Путешествие в страну доброты.
Цели:
Образовательные: расширять знания детей о вежливых словах и их применении в жизненных ситуациях;
Развивающие: развивать умения оценивать поведение окружающих и собственные поступки, развивать мышление, речь;
Воспитывающие: воспитывать доброту и уважение к окружающим, способствовать совершать добрые дела на благо людям.
Оборудование: мультимедийный проектор, запись песен, воздушный шарик, плакат с изображением солнца, карта страны Добра, пословицы о доброте, выставка книг.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Вступительное слово воспитателя:
- Каждый день, мы просыпаемся, смотрим в окно. Зачем? Нам хочется увидеть, какой сегодня день, пасмурный или солнечный.
- Ребята, какой день вам больше нравится: пасмурный или солнечный? (Солнечный.)
- Почему? (Когда день солнечный, у нас возникает хорошее настроение. А с ним работать и учиться легче.)
Посмотрите (показывает на плакат с изображением весёлого солнца). Какое весёлое солнышко. Я хочу, чтобы это солнце создало всем присутствующим доброжелательный, хороший настрой на проведение занятия.
Звучит запись песни: «Дорога добра».
- Ребята, о чём песня? (О доброте.)
- Сегодня мы поговорим о таких качествах как доброта и вежливость, ведь они не разделимы. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить..
Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а также ситуации, в которых надо употреблять то или иное слово, давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать?
- Конечно!
Вот мы и посетим с вами необычную страну – страну Добра. Смотрите– вот перед вами карта этой страны. Прочитайте, какие необычные города в ней находятся – Народная мудрость, сказочный город,, город «Вежливые слова», город Стихотворений.
В каждом городе нас будут ждать приключения, а кое-где – испытания. Думаю, что жители какого-нибудь города захотят проверить, насколько хорошо вы знаете добрые слова. Эта страна носит название потому, что все её жители желают друг другу добра и счастья, пользуясь специальными словами, которые называют волшебными.
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица – доброе слово и кошке приятно. Это означает, что не только каждому из нас нравиться, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Поэтому мы начинаем наше путешествие с первой точки карты – города Народной мудрости.
- Какие пословицы о доброте вы знаете?
1. Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.
2. Про доброе дело говори смело.
3. Худо жить без ласкового слова.
4. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
5. «Спасибо» -великое дело.
Игра «Восстановите пословицы».
- Жизнь дана на ……… дела.
- Мир не без …… людей.
- …… слово и железные ворота открывает.
- ……. слово человеку, что дождь в засуху.
От какого слова произошли эти слова? (доброта).
- Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, воспитатели, учителя, но и старые, добрые сказки.
Мы с вами приехали в Сказочный город.
Ведь именно в сказках добро побеждает зло.
Игра: «Сказочный герой – добрый и злой».
(Добрый герой – хлопаем в ладоши, злой герой – закрываем глаза руками).
Иван-царевич, Кащей Бессмертный, золотая Рыбка,
Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа Карло.
Викторина: «По дорогам сказок».
Нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
- – Я очень люблю свою бабушку, которая живёт за лесом. Я забочусь о ней, часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка).
- – Я, не смотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка).
- Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит).
- Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из «Цветика-семицветика» Катаева).
- Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда).
- Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот а сапогах).
- Следующий город под названием «Волшебные слова».
- Какие волшебные слова вы знаете?
Игра: «Волшебные слова».
- Зазеленеет старый пень, когда услышит: …… (добрый день).
- Мальчик, вежливы и развитый, говорит при встрече…..(здравствуйте).
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ….. (спасибо).
- Если больше есть на в силах, скажем маме мы ….. (спасибо).
- Когда нас бранят за шалости, говорим ……….(простите, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ….. (до свидания).
Воспитатель читает рассказ, дети хором вставляют «волшебные слова».
- Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине:
«садитесь …… (ребята хором «пожалуйста»). Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила Вову: ……(ребята хором «спасибо»). Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: ……… (ребята хором: «Извините пожалуйста»).
- Молодцы, ребята!
А сейчас давайте поднимемся и скажем друг другу волшебные слова. (Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят вежливые слова. Но вот сила вежливых слоа зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.
Город Стихотворений.
- Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
- Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
- Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Игра «Ручеёк».
- Давайте теперь сами побываем в роли волшебников и подарим друг другу добрые слова. Поиграем в игру «Ручеёк». Встаньте парами друг за другом. Это ручеёк. Один водящий проходит через «ручеёк» и выбирает себе нового партнёра, при этом говоря ему, приятные слова – комплименты.
- Ребята, будьте добрыми людьми. Не забывайте, что каждый из вас несёт в себе частичку солнышка и его тепла.
- Наше занятие подошло к концу.
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится страна Добра?
- В сердце человека.
И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, милосердие, любовь, забота о своих ближних и других.
Звучит песня: «Песенка про Доброту».
Литература:
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ,»2005
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым.- М.: Чистые пруды, 2006
- Максимова Т.Н. Классные часы: 1 класс.- М.: ВАКО, 2007
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб.2006