Урок русского языка по теме «Проверим, чему мы научились». 3 класс
Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
Обучающие:
· повторить изученные признаки родственных слов;
· проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;
· совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
Развивающие:
· развивать память и орфографическую зоркость;
· развивать умение разбирать слова по составу;
· развивать умение образовывать новые слова;
Воспитывающие:
· воспитывать любовь к традициям и обычаям к праздникам;
· воспитывать активность и аккуратность у учащихся.
Ход урока.
1. Оргмомент. Слайд 1
Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. К нам пришли гости. Скажите, пожалуйста, когда приходят гости? Чем знаменателен сегодняшний день 27 октября для 3 в класса. У нас сегодня двойной праздник – у наших двух девочек - День рождения. А что такое день рождения? Это праздник.
– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о составе слова, а посвящен он будет праздникам.
Праздников много бывает на свете!
Их любят взрослые, любят и дети.
В праздник танцуют, в праздник поют,
В праздник волшебных сюрпризов все ждут!
Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишите число. Классная работа.
1. Минутка чистописания
Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом.
Сегодня мы напишем соединение с буквой «С»
Кто может расшифровать запись в чистописании. Слайд 2
2 Кроссворд «Состав слова» (учащиеся через запятую записывают отгаданные слова). Как выделяются при разборе части слова.
3. Словарная работа. Слайд 10
А что такое праздник? Слово “праздник” – словарное. Какое оно имеет значение? Узнаем об этом из толкового словаря С. И. Ожегова.
ребенок зачитывает из словаря:
– день торжества, установленный в честь кого-нибудь или чего-нибудь;
– выходной нерабочий день;
– день, особо отмечаемый обычаем;
– день радости, торжества по поводу чего-нибудь;
– день развлечений, игр.
Итак, праздник – это День.
Непроизносимый согласный “д” в корне, который нам нужно запомнить, будет у нас ассоциироваться теперь с каким словом? (день)
Запишите это в тетради, поставьте ударение, подчеркните непроизносимую согласную, требующую запоминания.
4. Подберите однокоренные слова.
праздник, праздничный, отпраздновал, предпраздничный, праздничек
– А как еще можно назвать однокоренные слова?
5. Разберите слова по составу.
6. Повторите алгоритм разбора слова по составу. Слайд 11
1. Измени слово и выдели в нем окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери однокоренные слова, выдели корень
4. Выдели приставку.
5. Выдели суффикс.
5. Работа по теме урока.
Какие праздники Вы знаете? (ответы детей)
С этим праздником мы поздравляем
Взрослых всех и малышей.
Счастья, радости желаем
И весенних тёплых дней. (Наурыз).
Что такое Наурыз? (Ответы детей). Когда отмечается? Весной. А какие работы проводятся весной? Посадка овощей, деревьев. Мы сейчас с вами тоже посадим сад.
6. Выполним упр № 195 стр 89.
Прочитайте задание. Какую часть слова надо изменить? Что такое окончание? Приведите примеры. Комментированное письмо. (3 учащихся у доски с объяснением, последнее предложение сами в тетради.)
Отгадайте следующую загадку.
Это что за праздник зимний
Нас заждался у ворот?
На ветвях деревьев иней.
Наступает… (Новый год.)
Главный предмет Нового года Елочка
7.Физминтука Елочка слайд 12
А теперь Послушайте сказку про Елочку. Выпишите все однокоренные слова слайд 13
В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.
– Почему, – спрашивала Елочка у мамы Елки, – на твоих ветках растут шишки, а на моих – нет?
– Не огорчайся, – отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
– Почему, – спрашивала Елочка у бабушки – Старой Ели, – к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?
– И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, – успокаивала Елочку бабушка. Когда ты вырастешь, у тебя в шишках появятся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда.
Какие родственные слова вы выписали?
Елочка, елка, ель, ельник, еловые.
Разберите по составу эти слова. Проверьте своего соседа. У кого одинаковые ответы?
При помощи какой части слова образованы все слова? (суффикс) Что такое суффикс. Приведите примеры
Какие части слова мы не назвали?
Приставка и основа. Что такое приставка? Вспомни правило. Приведи прмеры.
На праздники принято дарить подарки, цветы. Сейчас мы с вами будем составлять букеты из цветов.
8. Разноуровневые задания слайд 15
1 группа: Девочки (корень ход), мальчики (корень сад) (Г.Ф.+Г.М.,А.А.+Б.А.,Р.А.+Ш.С.,Х.Д.+С.Н.)
2 группа Упр № 201 стр 91.
Игра “Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?” (работа в парах). Вспомните правильно написания предлогов и приставок.
Учитель: Выделите приставки, подчеркните предлоги.
· (От) плыть (от) берега, (на)лететь (на)хищника, (по)ехать (по) дороге, (за)шел (за) водой, (во)шел (во)двор,
3 группа Сложи 2 слова, чтобы получилось одно слово.(С.У.+Д.Н, Н.А + Е.Д. Д.Н + Ш.Ю., Л.Р. + С.А.).Выделите корни в словах.
Рыбу ловит - __________
Сам летает - __________
Листья падают -________
Везде ходит - _________
Пыль сосёт -___________
С паром ходит __________
– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -. Поднимите руки. Кто справился с заданием.
9. Тренажер слайд 16
Отгадайте еще одну загадку.
Этот праздник ждет любого —
Простака и гения.
Каждый год встречаем снова
Мы свой… (День рождения.) слайд 25
На праздник принято дарить подарки. Основные правила подарка.
- Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... (нужен имениннику, уместен и тд.)
- Самодельный подарок должен быть... (аккуратен, безопасен, не хрупкий)
- Подарки должны быть... (красиво оформлены, приятны и тд.)
- Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому… (кого мы хотим порадовать)
· У каждого из вас есть поздравительная открытка. Вставьте пропущенные буквы
10. Авторский стул слайд 26
11. Рефлексия