Этот конспект урока поможет Вам в яркой и интересной форме провести урок-повторение по изученным частям речи, повторить орфограммы, правила, узнать необычные факты из жизни моряков.В конспекте представлены разные виды работ над упражнениями. Обобщите знания учащихся о частях речи. В конспекте есть упражнения, которые помогут открыть в детях чувства взаимовыручки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: доска, на доске из цветной бумаги сделать сказочный океан и в нем острова (каждый остров соответствует части речи), корабль, скалы, пираты, подводные камни, жители островов (дельфины, осьминоги). Остров располагается в центре доски.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на 25 мышц больше.
- Что полезнее: хмуриться или улыбаться?
- Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям и начнём работу.
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «пять»!
- Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок русского языка.
- Давайте запишем число. 4 февраля. Классная работа. Кстати, сегодня всемирный день борьбы с раковыми заболеваниями.
II.Постановка задачи урока.
Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Частей речи. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.
А каким должен быть мореплаватель?
III.Чистописание.
Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться.
Сегодня наша разминка будет следующая:
Мм мор
На второй строчке запишите однокоренное слово с корнем –мор-
(море, моряк, морской)
Выделите корень.
Почему эти слова называются однокоренными?
Как еще мы можем назвать?
IV.Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.
Итак, в путь!
Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать?
Загадки.
Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы отрывали».
Огородное растение с крупными семенами – горошинами.
Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова».
Этот овощ получил свое название «агурос» за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.
Этот овощ завезен был к нам из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и трюфель, они растут в земле.
Мы отправляемся в путь. Вы знаете, что каждый мореплаватель заранее очень серьезно готовится к путешествию. Вот я сейчас и проверю, как вы дома подготовились к нему. Что вам было задано на дом?
(повторить правила о частях речи).
Какие части речи вы знаете?
(ответы детей)
VI. На острове Имени существительного.
Мы в Океане частей речи, приближаемся к острову Имя существительное. Что вы знаете об имени существительном?
На этом острове живут два добродушных веселых дельфина. Одного из них зовут Кто?, а другого Что?
Эти дельфины очень любознательные. Они хотят узнать как можно больше имен существительных.
Поможем им?
Упражнение 1
Распределите имена существительные в два столбика.
На доске и в тетради.
Кто? Что?
Кит, берег, брызги, чайка, дно, акула, волны, рыба, дельфин, океан.
Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?
Что обозначают имя существительное?
Как называют имена существительные, которые отвечают на вопрос Что?
Я думаю, что дельфины остались довольны нашей работой.
Как пишутся их имена?
Почему?
VII. На острове Имя прилагательное.
Плавание продолжается. На нашем пути остров Имя прилагательное.
Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые осьминоги. Освободить их нам помогут только наши знания.
Что вы знаете об имени прилагательном?
Выберите нужные имена прилагательные и восстановите предложения:
Слова для справок: пугливая, смелый, полосатый, шустрая, лесные, яркие.
Запись предложений комментирована:
(Предложения записаны на доске с пропусками, на месте пропусков – осьминоги).
Упражнение 2
…рыбки скользят у самого дна.
Рыщет по морю … селедка.
Вылезает из-под камня … краб.
Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.
Проверяем.
Что же такое имя прилагательное?
ФИЗМИНУТКА
VIII. На острове Глагол.
Распознавание глаголов в тексте.
Смотрите, вот еще один остров!
Я знаю, что жители этого острова очень часто забывают его название.
Как он называется?
Что вы знаете о глаголе?
Задание:
Найдите в карточках у вас на партах глаголы и подчеркните двумя чертами.
Проверяем.
X. Подводные камни – предлоги.
В путешествии иногда бывает так, что в более мелких местах корабль может наткнуться на подводные камни.
Эти камни в нашем океане называются … Как?
Но чтобы этого не случилось с нашим кораблем, ответьте мне, что вы знаете о предлогах?
В чем заключается главная работа предлогов?
Обведите в кружочек зеленой ручкой в тексте предлоги.
С какими словами они связаны?
XI. Остров Безграмотландия.
Самостоятельная работа.
Побывав на всех островах, мы отправляемся домой, но на нашем пути очень коварный остров Безграмотландия.
Здесь живут пираты, которые не знают правил русского языка.
Они предлагают вам самостоятельно распределить части речи по столбикам.
Вы должны быть очень внимательны, потому что пираты допустили ошибки.
Подпишите листочки.
Начинайте работу.
Исправь ошибки пиратов с острова Безграмотландия.
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Предлог
Большая
Волна
Белая
Красивые
На
Набегает
Морской
Чайка
Водоросли
Над
Парит
Берег
Зеленеют
Раскинулся
Под
около
XII. Домашнее задание.
А вот дома я предлагаю вам самим придумать по пять слов каждой части речи и записать их в четырех столбиках.
Слова должны быть на морскую тему (кроме предлогов).
XIII. Подведение итога урока.
Дорога домой проходит через узкий пролив. Огромные скалы, как океанические ворота, задают нам вопросы, ответив на которые, мы попадем домой.