Цель: Формирование ценностного отношения к нравственным категориям (добро).
Задачи:
знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;
воспитывать доброжелательность, чуткость, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;
учить вежливому общению в семье и в коллективе, различать добро и зло;
продолжить знакомство с вежливыми словами;
побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.
Предполагаемый результат: формирование внутренней потребности доброго отношения к окружающим и желание совершать добрые дела.
Форма: путешествие – исследование.
Основные технологии: игровая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, коммуникативная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну доброты»
Тема: Путешествие в страну доброты.
Цель: Формирование ценностного отношения к нравственным категориям (добро).
Задачи:
знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;
воспитывать доброжелательность, чуткость, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту;
учить вежливому общению в семье и в коллективе, различать добро и зло;
продолжить знакомство с вежливыми словами;
побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.
Предполагаемый результат: формирование внутренней потребности доброго отношения к окружающим и желание совершать добрые дела.
Форма: путешествие – исследование.
Основные технологии: игровая, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, коммуникативная.
Оборудование:
Карточки-лучики для солнышка: тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание;
Дерево, на ветках которого нет листочков, на корнях написано: доброта. У детей чистые зеленые листочки, на них они напишут добрые поступки.
Карточки с текстами заданий: "Пять добрых дел".
Карточки – цветы с лепестками (4 шт.)
Сигнальные круги (красный, зеленый).
Толковые словари Ожегова, Даля.(4 экз.)
Презентация “Путешествие в страну Доброты”.
Мультимедийный комплекс.
Ход занятия
1. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова: Слайд 2
* Жизнь дана на ... дела.
* Мир не без ... людей.
* :.желаешь ... и делай.
* Истинное ...всегда просто.
* ...слово человеку - что дождь в засуху.
2. Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
"Не ищи красоты, а ищи доброты" - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена на всё живое, что окружает нас.
3. - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Доброты, а она, как мы знаем рядом. В этой стране мы встретим много преград, если мы все вместе преодолеем их, то сдадим экзамен на звание достойных жителей страны Доброты. Слайд 3.
4. Работа со словарем.
- А что такое "доброта"? (заботливое, внимательное отношение)
"Добро - это всё положительное, хорошее, полезное" - так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова.
5. А с чем можно сравнить доброту? Слайд 4.
- Когда у нас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее)
- Так на что же похожа доброта? (на солнышко)
Посмотрите на нашу доску. Вы обратили внимание на лучи у нашего солнышка.
- Прочитайте пословицу: "Доброта, что солнце". Как вы ее понимаете? Что она означает?
(Когда солнышко светит - хорошо, а когда все кругом добрые - еще лучше)
- И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко, покажет дорогу.
- А лучи его непростые (учитель просит 1 ученика перевернуть лучи солнышка на доске обратной стороной ). Тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание. Это то, чего не хватает порой людям. А нам это будет помогать в путешествии.
- А вот и препятствие. Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению. Я знаю, у вас получится это волшебство. (Антонимы)
Жадность - щедрость
Зависть - добродушие
Грубость - нежность, ласка
Дерзость - вежливость
Сплетни - правдивость
Жестокость - жалость, сочувствие
Хочется, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми.
6 . - А что еще нужно обязательно взять в дорогу? Какое настроение? (улыбку) Слайд 5. Какой мимикой человек может показать доброту?
Что посоветовал Крошка Енот своему другу?
Да и песня будет не лишней.
Звучит песня “Весной зашумит вода...”
7. Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной.
Закладываем фундамент Дома Доброты - первый кирпичик доброта. Слайд 6.
В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро.
Встречая гостей, мы говорим:...; Провожая гостей...; Утром...; Вечером...: и т.д.
Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?
8. Следующий кирпичик Дома Доброты добрые слова.
Доброта и вежливость не разделимы.
Игра “Доскажите потерянное слово”
Внимательно послушайте и в конце подскажите потерянное слово.
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).
Выглянет солнышко, спрячется тень. Если с улыбкой сказать (добрый день)
Мальчик вежливый и грамотный говорит, встречаясь, (здравствуйте).
Если мама нас бранит за шалости, мы ей говорим (прости, пожалуйста).
Уходя, обернись на прощанье, что ты должен сказать (до свиданья)
Нужно знать как дважды два Все волшебные слова, В день, пожалуй, раз до ста Говорить (пожалуйста)
Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может так случиться, что мы не сможем попасть в страну Добра?
Если вежливо - хлопайте 3 раза. Если невежливо – скажите протяжно “У-у-у”.
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Помочь подняться упавшему.
