Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по школе"»
Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе
«Правила поведения в школе»
Ход урока.
Дети разделены на 4 группы.
(1 слайд) - Перед началом обсуждения темы нашего урока давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Праздник непослушания».
- Почему мальчик сказал, что им всё можно, но уже ничего не хочется?
- Почему заболели дети? Что послужило причиной их плохого самочувствия? (нарушение правил поведения)
- Как думаете, какова тема нашего урока? Конечно, правила поведения. Давайте подумаем, а зачем они вообще нужны.
(2 слайд) - Скажите, чем отличаются дикие растения от культурных? Например, дикая яблоня от яблони культурной, растущей в саду?
( Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду. За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают. Плоды у дикой яблони мелкие и кислые, а у культурной - плоды сладкие.
- Вот так бывает и с людьми: они тоже бывают дикими и культурными. Чем же они отличаются? ( Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно) - А что значит быть культурным человеком? ( соблюдать правила культурного поведения. Вести себя так, чтобы за себя не было стыдно самому. Вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно) - Ребята, а как вы считаете: людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким? Молодцы! Конечно, общаться с культурным человеком всегда приятнее. - Я с вами согласна. А вы - культурные люди? Сегодня мы это и проверим.
- Вы уже почти год носите важное звание… Кто вы? (ученики). У нас сегодня в гостях любознательный конь Цезарь.
(3 слайд) Давайте мы с Цезарем совершим путешествие по школе.
- Цезарь не знает, что такое школа, он здесь впервые. Расскажите ему, что это за место? Это – то место, где мы учимся, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.
Я предлагаю вам поговорить о правилах поведения в четырёх самых важных местах школы, где вы бываете каждый день. Попробуйте догадаться, что это за места?
Раздевалка
Класс
Коридор
Столовая
Каждая группа , угадавшая место частого посещения в школе, получает лист ватмана с его названием. Итак, ребята, мы отправляемся в путешествие по школе. В конце нашего урока каждая группа сделает памятку культурного поведения, которые вы развесите сами в школе.
(4 слайд) 1 СТАНЦИЯ: РАЗДЕВАЛКА
- Сравните две фотографии. Чем они отличаются?
- Какие правила поведения в раздевалке необходимо соблюдать? Начнем по порядку.
Что нужно оставить в раздевалке? (Учащиеся снимают верхнюю одежду и уличную обувь в раздевалке, в месте, предназначенном для учащихся этого класса).
- Часто на полу в раздевалке валяются шапки, варежки. Как поступать, чтобы этого не допустить? (шапку – в рукав, варежки – в карманы)
Почему в карманах верхней одежды нельзя оставлять деньги, ключи, мобильные телефоны и другие ценные предметы? (Ответственность за них несет владелец, могут быть похищены).
Зачем в школе обязательно переобуваться в сменную обувь? (В школе за день успевают побывать сотни людей, и если бы они не надевали сменную обувь, в классах и коридорах можно было бы задохнуться от грязи и пыли).
Можно ли в раздевалке бегать, толкаться, прыгать, шалить, затевать игры? (Это место является зоной повышенной опасности).
Как после окончания уроков все классы спускаются в раздевалку? (С учителем).
Учащиеся забирают вещи с вешалки и одеваются на скамеечках, чтобы не создавать тесноту в раздевалке.
- Зачем в раздевалке нужен порядок?
Соблюдай эти правила и тогда:
- ты сбережешь свое здоровье;
- твои вещи и вещи других учеников будут в порядке.
1 группа получает напечатанные правила поведения, которые впоследствии будет размещать на своей памятке.
Молодцы! Путешествуем дальше.
(5 слайд) ВТОРАЯ СТАНЦИЯ - КЛАСС
- Что нужно сделать прежде всего, войдя в класс? (Поздороваться)
- Когда нужно приходить в класс? (до звонка за 10 -15 минут). Почему нельзя опаздывать на урок?
- Что нужно успеть сделать до начала урока? (Войдя в помещение класса, учащийся готовит рабочее место к началу урока: достает учебник, тетрадь, письменные принадлежности)
(6 слайд) – Поговорим, как нужно вести себя на уроке. Есть ли на экране картинка, на которой дети соблюдают правила поведения на уроке? А какие правила нарушены? (На уроке веди себя тихо, будь старательным. Объяснения учителя слушай внимательно.
(7 слайд) Не разговаривай с соседями и не отвлекайся на посторонние занятия.
- Если ты хочешь ответить на вопрос учителя или задать свой вопрос, что нужно сделать? (не кричи с места, а подними руку). Если отвечает твой одноклассник, нельзя перебивать его ответ, подсказывать ему
- Как нужно отвечать? (Когда вызывают отвечать тебя, говори громко и чётко, выражай свои мысли полными предложениями).
- Как вести записи в тетрадях? (В тетрадях пиши разборчиво и аккуратно. Небрежность и неразборчивость почерка допускать нельзя — это выражение элементарного неуважения к тому, кто будет проверять твои тетради).
(8 слайд) – Почему важно приносить необходимые для учебы принадлежности?
(9 слайд) - Зачем следить за чистотой в кабинете?
(10 слайд) - Как вести себя, когда услышал звонок с урока? (Услышав звонок, извещающий об окончании урока, не срывайся с места, стремясь побыстрее выбежать из класса).
- Для чего надо соблюдать правила поведения в классе на уроке?
