Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 3е класса
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 3е класса
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по окружающему миру и авторской программы О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (УМК «Перспективная начальная школа»), основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 3е класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 имени А.З. Потапова ст. Лысогорской»
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______И.В. Брыксина
Приказ от «_26__» _августа 2015 г. №199
Рабочая программа учебного курса
«Окружающий мир»
для 3е класса
ФГОС Основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.
О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, Окружающий мир.
3 кл., М., Академкнига, 2010 г.
Составитель: учитель Кардашова И.В.
МБОУ СОШ №15 имени А.З. Потапова ст. Лысогорской
Георгиевского муниципального района
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по окружающему миру и авторской программы О.Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (УМК «Перспективная начальная школа»), основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Цельюизучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе.
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
-формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признакии на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся через организацию системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных действий. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой. Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1–4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребенка, предлагает ему:
– на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
– участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
– социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др);
Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:
– задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
– завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в т.ч. исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимся. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа» курс окружающего мира изучается по два часа в неделю, 70 часов в год (35 учебных недель).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты: будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметные результаты: «читать» информацию, представленную в виде схемы; воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы; ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»; проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).
Предметные результаты: составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности; различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой; характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет; называть царства природы; описывать признаки животного и растения как живого существа; моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания; различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества; описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (70 ч)
Основные содержательные линии третьего класса (способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов; планета, на которой мы живем; неживая природа; взаимосвязь живой и неживой природы; природные сообщества; наша страна – Россия) реализуются в рамках содержательных блоков:
Человек и природа
Общие представления о форме и размерах Земли. Глобус – модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Карта полушарий (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.
Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком) и предметы (это то, что создано человеком). Природные тела (тела живой природы) – человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты и др.). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы – мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.
Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы. Три состояния воды – твердое, жидкое, газообразное. Свойства воды в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода – растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.
Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.
Кругооборот воды в природе.
Воздух – это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.
Погода и ее составляющие: движение воздуха – ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу ветра (слабый, умеренный, сильный, ураган). Наблюдения за погодой своего края. Дневник наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения «Дневника наблюдений за погодой».
Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.
Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек – защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер–шмели–мыши–кошки). Природные сообщества родного края (два-три примера). Посильное участие в охране природы родного края.
Человек и общество
Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции). Российские за-
поведники. Растения и животные Красной книги России (условные обозначения Красной Книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных серебряных и золотых монетах).
Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) – весна (март, апрель, май) – лето (июнь, июль, август) – осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век – отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (XII век – деревянный, XIV век – белокаменный, XV век – из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.
Города России. Города «Золотого кольца». Имена великих князей – основателей городов (Ярослав Мудрый – Ярославль, Юрий Долгорукий –Кострома, Переславль-Залесский). Основные достопримечательности городов «Золотого кольца» (храмы XVI – XVII вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде – XIV в.; музей «Ботик» в Переславле-Залесском; фрески Гурия Никитина и Силы Савина в Ярославле и Костроме – XVII в.; «Золотые ворота», фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире – XII в.).
Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (XVIII в.). Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города: Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру I «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор). Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.
Правила безопасного поведения
Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов со стеклянным термометром.
Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.
Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).
Быстрая помощь человеку, на котором тлеет (загорелась) одежда.
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоемов весной (ледоход), летом (купание, переправа через водные пространства).
Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 3 класс.
№ урока
Тема
Планируемые результаты обучения
Домашнее
задание
Дата
освоение предметных знаний (базовые понятия)
универсальные учебные действия
Наш мир знакомый и загадочный
Ознакомление с учебником, тетрадью
Л.Смыслообразование и самоопределение.
К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
Стр.5-6
Изображение Земли на глобусе и карте
Глобус - модель земного шара
Работа с глобусом: меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.
П.Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
Стр.7-11
Материки и океаны на глобусе
Термины «океан», «материк». Работа с глобусом: океаны, материки.
П.:Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.
Стр.12-14
Формы поверхности Земли
Глобус как источник информации. Формы поверхности – равнины
П.:Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
Стр.15-18
О ЧЕМ РАССКАЗАЛА КАРТА
Географическая карта
Разнообразие карт (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.).
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Стр.19-24
Учимся читать карту.
Физическая карта России.
Карта полушарий. Формирование умения находить и показывать на карте физические объекты
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
Стр.25-27
План местности
Понятие «план местности».
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Стр.28-30
Холмы и овраги
Способы изображения земной поверхности. Понятия «холмы», «овраги».
П.:Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания.
Стр.31-34
Стороны горизонта
Стр.35-37
Ориентирование на местности. Компас
Определение сторон горизонта на местности по различным признакам
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.
Стр.38-43
Урок-соревнование
Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности
Закрепление знаний по основным вопросам изученных тем. Формирование практических умений.
П.:Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион, главный город своего региона, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией и др.К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.42
Из чего все на свете
Тела, вещества, частицы
Тела, вещества, частицы
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Стр.43-48
Твердые вещества, жидкости и газы
Тела, вещества, частицы (молекулы)
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Стр.49-52
Три состояния воды .Вода – необыкновенное вещество.
Свойства воды. Три состояния воды
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Стр.53-56
Вода и ее свойства
Первое заседание клуба
Свойства воды в жидком состоянии
Свойства воды при нагревании и охлаждении.
проведение опытов и фиксация их результатов.
П.:Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Стр.57-62
Термометр и его устройство
Устройство термометра. Использование термометра.
П.:Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.
Стр.63-67
Второе заседание клуба Свойства воды в твердом состоянии
Свойства льда
П.:Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Стр.68-71
Свойства воды в газообразном состоянии
Три состояния воды. Свойства водяного пара
П.:Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.
Стр.72-75
Чудесные превращения воды в природе
Круговорот воды в природе
Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
П.:Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.
Стр.76-80
Туман и облака
Превращения воды в природе (туман, облака). Виды облаков.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Стр.81-84
Осадки
Осадки, выпадающие из облаков. Осадки, выделяющиеся непосредственно из воздуха.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Стр.81-84
Третье заседание клуба
Вода – растворитель
Вода как растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества.
Р.Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Стр.85-87
Растворы в природе
Вода как растворитель. Значение природных растворов.
П.:Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.
Стр.88-90
Почему воду надо беречь
Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды.
П.:Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.
Стр.91-95
Воздух и его свойства
Воздух и его свойства
Океан, которого нет на карте и глобусе
Атмосфера – воздушный океан Земли.
П.:Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов.
Стр.96-99
Воздух – это смесь газов
Воздух – смесь газов. Свойства кислорода и углекислого газа.
П.:Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Р.Определять характер взаимоотношений человека с природой
Стр.100-102
Свойства воздуха
Проведение опытов: воздух занимает пространство; воздух можно сжать; воздух можно взвесить
П.:Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов.
Л.Смыслообразование и самоопределение.
Стр.103-104
Свойства воздуха. Четвертое заседание клуба.
Стр.105-108
Свойства
воздуха
Стр.109-110
Движение воздуха
Температура воздуха
Почему земная поверхность нагревается неодинаково. Измерение температуры воздуха с помощью термометра.
П.:Проводить несложные наблюдения, используя измерительные приборы, делать выводы на основании полученных результатов.
Стр.111-114
Ветер
Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли. Созидательная и разрушительная работа ветра. Приборы: флюгер и анемометр.
П.:Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.
Стр.115-119
Что такое погода?
Понятие о погоде. Наблюдение за погодой, фиксация их в дневнике наблюдений.
П.:Использовать готовые модели (глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.
Стр.120-122
Урок-соревнование
Вода, воздух, их значении в природе и жизни человека
Вода и воздух,
их свойства, значение в природе и жизни
человека
П.:Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Стр.123-124
Тайны недр земли
Горные породы
Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
ч.2: стр. 5-8
Разрушение горных пород
Образование осадочных горных пород.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.
Стр.9-11
Что такое минералы?
Минералы как составная часть горных пород.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.12-15
Полезные ископаемые
Понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы». Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.16-21
Пятое заседание клуба
Свойства полезных ископаемых
Выявление (с помощью опытов) свойств известняка, мрамора, песка, глины.
П.:Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать готовые модели (условные знаки, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.