- Поднять упавшую вещь.
- Не встать, обращаясь к учителю.
- Взять билет в автобусе.
- Не уступить старшему место в транспорте.
- Не заметить недовольство мамы.
9. Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.
Следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.
10. А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?
Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.
Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел.
- Думать о родителях
- Утешить плачущего
- Радоваться неудаче ближнего
- Подать милостыню
- Стремиться быть богатым человеком
- Помогать ближним
- Завидовать
- Сделать кормушку для птиц
Игра “Стоп – красный свет!” (учащиеся используют сигнальные круги)
Вы знаете, что когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите что-то недоброе – поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете – поднимите зеленую карточку.
Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная)
На перемене у двери столовой два мальчика, обогнав девочку и отстранив её, первыми вбежали в столовую. (красная)
Две девочки “хлюпают” носами, болтают за столом во время еды. (красная)
По утрам убираем свою постель. (зелёная)
Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а ребятишки будут весело жить- поживать на белом свете. (красная)
Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. (зелёная)
Сейчас в нашей стране Добра стоит засохшее дерево. (На доске плакат с его изображением)
Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.
Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Слайд 7.
- Дерево оживает на нашем пути. Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы убеждались с вами. А может, не слова – дела важны? Слова – словами, а дела – делами.
В такой красивой стране Доброты должны жить и люди особенные.
11. Слайд 8.
* Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют...
* Человека, у которого доброе сердце, называют...
* Человек, который желает другим только добра, называют...
* Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют...
* Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют...
Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.
12. Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить? Слайд 9
Давайте представим себя жителями Дома под названием "Доброта". Слайд 10.
13 А вот и наши соседи. Слайд 11.
Сценка "Ученик часто опаздывает на урок"
Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.
Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.
Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил Серёже.
Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.
Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.
- Чей совет оказался истинно добрым?
- Чья помощь могла принести только вред?
Вывод: Добро желаешь - добро и делай.
14. Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый плохой поступок - крупица Зла, от которого становится темно и страшно. Слайд 12.
Чтение стихотворения "Обидное слово", автор Татьяна Дашкевич (3 заранее подготовленных учащихся).
Слайд 13 Обидное слово, обидное слово! Как больно ударить умеет оно! Змеёй ядовитой ужалить готово, Ужалит - и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен, И тот, кто унизил, и тот, кто унижен, Хотя миновала уж ссоры гроза, Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок, Будь добрым и вежливым с самых пелёнок, Хорошее только старайся творить И слов унизительных не говорить.
Случается, что все мы говорим грубые слова. О чем надо подумать или что надо сделать, если уже сказал грубость?
Что надо вспомнить, когда хочется сказать или уже сказал грубое слово?
15. - Правильно! Доброе, вежливое слово. Работа в группах. Слайд 14
Следующее наше испытание в путешествии "Волшебные лепестки".
В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Давайте соберём эти слова и напишем на лепестках. Давайте обменяемся, подарим друг другу волшебные цветы. (Команды, договариваясь, обмениваются цветами)
Ребята, сегодня, вспомнив вежливые слова, мы посадили в Стране Доброты цветы.
16. - В этой стране жители имеют фамилии с корнем - добр-. Давайте придумаем им фамилии.(Добровы, Добрушины, Добрынины, Добрулькины и т. д.)
- Что у нас получилось в конце путешествия?
1 чтец:
Да здравствует смелость, азарт, быстрота, Да здравствует вежливость и доброта! Да здравствуют добрые лица! И пусть тот, кто злится - стыдится!
2 чтец:
Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече “Добрый день” и “Добрый вечер”. И не зря ведь есть у нас Пожеланье “В добрый час”. Доброта - от века Украшенье человека.
- Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.
Наше путешествие заканчивается песней "Дорогою добра".
(На фоне музыки песни учитель говорит заключительные слова)
Вы хотите видеть окружающих не только добрыми, но и счастливыми, смелыми, красивыми, мечтаете, чтобы не было бездомных детей, стариков. Вам хочется, чтобы все люди честно трудились, не болели, относились с пониманием друг к другу, чтобы никогда не было войн. Вы задумываетесь над тем, что происходит вокруг, осознаете свою ответственность. Я верю, что ваша жизнь сложится очень удачно, в будущем вы постараетесь жить так, чтобы не делать несчастными людей, находящихся с вами рядом. Я желаю, чтобы вы стремились к тому, чтобы о вас говорили: "Это очень хороший человек!" Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.
Слайд 15
Литература.
1. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева. - М.,2008 - 336 с./
2. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 кл.- М.: Школа - Пресс.1988 - 96 с.