Соблюдай эти правила и тогда:
- получишь знания;
- дашь возможность своим одноклассникам узнать новое на уроке;
- порадуешь учителя;
- сбережёшь своё здоровье.
2 группа получает напечатанные правила поведения, которые впоследствии будет размещать на своей памятке.
ФИЗМИНУТКА.
Немножко отдохнем. Я буду читать стихотворение, а ваша задача – движениями изобразить мои слова. Покажите Цезарю, какие вы ловкие!
Утром рано я проснулся,
Потянулся, улыбнулся.
Очень быстро я оделся,
У зеркал я повертелся.
В школу быстро побежал,
Крепко я портфель держал.
В раздевалке снял я куртку
И обул переобувку.
А теперь спешу я в класс –
Ведь урок начнут сейчас.
Я друзьям всем улыбнусь
И к делам своим вернусь.
(11 слайд) СТАНЦИЯ КОРИДОР
Перемена, перемена: лезет 1а на стену, Очень дружно 1б весь стоит на голове, 3а и 3б восседают на трубе.
Носятся на перемене
Гриша с Федей, как олени
Всех толкают, задевают
И кричать не забывают.
У стены весь класс стоит,
Голова у всех болит.
- Что нарушили дети?
- А как правильно себя вести?
• Не бегай в коридоре и на лестницах. Слишком оживлённые игры и беготня часто приводят к различным неприятностям и даже тяжёлым травмам.
• При встрече в школе с взрослыми людьми обязательно здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.
• Всегда уступай старшим дорогу и пропускай их в дверях.
• В школе не кричи, не употребляй грубых слов, не дерись.
• Всегда помни, что ты не один. Старайся вести себя так, чтобы никому не мешать.
- Зачем же соблюдать эти правила во время перемены?
Соблюдай эти правила и тогда:
- отдохнёшь сам и дашь отдохнуть другим;
- успеешь приготовиться к уроку;
- позаботишься о своём здоровье.
(12 слайд) Последняя наша СТАНЦИЯ - СТОЛОВАЯ
- Рассмотрите эти фотографии. Что можно сказать о поведении детей в столовой?
(13 слайд) Кушать надо в столовой – специально отведенном для принятия пищи месте.
(14 слайд) - Какое это правило? (мыть руки перед едой)
(15 слайд) Есть спокойно самому и не мешать другим
(16 слайд) – Убрать за собой посуду.
• Не беги в столовую, расталкивая всех вокруг локтями. Не пробивайся к буфету без очереди, отталкивая малышей.
• Не садись за стол боком или положив ногу на ногу.
• Вспомни правила поведения за столом — здесь тоже необходимо их соблюдать.
• Не разговаривай за столом.
• Не отзывайся плохо о том блюде, которое тебе подали к столу.
• Закончив есть, убери за собой посуду.
- Для чего нужно соблюдать эти правила?
Соблюдай эти правила и тогда:
- сохранишь своё здоровье и здоровье других учеников;
- проявишь уважение к труду работников столовой.
- А теперь давайте проверим, как вы запомнили правила поведения в школе. У вас на партах листочек с ситуацией, произошедшей в школе. Помогите разобраться, нарушены ли здесь какие-либо правила поведения. Обсудите их сначала в своей группе.
1-я группа: Петя вешал свою куртку на вешалку в раздевалке, задел чужую. Куртка упала, а Петя, наступив на нее, взял портфель и пошёл в класс.
2-я группа: Девочке во время урока понадобилась линейка. Она громко спросила у подруги, затем встала и взяла линейку у мальчика с соседнего ряда.
3-я группа: Маша бежала за Лизой, толкнула учительницу и сказала: «Здравствуйте, Мария Ивановна!» Можно ли назвать Машу культурной?
4-я группа: Коля бежал в буфет, нечаянно задел Дашу. У Даши из рук выпал стакан и разбился. Девочка испугалась и убежала из столовой.
Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:
Других не суди, на себя погляди. (коридор)
прежде чем кого то обсуждать, посмотри нет ли у тебя таких или других недостатков
Каков мастер, такова и работа. (урок)
Как человек относится к своей работе, так она и получается
У себя как хочешь, а в гостях как велят. (столовая)
Порядок время бережет. (раздевалка)
Порядок помогает экономить время.
- Выберите подходящие вашей теме пословицу.
- А теперь приступайте к оформлению своих проектов – памяток. Работаем дружно, сообща.
В конце урока работы вывешиваются на доске. Дети оценивают выполнение работ каждой группы.
Рефлексия:
Цезарю у вас очень понравилось, и он предлагает вам игру «Ладошки».
Большой пальчик спрашивает: - Что вам запомнилось больше всего?
Указательный: - Что бы вы посоветовали друзьям из других школ или своим братишкам и сестрёнкам из услышанного на уроке?
Средний: - Что бы еще я хотел узнать о правилах поведения?
Безымянный: - Какое настроение у тебя было на уроке?
Мизинец: - Урок заканчивается, какие чувства ты испытываешь?
Молодцы, вы отлично поработали, вы замечательная команда! Покажите свои ладошки! А теперь дайте пять своему соседу! Хлопните в ладоши своим друзьям!
(слайд 17) Мы сегодня повторили с вами основные правила поведения в школе. Очень надеюсь, что вы и дальше будете оставаться культурными людьми.