vОбобщить знания о музыкальной культуре русского народа на примере русских народных песен, на основе уже имеющегося жизненного опыта обучающихся. Развитие у младших школьников интереса к эстетической стороне действительности с помощью инновационных технологий, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Целинная СШ №14
Промежуточная аттестация по музыке 3 класс
Творческий проект
«Песня – душа народа»
Составитель Федотова И.В.
Целинное 2021
Разработка проекта
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля...
Это - русское раздолье,
Это - русская земля!
Ф.П.Савинов
Цель:
Обобщить знания о музыкальной культуре русского народа на примере русских народных песен, на основе уже имеющегося жизненного опыта обучающихся. Развитие у младших школьников интереса к эстетической стороне действительности с помощью инновационных технологий, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Задачи:
• вспомнить виды русской народной песни, её жанровыми и стилистическими особенностями, историей их возникновения.
• Вызвать эмоциональный интерес обучающихся к музыке. Обогатить знания детей о русской музыкальной культуре.
• Развивать воображение при передаче содержания исполняемых музыкальных произведений. Проявить творчество и фантазию при создании рисунков.
• Вовлекать обучающихся в разные виды художественно-эстетической деятельности (вокальное исполнение, игра на фортепиано, рисование).
• Активизировать речь, поощрять высказывания по поводу услышанного и нарисованного. Содействовать в расширении образного багажа школьников.
• Способствовать созданию условий для творческого самовыражения обучающихся, учитывая их индивидуальные возможности, сплочению детско-родительских отношений. Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу.
Способствовать воспитанию патриотизма, любви к Родине и своему народу, воспитание гордости за свою Родину.
Тип проекта: творческий, мелкогрупповой, в рамках МБОУ.
Участники проекта: обучающиеся, родители, классный руководитель.
Этапы проекта:
I этап – организационный. Во время этого этапа были выбраны микрогруппы для выступления.
II этап – подготовительный. Было выбрано три направления работы над образами. Это–переложения русских народных песен для фортепиано, песни в вокальном исполнении и изобразительное искусство. Вместе с учителем прослушали много музыкальных произведений и отобрали те, которые обучающиеся смогли бы показать в проекте.
III этап – практический. Выучивание произведений, как на фортепиано, так и вокальных, репетиции.
IV этап – презентация творческого проекта «Песня –душа народа»
V этап – защита проекта (ответы на вопросы по проекту).
Педагогические технологии, использованные в проекте: личностно-ориентированные, проектно-исследовательские, игрового и деятельностного обучения и педагогического сотрудничества.
Материалы и оборудование: наглядный материал, презентация, созданная по подобранным картинкам и рисункам школьников.
Предполагаемый продукт проекта:
Организация вернисажа совместных творческих работ обучающихся в виде рисунков и подобранных картинок.
Создание слайд-шоу по результатам деятельности детей.
Предполагаемые результаты работы по проекту:
Повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ и музыкальной культуры у школьников и родителей.
Формирование эмоционального интереса обучающихся к музыке. Обогащение знаний детей о русском фольклоре, жанровых и стилистических особенностях русской народной песни.
Оценить работу ребят.
Результат нашей работы по проекту:
Результаты данного проекта позволяют говорить о перспективности такой формы работы педагога в формировании художественно-эстетических предпочтений, этических ориентиров, эстетического вкуса у обучающихся, как в жизни, так и в искусстве, что, несомненно, соответствует ФГОС.
Проект «Песня- душа народа» позволяет осуществлять бережное, ненавязчивое, и, одновременно, максимальное раскрытие способностей, индивидуальности каждого ребенка. Кроме того, в соответствии с ФГОС, способствует его эмоционально-нравственному, духовному обогащению, его познавательно-речевому и социально-коммуникативному развитию.
Сценарий
Добрый день!
Сегодня мы хотим вам представить проект, над которым мы трудились долго –3 месяца. Мы его назвали «Песня –душа народа».
Сейчас мы представляем вам IV этап – презентация творческого проекта «Песня-душа народа»
Итак, мы начинаем…..
Есть такое выражение: «Песня - душа народа». Кажется, ну что в этой фразе такого. Эта лаконичная фраза прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Русский человек пел и поет почти всегда - в походе, в краткие минуты отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что по песне можно узнать национальность поющего. Народная песня неразрывно связана с жизнью народа, его трудом, бытом, мировоззрением. С русской историей сравнивал Максим Горький русскую народную песню.
Жизнь древнего человека напрямую зависела от проявления сил природы. Неудивительно, что наши предки не только обожествляли эти таинственные силы, но и подмечали их особенности, закономерности. Все это выражалось в обрядах, а обряды сопровождались песнями, танцами. Сложился годовой круг праздников: Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Егорьев день, Троица, Ивана Купалы. Любопытно, что все они были приурочены к еще более древним – языческим праздникам, посвященным дням солнцестояния и солнцеворота. Так сложился самый древний круг песен – календарные.
Традиция праздновать Масленицу повелась еще с древних времен. Славяне таким образом стремились поскорее расстаться с зимними холодами, заманивали, «умасливали» весну поскорее вступить в свои права, растопив теплыми солнечными лучами сугробы на полях и льды на реках. Празднование масленицы это не один день, а целая неделя. Непременный атрибут празднования Масленницы - это блины. И чем больше блинов съедено – тем лучше! Выпекая на сковороде, а потом, поедая блины, мы символически пытаемся привлечь солнышко с его теплом, ласковыми лучами, которое даст урожай на полях.
«Как вставала я ранешенько»- исп. Евлампьева Т, Кокова В, Таржанова С, Ботандаева В.
Трудовые песни У каждого народа есть песни, связанные с трудом. Эти песни сопровождали и отражали тяжёлый труд рабочих и крестьян. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной, дружной. Слова песни были очень простыми. Они должны были быть четкими по ритму, не мешать друг другу при произношении. Песня облегчала работу человека, труд тогда был исключительно ручной, тяжелый, изнурительный. Но человек замечал, что чем ритмичнее он трудится, тем меньше устает. Немало песен было сложено бурлаками. Ранней весной, как только вскрывались реки, бурлаки собирались артелями и тянули тяжело нагруженные барки по Волге и другим большим рекам. На картине замечательного русского художника И. Репина "Бурлаки" показаны бурлаки, тянущие баржу. К числу бурлацких песен принадлежит также "Эй, ухнем!". Тяжелая двудольная поступь, соответствующая шагу бурлаков, свойственна и этой песне.
«Эй, ухнем!» исп.Самодаров Д, Корнев А., Убушаев И. , Еще один обширный круг песен – семейно-бытовые. Русские народные песни были почти на все случаи жизни: Родинные, Колыбельные, Свадебные, Плачи. Колыбельная песня служит для убаюкивания ребенка. Очень простая, даже однообразная мелодия звучит спокойно, размеренно, слова и мелодические обороты часто повторяются – ребенка надо усыпить, а не развлечь. В убаюкивающих песнях часто упоминаются котик, который приятно мурлычет, воркующие голуби – гули, а также петушок, попугай, горностай. Для таких песен специально подбираются красивые, ласковые слова: "гуленьки", "люленьки", "баюшки", звучат они плавно, мягко.
«Колыбельная» исп. Сухоребров И, Чустеева В, Ребонен О., Стручков С.
Детский фольклор. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка. Пестушки получили свое название от слова «пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры или песенки, забавляющие малыша, исполняемые во время купания, кормления, пеленания. Например:"Водичка, водичка, умой моё личико!Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
Кроме того, маленьким детям очень нравятся игры: "Идет коза рогатая", "Ладушки", "Сорока", и др. Игры сопровождаются детскими песенками. Сейчас прозвучит детская игровая песенка «Сорока» в исполнении фольклорного ансамбля 1-го класса. Послушайте ещё одну игровую песенку:
Неписанной историей Руси являются былины –поэтические повествования о далеком прошлом. Герои былин – богатыри, заступники земли Русской. Былины сказывались нараспев под мерный аккомпанемент гуслей. На первом месте был текст, а мелодия только добавляла ему выразительность. Сказителей былин называли Боянами. Это были профессиональные музыканты, которые хранили в памяти огромное количество историй. Русские былины складывались постепенно, на протяжении столетий. В былинах нашли художественное воплощение события, связанные с борьбой русского народа за свободу и независимость. Сказители пользовались особым уважением, как люди очень талантливые, обладавшие исключительной памятью: часто они знали наизусть десятки тысяч стихов. Кроме того, сказители умели импровизировать, были хорошими музыкантами. Былины исполнялись на пирах, народных сборищах, на семейных праздниках.
Видео «Былина об Илье Муромце»
Подобно былинам, большинство исторических песен воспроизводит героическое прошлое русского народа, его борьбу за национальную независимость. Отличие исторических песен от былин в том, что в них отражаются подлинные события, повествуется о подвигах действительно существовавших героев, исторических лиц. В исторических песнях события русской истории излагались более точно. Их складывали непосредственные участники татаро-монгольского ига, взятия Иваном Грозным Казани, восстаний Ермака и Пугачева, наполеоновского нашествия и др. В музыкальном отношении исторические песни гораздо сложнее былин. В песне « Из-за острова на стрежень» рассказывается о походе Степана Разина. Степан Разин –знатный донской казак, атаман казачьего войска, который в 17 веке поднял крестьянское восстание.
«Из-за острова на стрежень» исп. Клименков
Если обрядовые песни исполнялись в связи с определенным празднеством или временем года, то лирические протяжные песни пелись в любой момент, когда возникала потребность излить в песне свое чувство. Протяжными их называют за то, что в них широко распеваются слоги – «песня с целую версту». Лирическим песням свойственны: широта мелодии, большой звуковой объем, скачки на большие интервалы, распевы слогов. В лирических песнях очень сложные мелодии, свободный ритм, переменный метр и лад. Им свойственна импровизационность, поэтому в разных районах одну и ту же песню поют по-разному. Большинство лирических песен раскрывают душевные переживания, чувства и настроения простых русских людей. В них поется о любви к родному краю, родной сторонушке, родине. Важное место занимает любовная тема, воплощающаяся в песнях о разлуке, последней прощальной встрече, воспоминаниях о прошедшей счастливой поре. Наряду с этим в текстах многих песен содержатся элементы картинности. В русской народной песне «Ах ты, степь широкая» утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских просторов.
«Ах, ты степь широкая» исп.
Сейчас вы услышите русскую народную песню «Коровушка», в которой поётся о любви народа к его «кормилице»
«Коровушка» исп. Генералов
Особенно популярными становятся песни ямщиков, скрашивавшие и помогавшие коротать бесконечно долгий путь
«Степь да степь кругом» исп. Беспятов
Хороводные песни связаны с плавным движением хоровода, первоначально были одной из разновидностей весенних песен, связанных с посевными работами на земле. Позже они стали звучать на протяжении всего тёплого времени года. Хоровод – один из видов народного искусства. Это гуляние молодёжи на открытом воздухе, сопровождаемая пением, инструментальной музыкой, а также танцами или играми. В некоторых областях в хороводе участвовала только холостая молодежь и недавно поженившиеся молодые пары. Большинство хороводных песен отражают бодрое жизнерадостное настроение, оптимизм молодого поколения, их мечты о будущем. Хороводные песни могли быть лирическими, плавными, неторопливыми, или – скорыми, шуточными.
«Во поле берёза стояла» исп. Группа девочек.
Плясовые песни
Плясовые песни –это песни молодости, веселья, песни отдыха от тяжёлых полевых или домашних работ. Складывались и пелись они много лет назад, главным образом, в летнее время на праздничных гуляньях, но также и зимой на «посиделках», «вечеринках». В большинстве плясовых песен преобладает разнообразная шуточная тематика, иногда любовная Плясовые песни вызваны к жизни движением, пляской, поэтому напевы их отличаются оживлённым темпом, чётким размеренным ритмом. Подобно хороводу, русская пляска сопровождалась звучанием песни или наигрышем на музыкальных инструментах.
«Калинка» исп. Иордан П. Евлампьев А. группа мальчиков
Современные композиторы часто используют русскую народную песню как тему для вариаций. В вариациях тема видоизменяется, как бы наряжаясь в разные наряды и звучит по- разному, но сохраняет сходство с основной темой.
Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я выйду ль я» исп. Осипова Вариации на тему русской народной песни «Из-под дуба, из-под вяза» исп. Капчигашева
«Светит месяц» исп. Абдорина , Белокопытова
Народная песня в русской классической музыке.
Творчество русских композиторов неразрывно связано народной песней. М. И. Глинка говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем» С конца XVIII века профессиональные музыканты начинают обращать внимание на народные мелодии, используя в своих произведениях подлинные песни или подражая их звучанию. Тогда же появляются и первые сборники русских народных песен. Но особенное внимание русское народное творчество привлекло в XIX веке, в творчестве М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, композиторов «Могучей кучки» – М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского и Ц. Кюи. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Плясовую песню «Во поле берёза стояла» использовал П.И.Чайковский в финале Четвёртой симфонии. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено многими русскими мыслителями. «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, - говорил И.А.Ильин, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын»