"Путешествие по материкам и океанам", конспект урока
"Путешествие по материкам и океанам", конспект урока
ТЕМА: «Путешествие по материкам и океанам»
Цели урока:
I. Образовательные:
- Помочь детям усвоить новые понятия «материк» и «океан».
- Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
II. Развивающие:
- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
III.Воспитательные:
-Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение), воспитывать бережное отношение к природе
Приём создания проблемной ситуации: вопрос, на который ученики должны дать ответ после приобретения информации
Минимум: учащиеся должны перечислять материки и океаны и показывать их на карте, глобусах
Понятия: материк, океан, глобус
Оборудование: карта материков, атласы, глобусы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по материкам и океанам", конспект урока »
Окружающий мир
ТЕМА: «Путешествие по материкам и океанам»
Цели урока:
I. Образовательные:
- Помочь детям усвоить новые понятия «материк» и «океан».
- Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
II. Развивающие:
- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
III.Воспитательные:
-Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение), воспитывать бережное отношение к природе
Приём создания проблемной ситуации: вопрос, на который ученики должны дать ответ после приобретения информации
Минимум: учащиеся должны перечислять материки и океаны и показывать их на карте, глобусах
Понятия: материк, океан, глобус
Оборудование: карта материков, атласы, глобусы
УУД, формируемые на уроке:
Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные –
Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению
- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- находить материки на карте мира;
- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;
- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
Тип урока - получение новых знаний
Формы работы учащихся - фронтальная, в парах
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный. Мотивация.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.
Так пусть же каждый его лучик
заглянет к нам в класс
и не только обогреет нас,
но придаст сил, настроения и
уверенности в знаниях.
- Вот с таким солнечным настроением мы и начнем наш урок Окружающего мира.
- На уроке вас ждут открытия, много нового и интересного.
II. Определение темы и постановка целей урока.
- Вслушайтесь в эти слова:
«С давних времен из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,
Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог.
Итак! Мы начинаем свой урок.
Урок необычный, урок-путешествие. А что такое путешествие? На чём можно отправиться в путешествие? Что нам может понадобиться в путешествии? А чтобы не заблудиться? Подсказка … (решают анаграмму: карат)
Что такое карта? Какие цвета вы на ней видите? Что они обозначают? Какого цвета больше? Что он обозначает?
- О чём мы будем говорить на уроке? Где будем путешествовать?
Узнаем, что такое материки
Узнаем, что такое океаны
Научимся сравнивать их между собой
Будем работать с картой
Дети формулируют тему урока из прочитанных слов в кубе и цели урока в соответствии с темой
III. Возникновение проблемного вопроса. Самоопределение к деятельности.
Раньше на Земле был один материк. И назывался он – Пангея Омывался он одним океаном. Много – много миллионов лет назад Пангея раскололся на 2 материка, потом из 2 - х материков образовалось 6 материков, которые существуют по настоящее время.
Рассматриваем карту.
.
IV.Поиск решения проблемы. Открытие новых знаний.
- На какие две группы можно разделить объекты, которые вы видите? Почему?
Вода:Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северно-Ледовитый океан
- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
- Какое общее название они имеют?
Они называются океанами.
Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ей напиться.
Тихийокеан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийскийк Югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
Задание: Найти на карте 4 океана. Установить самый большой и самый маленький.
САМЫЙ БОЛ,-ТИХИЙ, МАЛ,- СЕВ,ЛЕД,
Суша:Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка, Антарктида
-Опишите увиденные вами участки суши. Что у них общего?
- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Какое общее название они имеют?
Задание: Найти на карте 6 участков суши. Установить самый маленький и самый большой.
Высказывания:
- Огромные водные пространства между материками это - океаны Земли. И огромные участки суши, которые окружены водными пространствами это – материки (континенты)
Ответы и рассуждения детей
Рассматривают карту и по ней отвечают на вопросы
Анализируют, обобщают, перечисляют. Ищут информацию в учебнике. Формулируют новое знание.
V. Физминутка
- Перед дальнейшей работой мы с вами немножко отдохнем.
Путешествуя по странам
Утомились мы в пути
Предлагаю вам, ребята
Всем из парт своих уйти.
Посмотреть направо,
Посмотреть налево,
Потянуться к солнцу,
Удивиться «Где мы?»
Вдыхаем свежий воздух,
Как бабочки кружимся.
И на цветок чудесный
Спокойно мы садимся.
Дети отдыхают, выполняют упражнения по физминутке.
VI. Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
Работа в парах:
-Для того, чтобы поближе познакомиться с материками, я предлагаю поработать в парах. Как называется предмет, который стоит у вас на парте в каждой группе? (Глобус) - Давайте выясним, что такое глобус? (Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. А можно ли этот предмет назвать глобусом? Почему?
- Да, ребята, глобус – это маленькая копия нашей планеты Земля. Я предлагаю вам найти материк о котором вы будете рассказывать и на глобусе и на карте.
У каждой пары будет текст о материке и карточка, куда нужно будет выписать самую важную, интересную информацию о материке. Затем вы расскажите всем нам о том, что вы узнали. ВЫБИРАЙТЕ КАРТОЧКИ.
Выдаются карточки, работают в парах.
После работы выходят к доске, показывают на карте, читают информацию.
Именно в Евразии находится наша Родина - Россия, Пермский край, город Пермь. Евразия соединяет две части света – Европу и Азию. Граница между этими частями условно проходит по хребту Уральских гор. Евразия – самый большой материк. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи. Самое глубокое озеро – Байкал. Самым редким животным является большая панда. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен. Большую панду часто называют бамбуковым медведем. Она питается тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведя.
- А теперь мы с вами рассмотрим самый жаркий материк - Африку. Найдите этот материк на карте.
Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий материк. Он богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты. Одно из самых знаменитых растений – баобаб. Воду он запасает в стволе, и может накопить до 120 тонн воды. В сухое время «худеет», а после дождей опять «полнеет». В Африке обитает Жираф. Его рост достигает 6 – ти метров. У него очень хорошее зрение. Он видит предметы на расстоянии 1 км. Кормится листьями деревьев.
- Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?
( Африка)
- А теперь рассмотрим Северную Америку. Найдите Северную Америку на карте.
Северная Америка – третий по величине материк. В Северной
Америке много озер. Самое крупное – озеро Верхнее. Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – секвойи. Из животных назовем одного – полосатый скунс. Это известный вонючка. Если враг подойдет слишком близко, скунс высоко задирает хвост, грозно топает по земле лапами. А потом пускает маслянистую жидкость, которая распространяет ужасную вонь. Ни зверь, ни люди не выдерживают такого запаха – просто убегают. Этот запах ничем не смоешь.
- Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?
( Северная Америка)
- Следующий материк, который мы рассмотрим, это
- Южная Америка. Найдите у себя на карте этот материк.
А сейчас мы отправимся на самый «мокрый» материк – в Южную Америку. Южная Америка – это самый мокрый материк. Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая большая по площади река. Богат и разнообразен животный мир Южной Америки. Среди них – ленивец.
Действительно, ленивец, самый ленивый зверь. Спешить им некуда, потому что питаются они цветами и плодами деревьев, на которых сидят. В водах Амазонки обитают хищные рыбы – пираньи. Коренные жители материка раньше использовали челюсти этих рыб, как ножницы. В Южной Америке есть самый высокий водопад – Анхель. Его высота – 1054 метра. Он виден только с самолета, так как до земли долетают только брызги. Назван в честь французского летчика Анхеля. Южная Америка – родина картофеля. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.
- Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?
( Южная Америка)
- А теперь рассмотрим Австралию. Найдите Австралию на карте.
- А теперь наш путь лежит на самый маленький, самый сухой материк – Австралию.
Австралия – самый маленький материк. Самое известное растение – эвкалипт. Здесь живут разные виды кенгуру – от карликовых, до гигантских, трехметрового роста. Эти звери носят своих детенышей в сумке на животе.
Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – заповедник.
- Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?
( Австралия)
- А теперь рассмотрим Антарктиду. Найдите этот материк на карте.
Антарктида – это самый холодный материк, покрыт снегом и льдом. Самые знаменитые животные – пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу. Антарктида – это и самый высокий материк. Его покрывает слой льда толщиной более 2 км. Там дуют самые сильные ветры на земле. Лед движется от центра материка к окраинам, на окраинах обламывается и сползает в океаны в виде айсбергов ( англ. слово – айс – лед, берг – гора; айсберг – ледяная гора).
- Скажите мне, ребята, какой материк мы рассматривали?
( Антарктида)
Находят материки на картах по аналогии с рассказом учителя.
Закрепляют понятие «материк».
Перерабатывают полученную информацию
VIII. Закрепление новых знаний и умений.
– Для чего надо знать карту, материки и океаны?
Вывод: это позволяет путешествовать по карте, легко находить места интересующие тебя.
Задание: Распредели материки и океаны на 2 группы
Слова на доске: океаны, материки. Дети по желанию выходят и раскладывают слова в группы.
Англия, Австралия, Кама, Москва, Тихий, Евразия, Япония, Северно-Ледовитый, Австралия, Китай, Антарктида, Атлантический, Северная Америка, Индия, Индийский, Южная Америка.
Молодцы, хорошо поработали!
Выводят вывод: зачем и где могут пригодиться новые знания.
Выделяют название материков из группы слов
По дополнительным подсказкам ребята из слов составляют названия материков
Распределяют названия материков и океанов на 2 группы, закрепляют понятия «материк», «океан»
IX. Рефлексия
- На сколько, успешно ты работал на уроке?
- Какой смайлик тебе подходит?
- Комфортно ли тебе было работать? Прикрепите смайлик к той карточке, по которой вы работали.
Ребята оценивают себя и свою работу на уроке. Доволен ли я собой, какие затруднения были, достиг ли цели учения.
X. домашнее задание.
Составить рассказ «Материк моей мечты»
Записывают домашнее задание.
XI. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
Подводят итоги, определяют степень успешности по достижению поставленной цели.
«Путешествие по материкам и
океанам»
Вода: Атлантический океан, Тихий океан,
Северно-Ледовитый океан, Индийский
океан
Суша: Северная Америка, Южная Америка,
Африка, Антарктида, Евразия,
Австралия.
карат
Океан – это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
___________________________________
Материк – это большие участки суши,
окружённые со всех сторон водой.
Карточка 1. ЕВРАЗИЯ
Именно в Евразии находится наша Родина - Россия, Пермский край, город Пермь. Евразия соединяет две части света – Европу и Азию. Граница между этими частями условно проходит по хребту Уральских гор. Евразия– самый большой материк. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи. Самое глубокое озеро – Байкал. Самым редким животным является большая панда. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен. Большую панду часто называют бамбуковым медведем. Она питается тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведя.
Евразия соединяет две части света –____________. Именно в Евразии находится наша Родина - ____________. Граница между этими частями условно проходит по хребту_______________. Евразия – самый ___________материк. Здесь самые высокие горы на Земле –_______________. Самое глубокое озеро –_____________. Самым редким животным является___________________. Длина тела около полутора метров. Большую панду часто называют__________________. Она питается тонкими ростками____________ и является близким родственником медведя.
Карточка 2. АФРИКА
Африка– второй по величине материк. Это самый жаркий материк. Он богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты. Одно из самых знаменитых растений – баобаб. Воду он запасает в стволе, и может накопить до 120 тонн воды. В сухое время «худеет», а после дождей опять «полнеет». В Африке обитает Жираф. Его рост достигает 6 – ти метров. У него очень хорошее зрение. Он видит предметы на расстоянии 1 км. Кормится листьями деревьев.
