2.Актуализация знаний. | -Наш урок начнем с минутки чистописания. -Я произнесу слова, а вы назовите ту орфограмму, которую можно проверить или запомнить и запишите красиво в тетрадь. Снежинка, лед, морозит, платок, скрипит, лавка, хруст, пятерка. - На какие группы можно разделить эти буквы? -Обведите буквы согласных звуков. Мы к ним еще вернемся. | е д оа и в т я -Буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки. е д о а и в т я | Развитие познавательного УУД – действия сравнения и классификации |
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. | -А сейчас вы поработаете самостоятельно. Я диктую слова, а вы их записываете в столбик. Два помощника за доску, все остальные у себя в тетради с маленькой буквы. сугроб, холод, снежки, звездный, грустный, сердце -Давайте проверим. Кто согласен покажите ладошкой. -Ребята, задание было одно, а как его выполнили? -Почему в словах сугроб, холод, снежки нет разногласий? -Почему же слова звездный, грустный, сердце написали по-разному? - Какая возникла проблема? -Прочитайте орфоэпически. Что происходит со звуком? -Раз мы его не произносим, как можно назвать такие согласные? -Какова же тема урока? (тема вывешивается на доске) -Откройте учебник стр.125. Прочитайте, что нам расскажет профессор Самоваров. -Ребята, а это трудный случай написания? Можно назвать орфограммой? -Что нам надо знать для изучения этой орфограммы? (вывешивается на доску) 1.Когда не произносится. 2.Способ проверки. 3.Какие согласные не произносятся. -Что мы с вами получили? | - По- разному. -Проверили букву парных согласных звуков. -Не знаем как писать, как проверить. -Нужно ли писать. -Его не слышно. Мы его не произносим. -Непроизносимые. - Непроизносимые согласные. -Да. -Да. -В каком случае это орфограмма, как узнать надо ли писать, как проверить. -План, по которому будем работать. | Развитие регулятивного УУД–действия контроля, действия целеполагания, действия планирования. Развитие познавательного УУД–постановка и формулирование проблемы. Развитие личностного УУД – интерес к способу решения |
4. Открытие новых знаний. | -Проведем исследование, когда согласный не произносится. - Прочитайте слова(вывешены на доске): весть, вестник, известный, известие, известно, весточка. -Что можете сказать об этих словах? -Так. Прочитайте орфоэпически, орфографически каждое слово. Что интересного вы заметили? -В один столбик выпишите слова, в которых «т» произносится, а в другой, где не произносится. -Проверим. Хорошо. -В каких случаях «т» не произносится? Какие есть предположения, гипотезы? -Так. Как это проверить? -Давайте поработаем со словами каждого столбика: -Что вы наблюдаете? -Может кто-то может сделать вывод, когда согласный не произносится? Сделайте вывод. -Все верно: из трех согласных подряд один не произносится. (схема на доске согл.согл.согл.) -Итак, первый пункт выполнили, теперь второй. -Может уже кто-то догадался как проверить написание непроизносимых согласных? -Какие слова у нас были? -Какие слова требуют проверки? -А может среди этих слов есть помощники, которые помогут нам проверить написание? -Что происходит со звуком «т» в этих словах? Как мы его слышим? -Так как проверить непроизносимый согласный? -Где мы можем проверить правильность нашего вывода? -Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров на стр. 126. О чем мы еще с вами не говорили? Физкультминутка. -Остался третий пункт нашего плана, какие же звуки могут не произноситься. -Чтобы это выяснить выполните задание №190. -Назовите буквы, которыми обозначены непроизносимые согласные звуки. -Где на уроке нам встретились эти буквы? В каком задании урока? -Все ли буквы записаны? - Запишите, обведите. | -Слова-родственники. -В одних словах «т» произносится, а в других нет. весть вестник известие известный весточка известно -В середине… -Вроде между согласными.. -Наблюдать. -Во 2 столбике «т» стоит между двумя согласными. -Согласный не произносится, когда стоит между двумя согласными. -Изменить… -Родственники. -Вестник, известный, известно. -Весть, известие, весточка. -Ясно, четко. -Найти слово-родственник, чтобы этот звук слышался ясно, четко. -В учебнике. -Непроизносимого согласного в слове может и не быть. (работа в парах) -т, д, л, в. -На минутке чистописания. -Нет буквы «л». | Развитие познавательного УУД–выдвижение гипотез, решение проблемы; анализ, обобщение. Развитие познавательного УУД–знаково-символические действия. Развитие познавательного УУД–работа с информацией. Развитие коммуникативного УУД – умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия Развитие познавательного УУД – анализ и синтез |
5.Закрепление. | -А теперь вернемся к нашему заданию. Как же правильно надо написать слова? -А есть ли в русском языке орфограмма, которую мы проверяем аналогично? -Молодцы. У вас есть необходимые знания, чтобы выполнить упр.191. | звездный-звезда грустный-грусть сердце-сердечко -Да, парный согласный звук. | Развитие личностного УУД – интерес к способу решения Развитие познавательного УУД – анализ, обобщение. Развитие регулятивного УУД – умение осуществлять взаимный контроль |
6.Рефлексия. Итог. | -Что вы узнали на уроке о согласных звуках? -Какие согласные могут не произноситься? -Когда они не произносятся? -Как проверить, нужно ли писать? -Что у вас получалось лучше всего? -В чем испытывали затруднения? | -Бывают непроизносимые. -д, т, в, л. -Когда 3 согласных подряд. -Найти слово-родственник, чтобы звук слышался четко. | Развитие регулятивного УУД – контроль и оценка. Развитие личностного УУД–смыслообразование |