Стр.22-25
Бережное отношение людей к расходованию полезных ископаемых.
Необходимость охраны полезных ископаемых.
П.:Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.26-30
Почва
Образование почвы.
Почва как единство живой и неживой природы. Цепи питания.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Стр.31-34
Шестое заседание клуба. Почва и её состав
Состав почвы
П.:Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Стр.35-38
Седьмое заседание клуба. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.
Мероприятия по охране почв в родном крае.
П.:Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Стр.39-42
Природные сообщества
Лес и его обитатели
Многообразие растительного и животного мира леса, возможность их совместного обитания.
Лес как природное сообщество. Цепи питания.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.43-49
Лес как природное сообщество.Лес и его обитатели
Луг и его обитатели
Луг как природное сообщество.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.
Стр.50-54
Поле и его обитатели
Поле как природное сообщество, искусственно созданное человеком для культурных растений.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.55-58
Пресные водоемы и его обитатели
Искусственные и естественные водоемы, их использование человеком. Пресный водоем как природное сообщество.
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.59-64
Пресные водоемы и его обитатели2
Стр.59-64
Болото и его обитатели
Болото как природное сообщество
П.:Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Стр.65-68
Человек и природные сообщества
Значение лесов
Необходимость бережного отношения к лесным богатствам.
П.:Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Л.Смыслообразование и самоопределение
.Стр.69-73
Восьмое заседание клубаБезопасное поведение в лесу
Способы ориентирования на местности. Правила безопасного поведения в лесу.
П.:Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Стр.74-78
Луг и человек
Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране. Правила поведения в природе
П.:Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.
Стр.79-82
Надо ли охранять болота?
Необходимость бережного отношения ко всем природным сообществам.
П.:Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.83-85
Дары рек и озёр
Реки и озера родного края, их практические использование людьми.
П.:Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе.
Стр.86-89
Девятое заседание клуба
Безопасное поведение у водоемов
Безопасное поведение у водоемов в разное время года.
П.:Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Стр.90-93
Человек-защитник природы
Заповедные места России. Растения и животные из Красной книги России.
П.:Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.94-96
Природа будет жить
Развитие (размножение) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц.
П.:Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.
Стр.97-102
Путешествие в прошлое
Лента времени
Лента времени (месяц, год, век). Основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля.
П.:Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.103-105
Лента времени (продолжение)
Лента времени (месяц, год, век). Основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля.
П.:Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.105-107
Золотое кольцо. Города Золотого кольца
Наследие городов Золотого кольца России
П.:Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания.
Л.Смыслообразование и самоопределение
Стр.108-111
Основные достопримечательности городов Золотого кольца.
Стр. 112-115
Десятое заседание клуба
Путешествие по Санкт-Петербургу
Значимость деяний Петра Великого. Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга.
П.:Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе составлении плана рассказа. Работать с картой: находить и показывать на карте г.Санкт-Петербург.
Стр.1116-119
Путешествие по Санкт-Петербургу
Стр.120-123
64
Достопримечательности Санкт-Петербурга.
П.:Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Стр.124-126
65
Экскурсия «Достопримечательности родного края»
Моделирование (составление маршрута экскурсии)
П.:Работать с картой: находить и показывать на карте свой регион, главный город своего региона. Описывать достопримечательности своего края. Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Стр.127-129
66
Экскурсия «Достопримечательности родного края»
Моделирование (составление маршрута экскурсии)
П.:Описывать достопримечательности своего края. Соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Стр.130-132
67
Экскурсия
в краеведческий музей
Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных
местах. Правила безопасного поведения у водоемов летом
Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
П.:Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Л.Смыслообразование и самоопределение. К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Стр.133-136
68
Правила безопасного поведения в лесу, у водоемов летом.
Стр.137-140
69
Экскурсия «Достопримечательности родного станицы»
70
Итоговый урок.
Составление маршрута экскурсии
Планируемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения:
В области познавательных УУД:
ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
проводить сравнение, сериацию, классификации;
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
В области личностных УУД:
ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу; определять характер взаимоотношений человека с природой.
Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечивают возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Мультимедийный проектор.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Интерактивная доска.
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
Литература для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир.3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Литература для учащихся
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Наглядные пособия
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5) географические и исторические карты;
6) приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;