Африка –_________по величине материк. Это самый жаркий материк. Он богат __________. Среди них Нил – самая ____________ река нашей планеты. Одно из самых знаменитых растений –_____________. Воду он запасает в стволе, и может накопить до_________тонн воды. В сухое время «худеет», а после дождей опять «полнеет». В Африке обитает____________. Его рост достигает 6 – ти метров. У него очень хорошее зрение. Он видит предметы на расстоянии 1 км. Кормится ___________деревьев.
Карточка 3. Северная Америка
Северная Америка – это третий по величине материк. В севернойАмерике много озер. Самое крупное – озеро Верхнее. Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – секвойи. Из животных назовем одного – полосатый скунс. Если враг подойдет слишком близко, скунс высоко задирает хвост, грозно топает по земле лапами. А потом пускает маслянистую жидкость, которая распространяет ужасный запах. Ни зверь, ни люди не выдерживают такого запаха – просто убегают. Этот запах ничем не смоешь.
Северная Америка – это ________по величине материк. В севернойАмерике много _______. Самое крупное – озеро ___________. Здесь встречаются самые большие деревья нашей планеты – __________. Из животных назовем одного – полосатый скунс. Если враг подойдет слишком близко, скунс высоко задирает ______, грозно топает по земле лапами. А потом пускает _______________________, которая распространяет ужасный запах. Ни зверь, ни люди не выдерживают такого запаха – просто убегают. Этот запах ничем не смоешь.
Карточка 4. Южная Америка
А сейчас мы отправимся на самый «мокрый» материк – в Южную Америку. Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая большая по площади река. Богат и разнообразен животный мир Южной Америки. Среди них – ленивец.
Действительно, ленивец, самый ленивый зверь. Спешить им некуда, потому что питаются они цветами и плодами деревьев, на которых сидят. В водах Амазонки обитают хищные рыбы – пираньи. Коренные жители материка раньше использовали челюсти этих рыб, как ножницы. Южная Америка – родина картофеля. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.
А сейчас мы отправимся на самый _________________материк – в Южную Америку. Здесь протекает много рек. Среди них река_____________ – самая большая по площади река. Богат и разнообразен животный мир Южной Америки. Среди них – ________________.
Действительно, ленивец, самый____________ зверь. Спешить им некуда, потому что питаются они ______________ и ____________ деревьев, на которых сидят. В водах Амазонки обитают хищные рыбы – _____________. Коренные жители материка раньше использовали челюсти этих рыб, как ножницы. Южная Америка – родина _________. Древние инки выращивали его уже 14 тыс. лет назад.
Карточка 5 Австралия
Австралия– самый маленький материк. Самое известное растение – эвкалипт. Здесь живут разные виды кенгуру – от карликовых, до гигантских, трехметрового роста. Эти звери носят своих детенышей в сумке на животе.
Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – заповедник.
Австралия – самый________________ материк. Самое известное растение – _____________. Здесь живут разные виды кенгуру – от карликовых, до гигантских, трехметрового роста. Эти звери носят своих детенышей в _____________ на животе.
Австралия не похожа на другие материки, потому что здесь сохранились животные и растения, которые на других материках вымерли. Поэтому мы его можем назвать материк – __________________.
Карточка 6 Антарктида
Антарктида– это самый холодный материк, покрыт снегом и льдом. Самые знаменитые животные – пингвины. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо плавают и ныряют. В море они добывают себе еду, в основном рыбу. Антарктида – это и самый высокий материк. Его покрывает слой льда толщиной более 2 км. Там дуют самые сильные ветры на земле. Лед движется от центра материка к окраинам, на окраинах обламывается и сползает в океаны в виде айсбергов .
Антарктида – это самый _________ материк, покрыт снегом и льдом. Самые знаменитые животные – ________. Летать эти птицы не могут, зато очень хорошо ___________ и ____________. В море они добывают себе еду, в основном________. Антарктида – это и самый _____________ материк. Его покрывает слой льда толщиной более 2 км. Там дуют самые сильные ____________ на земле. Лед движется от центра материка к окраинам, на окраинах обламывается и сползает в океаны в виде__________________.