kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие в страну солнца и песка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок   «Путешествие в страну солнца и песка»

Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;
  • познакомить с географическим положением пустыни и её особенностями;    растительным и животным миром, деятельностью людей;
  • развивать умение работать с дополнительной литературой;
  • развивать речь детей, умение наблюдать, анализировать, обобщать.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну солнца и песка »

Урок «Путешествие в страну солнца и песка»


Цели урока:

  • сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;

  • познакомить с географическим положением пустыни и её особенностями; растительным и животным миром, деятельностью людей;

  • развивать умение работать с дополнительной литературой;

  • развивать речь детей, умение наблюдать, анализировать, обобщать.



Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Сообщение темы урока.

Приглашаю вас совершить путешествие в страну солнца и песка. А что это за страна, вы догадаетесь, отгадав загадку.

Солнечный, жаркий

Желтый поток –

Льется здесь жгучий песок.

В воздухе жёлтом и

Плотном, как мед,

Желтая птица

Неслышно плывет.

О какой природной зоне рассказывается?

Итак, во время путешествия нам предстоит узнать, что такое пустыня, исследовать страну солнца и песка, узнать о загадках природы, испытать свои силы.

  1. Этапы пути.

    • Какие бывают пустыни

    • Климат

    • Загадки природы

    • Растительный мир

    • Животный мир

    • Человек в пустыне

    • Экологические проблемы

    • Проверь себя


  1. Что такое пустыня.

Пустыня- это желтое и голубое.

Желтое - пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше за горизонтом.

Голубое - это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески.

Трудно на карте нашей страны найти зону пустынь. В России она не проходит сплошной полосой, а располагается отдельным участком по берегу Каспийского моря.

Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Ветер перемещает их. Встречаются и ровные места. Это участки глинистой пустыни.


  1. Климат.


В этой зоне 4 времени года. Самой характерной особенностью пустыни являются сухость и обилие света. Небо безоблачно, солнце палит беспощадно. Часто за всё лето не выпадает ни капли дождя. Солнце так сильно нагревает поверхность, что температура её поднимается до +80 градусов. В такое время без труда можно испечь яйцо в раскалённом песке. От поверхности нагревается и воздух. В тени термометр показывает +40-50. Однако ночи в пустыне прохладные.

Зима в пустыне морозная, длится 2-3 месяца. В отдельные дни морозы достигают – 20-30 градусов. Почвы плодородные, но слишком сухие и часто засолены.


- Итак, что мы можем записать в наш бортовой журнал о климате пустыни?


  1. Загадки пустыни.

Для пустынь характерны удивительные явления:

«сухой туман»,

«звук солнца»,

«поющие пески»,

«сухой дождь»,

миражи и т. д.

«Сухой туман» возникает, когда в пустыне царит штиль и воздух наполнен пылью видимость совершенно пропадает.
«Звук солнца» возникает при 40 градусах жары, когда в пустыне лопаются камни, издавая особенный звук.

Мираж – обманчивое видение, нечто кажущееся, призрачное. При мираже предметы скрытые за горизонтом становятся видимыми. Миражи могут привести к гибели людей, вводя их в заблуждение. Чтобы люди увидевшие мираж не заблудились и не погибли, создаются специальные карты-путеводители.

Климат пустынь резко континентальный, воздух необычайно сух, поэтому облака в пустыне - редкое явление, еще реже из них выпадает дождь. Но даже когда это случается, дождевые капли обычно испаряются в воздухе, не достигнув поверхности земли. В таких случаях можно видеть, как идет дождь, стоять под ним и остаться совершенно сухим. Это и есть сухой дождь.
Случается, что капли успевают промочить высоко поднятые ветром мельчайшие пылевые частицы, превращая их во влажные комочки грязи. Во время падения эти комочки быстро обсыхают, и на землю падают твердые крупинки. Получается "крупяной дождь".


Много есть в мире загадочного и неизведанного, удивительного и необъяснимого. Одним из таких природных феноменов являются поющие пески.

Песок звучит, когда начинает осыпаться. В это время бархан начинает звучать. Часто поющие пески издают самые неожиданные звуки. То под ногами идущего человека слышится что-то вроде лая собак, а то и рокот авиационных моторов.

В дождливую и ветреную погоду бархан замолкает.


7. Растительный мир пустынь.


- Какова же растительность пустыни? Бедная.

- Как вы думаете, каковы особенности этих растений?

- Какие у них листья?

- Какие корни?

-Можно ли в пустыне встретить деревья лесной зоны?


Презентация Федора Поротникова.


  1. Животный мир пустыни.

- Каков животный мир пустыни?

- Что должны уметь животные, чтобы приспособиться к её суровым условиям?

Животный мир пустынь своеобразен. Животные нетребовательны к пище, воде, окраска их под цвет выжженной поверхности. Характерные животные пустыни – верблюды. Они круглый год питаются скудными травами и верблюжьей колючкой, которую ни одно другое животное есть не может. Несколько дней верблюды могут обходиться без воды. Но добравшись до источника, сразу выпивают до 10 ведер. В горбах верблюдов содержится запас жира, поэтому они могут долго обходиться без пищи. На коже брюха и подошвах ног есть плотные утолщения – мозоли. Они спасают верблюда от ожогов горячим песком.

В пустынях обитает грациозное животное – антилопа-джейран. Она может пробежать до водопоя 50-60 км. Бег её стремительно быстрый. Редкий хищник догонит джейрана.

На песчаных холмах встречается много ящериц. Особенно интересен варан, длина которого достигает 1,5 метров. Немало здесь змей, в том числе и ядовитых. Разнообразен мир насекомых, особенно много жуков и муравьев.

