Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе
Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт – совершенно новый документ для традиционной школы. ФГОС требует качественного преобразования абсолютно всех сторон работы школы, определяет уклад школьной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе»
Захарова Наталья Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №36
Проектная деятельность на уроках окружающего мира
в начальной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт – совершенно новый документ для традиционной школы. ФГОС требует качественного преобразования абсолютно всех сторон работы школы, определяет уклад школьной жизни.
Произошедшие в последние годы качественные изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьной жизни. Появились современные методы обучения, для реализации принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении. Поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Одно из главных мест, среди данных методов принадлежит методу проектов, он предполагает самостоятельный анализ предложенной ситуации и умение находить подходящее решение проблемы.
Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения: умения объективно анализировать свои знания, умения принимать и обдумывать предложенную задачу, умение задавать себе вопрос: «Чему мне нужно научиться для того, чтобы решить данную проблему?» . 2.Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, придумывать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно – следственные связи. 3. Навыки оценки своих достижений. 4.Умения и навыки работы в команде: умение сотрудничать с любыми участниками группы, учение «слышать и слушать» других учеников, учение видеть недостатки и достоинства в работе участника группы, умение принимать и работать в разной роли, для блага коллективного дела. 5.Коммуникативные умения: умение задавать вопросы и отвечать на них, строить конструктивный диалог, умение отстаивать свою точку зрения, навыки ведения дискуссии. 6.Презентационные умения и навыки: навыки представления своей работы, при помощи монологической, но увлекательной речи, при помощи наглядных и дидактических пособий, умение связно и развёрнуто отвечать на поставленные вопросы.
Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка. Что немало важно при реализации личностно-ориентированного подхода. Также работа над проектом помогает коллективу школьников сформировывается, помогает раскрыть свои таланты каждому ребёнку, при работе в команде.
Предлагаю свой опыт использования метода проектов на уроках «Окружающий мир» УМК « Школа России»:
на уроках окружающего мира в 1 классе
Материал раздела «Что и как?» очень важен для первоклассников, это первый раздел в изучении школьниками такого предмета, как окружающий мир. Проект «Моя малая Родина» необходим для воспитания патриотических чувств у детей, понимания, что необходимо любить свой родной край, гордиться им, знать достопримечательности своего города. Работая над разделом,первоклассники вовлекаются в разные виды урочной и внеурочной деятельности. Учащиеся посещают школьный музей, знакомятся с флорой и фауной родного края. Отправляются на экскурсии по городу, знакомятся с достопримечательностями, историей города. Итоги данной работы подводятся на обобщающем уроке по разделу. Правильно организовав проектную деятельность, учитель зарождает интерес ребёнка к изучению родного края.
В заключение хочется отметить, что проектная деятельность, является значимой и необходимой при реализации ФГОС в начальной школе. Ученик обучается не только, приобретая готовые знания, а выходит на качественно новый этап освоения программы при помощи ответа на проблемные вопросы, добывает самостоятельно информацию, учится анализировать и синтезировать полученные знания. Обучающийся полагается на собственный опыт, свои размышления и впечатления, ребёнок приходит к новым открытиям, что является важным навыком в процессе обучения.
Используемая литература:
Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12