Конспект урока русского языка по теме "Повторение. Простые и сложные предложения". Данный конспект разработан для закрепления изученного материала учащимися четвертого класса. При выполнении заданий учащимися отрабатываются умения различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения и построение схем таких предложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
I.Организационный момент (Психологическая минутка) - Вы любите преодолевать трудности? - Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. - Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
II.Определение темы урока. - Посмотрите на схемы и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
- Какие цели мы можем поставить к уроку? (Повторить…, Закрепить…) III. Работа по теме урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем с вами повторять, играя во «Вчерариум»
- Вы знаете что такое «Террариум»? (Террариум – это — ёмкость, где созданы необходимые условия для содержания некоторых животных (амфибий, рептилий, насекомых и других беспозвоночных), а также растений. Большинство террариумов изготавливается из стекла, металлического каркаса или основы, пластмассы и древесины.)
- В нашем вчеррариуме будут двигаться живые шарики. Ваша задача - поймать шарик с заданием. У каждого шарика свое количество баллов.
Шарик №1.Разминка. (Каждый правильный ответ – 1 балл)
1. Что это? Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение) 2. Как называются предложения, имеющие только главные члены в своем составе? (Нераспространенные) 3. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения) 4. Как называется предложение, которое состоит из простых предложений, связанных по смыслу и интонационно? (Сложное) 5. Что соединяют союзы в простых предложениях? (Однородные члены) 6. Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы) 7. Сколько грамматических основ в сложном предложении? (Две и более) 8. Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая) 9. Как связаны простые предложения в составе сложного? (По смыслу, интонационно и союзами) 10. Как разделяются части сложного предложения? (Запятой)
- На какие виды можно разделить сложные предложения? (Бессоюзные, союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) Можно ли по схемам отличить эти предложения? [ ], [ ]. [ ], и [ ]. [ ], ( ). - У вас на парте конверты с заданием. Работать предстоит парами. Прочитайте предложения на розовых листочках. Выпишите:
1. Сложное бессоюзное предложение, подчеркните грамматические основы. Прежде чем преступить к записи, обсудите с товарищем ваше решение. Составьте схему предложения. 2. Выпишите сложносочиненное предложение, составьте к нему схему.
3. Выпишите сложноподчиненное, составьте к нему схему.
Самопроверка.
Мы торопились, потому что ночь быстро опускалась на лес.
Небо темнело, и все ярче сверкали звезды.
Я любовался росинкой, в которой сверкали солнечные блики.
Проходит летняя гроза, но небо еще хмурится.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
IV.Физминутка. Шарик №3. «Найди ошибку» (Работа по развитию речи) (правильный ответ–1 балл, мах-3 балла) (оранжевые листы) 1) Упражнение в правильном употреблении союзов (работа с классом) Учитель зачитывает предложения, учащиеся замечают речевые ошибки. Наступило утро, а туристы отправились в поход. Солнышко ещё не взошло, и на дворе уже светло. 2) Составьте из простых предложений сложные с союзами, выделите союзы.(сам-но)
- Возьмите карточки с заданиями. Проставьте знаки препинания, соедините предложения с нужными схемами.
- Но прежде вспомним алгоритм по постановке запятой в сложном предложении.
Памятка 1. Найди грамматическую основу предложения. 2. Определи, сколько частей в данном сложном предложении (количество частей соответствует количеству грамматических основ предложения). 3. Найди союз, который связывает части сложного предложения. 4. На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.
- Но что нас еще может подстерегать? (Одиночный союз И в простом предложении)
Дожди прошли и над землёй лежал туман.
[ - O и O ].
Он закутывал дорогу белыми клубами и расстилался по полю.
[ - = ], и [ O, O = ].
Неожиданно выглянуло солнце и деревья кусты засеребрились от росы.
[ - = ], и [ = - ].
Шарик №5. «Я сам!» (творческое задание)
-Выберите 2-3 схемы и составьте к ним предложения на тему «Каникулы».
Не забывайте про наше новое слово.
- Чтобы вам было легче, вспомните, что можно делать на каникулах? ( Путешествовать, гулять, навещать родных и т.д.)
-Красивой нашу речь делают имена прилагательные. Давайте вспомним, какими могут быть каникулы? (веселые, беззаботные, озорные, долгожданные и т.д.)
- А теперь приступайте к заданию.
1) [ = - ]. 1 балл
2)[ - = и ]. 2 балла
=
=
3)[ - и ].
-
4)[ = и ]
5)[ - =], и [ = - ]. 3 балла
6)[ - =], а [ = - ].
7)[ - =], но [ = - ].
Взаимопроверка.
V. Итог урока. - Какую роль выполняют союзы в сложных предложениях? - В каких случаях запятая перед союзом не ставится? - В каком месте сложного предложения запятая ставится?
Подсчет баллов.
27-25 – оценка «5»
24-22 – оценка «4»
21-19- оценка «3»
VI. Рефлексия «Светофор» + оценка урока
Давайте подведём итог. Каким же был для вас урок?
Урок полезен, все понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3. Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
Чтобы ответить на данный вопрос, я предлагаю выбрать цветок того цвета. Который совпадает с вашим настроением, подпишите его и приклейте его к тому ответу, который вам подходит.