Живут здесь тушканчики. У них задние ноги длиннее передних. Поэтому они передвигаются прыжками, причем очень быстро. Питаются растительной пищей. На день забираются в норы.

Встречается заяц толай. Среди травы быстро бегает паук фаланга.

Вдоль рек животный мир значительно богаче. Там водятся кабаны, камышовые коты и много водоплавающих птиц. Самая крупная из них – пеликан.


Итак, давайте еще раз повторим, как приспособились животные к жизни в пустыне?


  1. Рекордсмены пустыни.

Самым быстрым в пустыне оказался не дикий осел – кулан, как считалось, а крохотная ящерка – песчаная кругоголовка: она за одну секунду могла пробежать 2 метра. Если бы кулан мог бегать так же быстро, то он пробегал бы за 1 час 360 км.

А самый чуткий в пустыне клещ: он бежит по песку к человеку за 5 метров. Если бы у пустынной рыси – каракала – было такое же чутьё, то она чуяла человека за 1,5 км.

Самая сонная в пустыне – черепаха. Она может спать без просыпа 9 месяцев вгоду. И при этом не очень-то теряет в весе.

Живет в пустыне смелая ящерица «красные уши». Она, если её упорно преследовать, кидается, бывает, даже на человека, хоть и не может причинить ему никакого вреда. И живет пустынный сверчок, до того пугливый и робкий. Что его пугает даже стук вашего сердца.


  1. Человек в пустыне.

- Где живут люди в зоне пустынь?

- Почему жители пустыни летом носят головные уборы и теплые халаты на вате?

- Чем занимаются люди в пустыне?


Человек научился использовать обилие тепла, чтобы выращивать теплолюбивые культурные растения – арбузы, дыни, виноград, помидоры. Здесь много садов. Но растениям нужна вода. Люди нашли выход: построили водохранилища, провели каналы.

Пустыни используют как пастбища для овец. Разводят также лошадей, коров. Верблюдов. Верблюдица дает от 5 до 15 литров жирного молока ежедневно. Каждый год со взрослого верблюда снимают около 12 кг тончайшей длинной шерсти. Шкура верблюда представляет собой большую ценность, из неё изготовляют прочную кожу для обуви. Верблюд кормит, поит, одевает человека да ещё перевозит по любому бездорожью. В любую погоду.

Селения в пустыни очень редки. Люди селятся там, где есть вода.

  1. Экологические проблемы.

Используя природу пустыни, человек нанес ей немало вреда. Орошение земель привело к засолению почв. Даже в пресной воде есть соли. После испарении воды соль остается в почве.

Разведение большого количества домашних животных привели к сильному уменьшению числа растений.

Многие животные на грани исчезновения из-за неумеренной охоты на них. Так, у варана прочная и красивая кожа. Её широко использовали для изготовления обуви, сумочек, кошельков и других изделий. Поэтому варанов вылавливали в огромных количествах. Сейчас вараны взяты под охрану. У джейрана вкусное мясо, поэтому на него издавна охотились. В результате джейран занесён в Красную книгу. Охота на него запрещена.

Огромный вред был нанесён природе нижнего течения Волги, где находится настоящий природный оазис. Поредел лотос. Был развит промысел по сбору его плодов. В результате лотос оказался в Красной книге.

Сильно пострадали птицы. Было время, когда перья и кожа пеликанов, лебедей. Цапель шли на изготовление модных изделий. Поэтому их уничтожали в огромных количествах. Результаты оказались плачевными: редкими стали цапли, сильно сократилось число пеликанов, а лебедь-шипун исчез из оазиса полностью. В бедственном положении оказались кабаны и другие животные. Поэтому в 1919 году здесь был учрежден Астраханский заповедник. За прошедшие годы в заповеднике почти полностью восстановлена численность когда-то исчезающих растений и животных.

Природу пустынь охраняют законы по охране природы, принятые государством.


  1. Проверь себя.

Графический диктант.

Если высказывание верное, ставите «+» если нет, «_»


  • Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.

  • У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня.

  • Самое быстрое животное – дикий осел, он пробегает за 1 секунду 2 метра.

  • Самый чуткий в пустыне – клещ: он бежит к человеку за 5 метров.

  • Самая сонная в пустыне – черепаха. Она может спать, не просыпаясь 5лет.

  • Пустынный сверчок до того пугливый. Робкий, что его пугает даже стук сердца человека.

  • В пустыне все непривычно и необычно: озеро без воды, пески поют, дождь высыхает, не долетев до земли.

  • Верблюда называют кораблем пустыни.

  • В 1919 году образован Астраханский заповедник.

  • В Красную книгу занесены Варан, джейран, верблюд.


Тест интерактивный.


  1. Итог урока.












































6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Путешествие в страну солнца и песка

Автор: Яковлева Елена Сергеевна

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229523

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока "Путешествие с комнатными растениями" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-s-komnatnymi-rastieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "170926"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423595335"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Классный час: «Казахстан – любимая страна, Казахстан – республика моя!». "
    ["seo_title"] => string(69) "klassnyi-chas-kazakhstan-liubimaia-strana-kazakhstan-riespublika-moia"
    ["file_id"] => string(6) "170759"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423584296"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Классный час на тему: "Волшебное путешествие по стране Казахстан" "
    ["seo_title"] => string(73) "klassnyi-chas-na-tiemu-volshiebnoie-putieshiestviie-po-stranie-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "104579"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402734569"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект по презентации для детей подготовительной группы "Путешествие в Пустыню""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_po_prezentatsii_dlia_detei_podgotovitelnoi_gruppy_puteshestvie_v_pustyn"
    ["file_id"] => string(6) "521749"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1570294211"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства