1. Сообщение темы урока
Сегодня у нас урок - путешествие Я хочу пригласить вас на экскурсию по Москве. Это будет виртуальное путешествие. Вы побываете в далеком прошлом, увидите и узнаете много нового и интересного.
Чудесный город есть на свете
И всем столицам он глава
Для нас, он лучший на планете
Любимый город наш – Москва.
— Найдите на карте этот объект. Итак, мы отправляемся в Москву.
4. Изучение нового материала.
“Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось”!
- Москва не просто город. Это наша столица. В старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал». (слайд1)
Москва – огромный город. Число жителей нашей столицы превысило 11 миллионов человек. Каждый день в Москву прибывает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учебу, в гости и в отпуск. А мы побываем в Москве, чтобы познакомиться с достопримечательностями Москвы.
Ученик: Образование Москвы. (слайд2)
Давно это было. Жил на свете князь. Звали его Юрием или Георгием. Князь много воевал. Завоёванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку и на ближнего, и на дальнего соседа. За это прозвали его Долгоруким. Но князь Юрий Долгорукий был не только воином. Был он и градостроителем. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял - Москва. Юрия Долгорукого с тех пор считают основателем Москвы. А случилось это в 1147 году. Так впервые на страницах летописи появилось название – Москва. (слайд3) С тех пор прошло более 850 лет. А на гербе г. Москва изображен Георгий-Победоносец, убивающий змея, который олицетворяет зло. (слайд4)
- Итак, город назван в честь Москва – река, которая опоясывает почти весь город. На берегу реки стоит Храм Христа Спасителя. Посмотрите, какой он красивый, именно в нём происходят все праздничные богослужения, которые показывают по телевидению. (слайд5)
Ну а теперь куплет из песенки. О какой достопримечательности пойдёт речь?
Мы учили песенку, а в песенке слова:
Здравствуй, наша Родина, город наш Москва
Что за площадь есть в Москве? Там где башня Спасская?
Эту площадь знают все, это площадь Красная!
- А теперь давайте отправимся на Красную площадь. (слайд6)
Ученик: Красная площадь – сердце Москвы. В древности Красная площадь называлась Торгом. Целый день шла здесь бойкая торговля. Здесь собирались и москвичи, и приезжие из других городов. Часто возникали пожары на площади, где горели торговые ряды. Случалось, площадь выгорала до тла, но вскоре отстраивалась заново. После опустошительного пожара, во время которого сгорели торговые ряды, площадь стали называть Пожаром. Когда площадь была отстроена красивыми каменными зданиями, то она стала называться Красная. Красная – значит красивая.
Учитель: На Красной площади проходили и проходят праздничные шествия, парады. Еще на Красной площади есть храм Василия Блаженного, очень красивый. (слайд7) Купола на нем как леденцы разноцветные и всякой разной формы: и круглые, и луковкой, и башенкой, и стрелочкой. Храм этот царь Иван Грозный построил в честь победы над Казанским ханом.
Недалеко от собора располагается Памятник К. Минину и Д. Пожарскому. (слайд8) Они были предводителями народного ополчения, защитившими Москву и Русь от польских захватчиков. Это первый памятник, воздвигнутый в Москве.
Учитель:
- Но самым известным памятникам старины на территории Красной площади является, конечно же Кремль. (слайд9)
Ученик: Одним из самых красивых сооружений города является Кремль. Сначала стены Кремля были деревянными, затем они были сделаны из белого известняка. Белокаменный Кремль простоял более 100 лет. Он пережил вражеские нападения, пожары, даже землетрясения. Но каждый раз отстраивался заново, становясь еще краше. И только спустя много лет когда Русь освободилась от татарского ига, были возведены красные зубчатые стены, стройные башни из красного кирпича. Его стены и башни сохранились до сих пор. Здесь можно увидеть каменные палаты, богатые терема и соборы с золотыми куполами. Кремль – это волшебный город. Царь – пушка и царь-колокол – словно великаны из сказки. Каждый, кто приезжает в столицу, стремится побывать в Кремле. На стенах Кремля 19 башен и все они разные. На главных башнях горят пятиконечные рубиновые звезды.
Учитель: Подробно о Кремле, его башнях и соборах мы поговорим на следующем уроке, но хочется сказать несколько слов о Спасской башне Кремля. На ней находятся большие часы с золотыми цифрами - куранты. Бой Кремлевских курантов передают по радио в 6 часов утра и в 12 часов ночи. (слайд 10)
У Кремлевской стены, в Александровском саду Могила Неизвестного солдата. (слайд 11)
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись….
Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата, днем и ночью полыхающий у Кремлевской стены, - память о тех, кто отстоял Москву, защитил Родину.
Учитель: Посетив Москву нельзя не побывать в Третьяковской галерее, (слайд 12) которая названа в честь купца Павла Михайловича Третьякова. Многие считали его чудаком, потому что все деньги он тратил на покупку картин, которые развешивал по комнатам своего просторного дома. Третьяков разрешал смотреть свои картины всем желающим. А потом он подарил картины и галерею городу Москве. Это – мировая сокровищница произведений живописи и скульптуры. В ней хранится около 35 тысяч картин. Москвичи там частые гости, а приезжие обязательно стремятся туда попасть.
Учитель: Большой театр (слайд 13) - гордость оперного и балетного искусства. Каждая новая постановка на его сцене является крупным событием в театральной жизни столицы. В Большом театре выступают прославленные артисты. Попасть в Большой театр нелегко, как и в Цирк на Цветном бульваре.
Учитель: Много ещё достопримечательностей в Москве, все и не перечислить – это и Останкинская телебашня, телесигналы которой принимает вся страна и здание главного высшего учебного заведения страны - МГУ, может кому-то из вас в дальнейшем предстоит там учиться. Рамки урока не позволяют нам обо всём рассказать и всё увидеть мы выбрали наиболее яркие фрагменты.