- Русые, длинные, сзади волосы завиты в локоны.
- Какой окрас у собаки?
-Черный.
4. Работа с таблицей. Обобщение материала.
- Что мы сделали?
- Мы узнали, что находится за закрытой картиной.
- Давайте повторим, что мы будем рисовать.
Слева
Посередине
Справа
Девочка стоит и держит собаку за лапу.
Ей лет десять
Нарядное бальное
голубое платье, рукава в платье по локоть, плечи открыты, юбка у платья пышная.
У девочки овальное лицо, синие глаза,
длинные русые волосы сзади завиты в локоны
Собака стоит задними лапами на стуле, а передними на спинке стула, а передними на спинке стула.
У собаки черный окрас.
Собака смотрит на хозяйку.
-Мы выяснили, кто изображен на картине и что делает.
5.Самостоятельная работа. Выполнение рисунков.
- Сейчас мы с вами тоже будем художниками.
- Вы нарисуете картину «Девочка с собакой».
- Ребята, вы помните как мы выполняем рисунок?
- Схематично, не вырисовывая детали.
6. Сравнение рисунков c картиной.
-Что будем делать дальше?
-Будем сравнивать рисунки.
-Чей это рисунок?
- Что ты нарисовал (-а)? Сравни.
- Я нарисовал……,а на картине …
4.Физкультминутка.
Любимое занятие –
Это рисовать.
Я рисую на листочке,
Я рисую — как умею:
Загогулинки, крючочки,
То правее, то левее.
ІІІ. Рефлексия. «Незаконченное предложение».
………написал картину «……».
На картине изображена … … ….. Девочке примерно лет …. Лицо …., глаза … У нее … … волосы завиты в локоны. Девочка одета в … … … платье. Рукав в платье … …, плечи открыты, юбка ….
Девочка стоит около …. Она держит собаку за….
… черного окраса.Собака преданно смотрит на хозяйку.
Мне …. эта картина.
ІY. Домашнее задание.
Описать картину, используя материалы урока.
V. Оценивание работы учащихся на уроке.