kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра «Путешествие по океану «Части речи» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра «Путешествие по океану «Части речи»

Урок-игра «Путешествие по океану «Части речи»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра «Путешествие по океану «Части речи» 3 класс»

Урок-игра «Путешествие по океану «Части речи»


Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о частях речи.

Задачи урока:

1. Закрепление знаний учащихся о частях речи, формирование умения осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи; формирование навыков грамотного каллиграфического письма;

2. Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления, речи, развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

3. Воспитание интереса к изучению русского языка, любознательности, доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в паре и группе.

Педагогические
цели

Создать условия для развития умений определять по изученным признакам слова различных частей речи, классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное), подбирать примеры слов изученных частей речи, выполнять письмо по памяти, составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе

Планируемые
результаты
(предметные)

Владеют первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи

собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное

Личностные
результаты

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся

Универсальные учебные
действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты

в устной форме; логические – овладевают умением смыслового восприятия учебного текста; осуществляют анализ и сравнение.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости;

воспринимают текст с учетом поставленной задачи


Оборудование: изображения островов, стрелки, карточки с названием частей речи, вопросы, карточки со словами, музыкальная физминутка, кораблик, путевые листы для учащихся, смайлики, конверты для самопроверки.


Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

– Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости.


II. Постановка цели урока.

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но в какое я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами, куда мы отправимся, отгадав загадку.

Царство рыб, китов, кальмаров,

Звезд морских, медуз, кораллов. (Океан)

– Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана. Но название океана я вам сразу не скажу. Его название вы мне сами назовёте в конце нашего путешествия. Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться.

– А каким должен быть мореплаватель? ( Отважным, смелым, храбрым, находчивым, внимательным, сообразительным.)

– А ещё для нашего путешествия вам необходимы будут ваши знания.

– Нам нужно подготовиться к путешествию.

Игра «Я возьму с собой в путешествие…».

– Сейчас вы по очереди будете вставать и называть своё имя и что возьмёте с собой. Причём ваше слово должно начинаться с той же буквы, что и ваше имя.

Например:

Никита – нож, ножницы, нитки.

Лена – лекарства, ложка, лопата.

– Итак, мы взяли всё необходимое. В путь!


III. Чистописание.

– Давайте запишем дату нашего путешествия в тетрадях.

Сели прямо, ноги вместе, Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте, Правая рука на месте, Можно начинать писать!!!

– Перед тем, как отправиться в путь, надо размяться. Сегодня наша разминка будет следующая: посмотрите на море.

– Что есть на море? (Волны)

– А на какую букву похожи волны? ( На букву «м»)

– Будем писать букву «м».

На доске написано (открывается карточка):

Мм

Море –

– На второй строчке запишите однокоренные слова к слову «море». (Моряк, морячок, морской). (Открываются карточки на доске). Выделите корень.

– Почему эти слова называются однокоренными? (Имеют одинаковый корень)

– Как еще мы можем их назвать? (Родственные)


IV. Лексико-орфографическая работа.

– Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией (т.е. продуктами), в том числе, овощами. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать.

Загадки:

1. Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

2. Дом зелёный тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох)

3. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи. (Капуста)

4. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

5. Я – и свежий, и соленый.

Весь пупырчатый, зеленый.

Не забудь меня, дружок,

Запасай здоровье впрок. (Огурец)

6. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель)

В тетради: морковь, горох, капуста, помидор, огурец, картофель.


V. Работа над темой урока.

– Ребята, когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила аккуратно в конверт. Но они случайно все перепутались. Вот какие слова у меня были.

На доске:

Медуза, корабль, путешествие, удалиться, веселиться, плавать, солёная, морской, тёплое, он, она, мы, из, через, по.

–Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место?

1. Отправились наши слова в плавание в поисках того, кто их расставит, как надо. Плыли они плыли по морям и океанам и в одно прекрасное утро добрались до острова. Смотрят, перед ними большой город стоит. Вошли они в город, а там домов и дворцов видимо-невидимо. Ходят наши слова по городу, по сторонам смотрят, постучались они в один дом, а тут – откуда ни возьмись – стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

(Выставляется карточка с вопросами КТО? и ЧТО?)

– Одни слова растерялись, другие ответили. Как вы думаете, какие слова могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

(Дети называют слова, а учитель переносит слова в первый столбик).

Медуза, корабль, путешествие.

– Что они обозначают? (Предмет)

– Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого острова? (Имена существительные).

– А что вы знаете о именах существительных?

2. Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные поплыли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Плыли, плыли, видят другой остров. А на нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» – строго спрашивают.

– Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны.

– Ребята, давайте посмотрим на слова и скажем, какие слова могут что-то делать.

Дети называют слова, а учитель переносит слова: удалиться, веселиться, плавать.

– На какой вопрос отвечают эти слова? (ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)

– Что они обозначают. (Действие).

– Как зовут жителей этого острова? (Глаголы)

ФИЗМИНУТКА.

С физминуткой я дружу свою спину разогну.

Руки кверху подниму, а потом их опущу,

А потом попрыгаю 1,2,3 Ножками подрыгаю 1,2,3

Ручками похлопаю 1,2,3 Ножками потопаю 1,2,3

Сяду я за партой стройно, чтоб вести себя достойно!

3. И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Поплыли они дальше. Смотрят остров красивый стоит. Причалили к нему, заглянули в окошко домика – комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. Музыка играет. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь – и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие товары везёте?» - спрашивают.

– Давайте посмотрим, какие слова могут здесь остаться? (Солёная, морской, тёплое)

– Как зовут жителей этого домика, знаете? (Имя прилагательное).

– Что они обозначают? (признак предмета).

Задание:

Первый ряд подбирает прилагательные для слова «остров» для его описания. Остров – большой, красивый, зелёный и т. д.

Второй ряд для слова «вода». Вода – чистая, прозрачная, вкусная, холодная, горячая, родниковая и т. д.

Затем один ученик с каждого ряда зачитывает слова, которые подобрала команда.

4. Ну, а наши слова поплыли дальше. Видят ещё остров. Подошли они к одному дому, смотрят: а там слова что-то натворили, наверное, а сами не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, они!». «Вы виноваты!». «Нет, ты!». Подошли наши слова- путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»

– Мы потеряли свои имена, - ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО, а имён не помним. Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени.

– Как называются такие слова? (Местоимения)

– Местоимения так и норовят занять чьё-либо место, поэтому отвечают на вопрос того слова, чьё место они занимают. КТО? ЧТО?

– Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим их на этот остров.

Он, она, мы.

5. Остались совсем маленькие слова. Вдруг они видят: совсем рядом маленький остров, на нём домик, окошки светятся. И стражников никаких нет. Заглянули они в окошко – а там такие же, как они, маленькие сидят, что-то вяжут. Постучались наши слова в дверь домика, словечки открыли им дверь и обрадовались, когда увидели такие же слова, как они сами. «О, помощники пришли!» - говорят. – «Ура!»

– А вы кто? – спросили наши слова.

– А мы слуги этого города – предлоги. Мы служим всем остальным словам и, хотя мы не называем ни предметов, ни действий, ни признаков, без нас другим словам в предложении бывает нелегко. Если бы не наша служба, то несладко пришлось бы остальным словам в предложении. Вот видите – мы вяжем? Это мы слова в предложении связываем.

– Мы тоже хотим служить этому городу – сказали наши слова и остались жить на этом острове.

– Мы уже знакомы с предлогами. Какие из этих слов можно отнести к предлогам? (Из, через, по).

– А какие ещё предлоги вы знаете?

- А теперь ответьте мне на такой вопрос: Как можно назвать все эти острова?

6. Задание: У Вас на парте лежит задания теста. Возьмите их и отметьте правильный ответ.

1. Выбери верное утверждение:

1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - это часть речи, которая обозначает признак предмета

2. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - это часть речи, которая обозначает действие предмета

3. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - это часть речи, которая обозначает предмет

2. Выбери верное утверждение:

1. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопрос кто? что?

2. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопрос какой? какая?

3. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ отвечают на вопрос что делать? что сделать?

3. Выбери верное утверждение:

1. ГЛАГОЛЫ обозначают действие предмета

2. ГЛАГОЛЫ обозначают признак предмета

3. ГЛАГОЛЫ обозначают предмет

4. Выбери верное утверждение:

1. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ обозначают действие предмета

2. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ обозначают признак предмета

3. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ обозначают предмет

5. Выбери верное утверждение:

1. ГЛАГОЛЫ отвечают на вопрос кто? что?

2. ГЛАГОЛЫ отвечают на вопросы какой? какая?

3. ГЛАГОЛЫ отвечают на вопросы что делать? что сделать?

А теперь поменяйтесь с соседом по парте и давайте проверим правильные ответы. Поставьте друг другу оценки: сколько правильных ответов – такая и оценка.

7. Давайте закрепим Ваши знания выполнением упражнения 5 на странице 5. Выберите любое предложение, запишите его, вставляя пропущенные буквы, а сверху надпишите какой частью речи они являются.


VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

– Наше путешествие по океану ЧАСТИ РЕЧИ закончилось.

Садитесь поудобнее, Ведь к концу подходит наш урок.

Чтобы закончить наше путешествие, Надо подвести итог.

– Что вам особенно понравилось?

– Что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол? Местоимение? Предлог?

– Вы еще не раз побываете в удивительной стране частей речи и познакомитесь с другими ее жителями.

– Ребята, у каждого из вас на парте лежат 2 картинки с изображением лиц.

Одно лицо грустное, а другое веселое. Если вам понравился наш урок, то

покажите улыбающееся лицо, а если вам было грустно, неинтересно, то

покажите невеселое лицо.

– А сейчас мы должны определить знатоков темы «Части речи».

Ими стали ребята, которые на протяжении всего урока показывали хорошие знания по

изучаемой теме, были активными. Вы получаете оценку 5.

– Спасибо вам, ребята, за работу! Урок окончен.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок-игра «Путешествие по океану «Части речи» 3 класс

Автор: Кулакова Мария Владимировна

Дата: 16.10.2025

Номер свидетельства: 675555


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства