Проектный урок окружающего мира в 1 классе
Котоврасова Мария Павловна,
учитель начальных классов МОУ гимназии №8 г.Волгограда
Краткое описание
Проектный урок окружающего мира в 1 классе - это результат моей пятилетней работы: совместный урок-проект первоклассников и моих выпускников начальной школы ребят 5 класса, с которыми мы занимались проектной деятельностью с 1 класса. Старшие ребята были консультантами-помощниками для начинающих первоклассников. Которые только начинали знакомиться с проектной деятельностью и работе в группах.
Результатом их работы стала газета-послание ко всем людям доброй воли.
Тема: ПРИРОДА И МЫ
Форма проведения : урок с элементами проектной деятельности
Цель: вспомнить насколько важна природа для человека, правила поведения в природе и поделиться этой информацией с другими.
Задачи: создание мини-проекта через совместную работу в группах.
Оборудование : для учителя-проектор и компьютер, видеозапись, слайд- шоу, фоновая музыка. Для групп обучающихся - инструкции, фломастеры, ножницы, клей, листы бумаги; учебник, словари.
Ход урока
I.Орг.момент
У.-Прозвенел и смолк звонок, начинаем мы урок.
У.-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, поздороваемся с ними. Садитесь.
У.-Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись по лестнице успеха на ступеньку выше.
Успеха и удачи вам.
II.Введение в проблему и в тему урока
У.- Ребята, в начале урока я хочу показать вам несколько слайдов и услышать ваше мнение об увиденном.
[ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Показ слайдов о варварском отношении человека к природе ]
У.- Что вы думаете о том, что увидели? (человек не бережет природу, человек не разумно себя ведет в природе)
У.- А что вы подразумеваете под словом природа?(всё, что нас окружает, нашу планету и т.п)
У.- А почему человек должен беречь природу, разумно себя вести?(….)
У.-Послушайте, что думают по этому поводу два третьеклассника.
[ ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Видеозапись разговора мальчика и девочки о том, может ли человек жить без природы]
У.- Чью точку зрения вы примите?
У.- А что думают об этом наши гости, ребята 5а класса? (…)
У.- А хочу сказать, что эти ребята не случайно приглашены к нам на урок. Но об этом, я думаю, они расскажут сами.
Уч-ся 5а кл. – Все мы являемся членами кружков нашей гимназии «Зеленый патруль» или «Экологический калейдоскоп». На своих занятиях мы учимся ухаживать за растениями, изучаем окружающий нас мир, в котором мы живём, а главное, мы учимся беречь природу и помогать ей справляться с неразумным поведением людей, а также стараемся донести до других людей данную информацию. Вот сегодня пришли к вам.
[ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Ребята 5 класса читают стихотворение о том, что может произойти с природой если человек неразумно будет относиться к ней ]
У.- Спасибо, ребята.
У.- А вот что думает об этом сама наша планета Земля.
[ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Слайд о том, что Земля тоже «живая»]
У.- Подумайте, о чем пойдет сегодня речь на уроке, и предложите тему урока.(охрана природы, природа и человек, наш дом- природа)
III. Постановка целей урока
У.- А какую поставим себе цель занятия по теме? (вспомнить правила поведения в природе, о том, насколько важна природа для человека )
У.- А почему люди не берегут природу?(не знают правил, забыли их, не хотят беречь т.к. не понимают её важности)
У.- А как мы могли бы помочь этим людям изменить свое отношение к природе? (рассказать им о важности природы в жизни человека)
У.- Замечательно. Вы предложили сегодня: вспомнить о том, насколько важна природа для человека, правила поведения в природе и рассказать, поделиться этой информацией с другими.
IV.Пути решения проблемы
У.- Если бы у вас была возможность напомнить, рассказать людям о проблеме охраны нашей природы, как бы вы это сделали? ( написали письмо, газету, послание от всего класса, через рисунки)
[* (возможный вспомогательный вопрос)У.- А как лучше всего донести информацию, чтобы она была доступна большинству людей ]
У.- А что, если мы сейчас это и попробуем сделать?
У.- А что мы могли бы в послании поместить, как расскажем о проблеме охраны природы?
( 1).нарисуем рисунки как природа гибнет,2).напишем правила поведения в природе, 3).напишем, что природа живая, что её нужно беречь)
У.- Тогда за дело.
[ учитель вывешивает лист ватмана]
У.- Но, для начала разомнёмся-ФИЗМИНУТКА
V.Практическая деятельность. Создание мини-проекта.
- Кто будет работать с учебником и расскажет о важности природы для человека ?
- Кто будет работать с иллюстрациями, расскажет через рисунок как гибнет природа?
- Поработаем с правилами поведения в природе и со словарями, найдем определение ПРИРОДЫ.
[учитель рассаживает детей в группы по 6 человек ]
У.- А давайте поместим в послание мнение наших гостей по проблеме охраны природы? Но без помощи старших ребят нам не обойтись.
У.-Ребята 5 класса, кто бы хотел принять участие в создание послания?
Кто узнает мнение наших гостей по проблеме? (2 чел)
Нам нужно еще 3 помощника-эксперта для младших групп и 1чел., который возьмет на себя роль редактора нашего проекта, определит каждой группе свое место в послании для их информации и будет оказывать помощь группам.
У.- Итак, что мы должны получить в конце урока? (послание)
У.- У всех на столах лежат инструкции по выполнению работы. Прочтите их внимательно, можно шепотом вслух. Обсудите вместе группой ваши действия по работе: 1)что будете делать, 2)с чего начнете, 3)что получиться должно в результате работы, 4)кто, что должен делать в группе и только тогда приступайте к работе.
На выполнение вашей работы только 10-15 мин. После, каждая группа защищает-объясняет свою работу. Желаю удачи! Приступили к работе.
[ группы работают]
ФИЗМИНУТКА (по необходимости)
VII.Анализ и защита своей работы.
У.- Группам нужно объяснить что они делали и познакомить нас с вашей информацией.
[ группы защищают свою работу и прикрепляют свою информацию на ватман]
У.-Что ж, наше общее послание готово, но чего-то не хватает?( Названия)
У.- Название должно отражать нашу проблему. Ваши предложения? (..берегите природу, природа в опасности…)
[ редактор записывает название фломастером на ватмане]
У.- Теперь готово!(ПРИЛОЖЕНИЕ 5.Фото газеты)
VIII.Итог урока, рефлексия
У.-Ребята, а для чего мы делали послание? Где поместим его, чтобы все остальные ребята нашей гимназии могли ознакомиться с ним?(…)
У.- Давайте проверим свою работу. Какова была цель урока?( вспомнить насколько важна природа для человека, вспомнить правила поведения в природе и поделиться этой информацией с другими.)
У.- Мы все сделали, что запланировали?
У.- Довольны ли вы своей работой на уроке. Оцените себя. Дорисуйте человечка.
*У.- Кто хочет высказаться о своей работе? Интересна ли вам совместная работа разных классов?
У.- Спасибо за плодотворную работу.
IX .Д /з (по желанию)
-А для того, чтобы как можно больше людей познакомились с проблемой охраны природы, я предлагаю дома к следующему уроку сделать послания-обращения к жителям нашего района, где можно поместить рисунок и правила поведения в природе. А потом мы разместим их на улицах района.
Методическая литература:
ВахрушевА.А., Бурский О.В.,Раутиан А.С. Окружающий мир 1 класс («Я и мир вокруг») Методические рекомендации для учителя.-М.:Баласс, 2012.
Горячев А.В. Проектная деятельность младших школьников / Начальная школа-2004.-№5.
М.Ю.Шатилова. От «Почемучек» к «Потомучкам», или как подготовить ребенка к проектной деятельности./Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации.- Волгоград: Учитель, 2010.
Калашникова Н.Г., Блинова Т.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи.- Волгоград: Учитель, 2011
Интернет-ресурсы:
http://www.prodlenka.org/klassnyi-chas-publikatcii/klassnyi-chas-beregite-zemliu-beregite.html
http://alex-school.moy.su/photo/2
http://viki.rdf.ru/cat/nature
5