Статья: "Реализация национального проекта «Музыка для всех» через педагогический бенефис (социальная технология)"
Статья: "Реализация национального проекта «Музыка для всех» через педагогический бенефис (социальная технология)"
Аннотация: в статье описывается, как в условиях малокомплектной сельской школы внедрили национальный проект «Музыка для всех» через педагогический бенефис «Семь нот Матрены Амоновой». В этом проекте раскрывается неоценимый труд педагога (творческий отчет), открываются новые таланты, взаимосвязь со школой с учениками, и их родителями, взаимоподдержка школьного коллектива, наслега, учащиеся берут хороший пример своего учителя и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Реализация национального проекта «Музыка для всех» через педагогический бенефис (социальная технология)"»
Амонова Матрена Валериевна
учитель музыки и математики
МБОУ «Аллагинская СОШ»
С.Аллага, Республики Саха (Якутия)
Реализация национального проекта «Музыка для всех» через педагогический бенефис (социальная технология)
Аннотация: в статье описывается, как в условиях малокомплектной сельской школы внедрили национальный проект «Музыка для всех» через педагогический бенефис «Семь нот Матрены Амоновой». В этом проекте раскрывается неоценимый труд педагога (творческий отчет), открываются новые таланты, взаимосвязь со школой с учениками, и их родителями, взаимоподдержка школьного коллектива, наслега, учащиеся берут хороший пример своего учителя и т.д.
Ключевые слова: педагогический бенефис.
С 2014г. по сей день в нашей Республике стартовала национальный проект «Музыка для всех». Мы, учителя музыки, руководители вокальных кружков ищем пути внедрения данного проекта в условиях сельской малокомплектной школы. На своем пути к реализации данного проекта мы, конечно же, встречаем определенные трудности, такие как отсутствие музыкальных инструментов, кабинета музыки и др. Но все же необходимо подчеркнуть, что у нас есть наработанный опыт в области музыкального искусства. Это народно-прикладное музыкальное искусство, не забываем и о народных жанрах осуохай, тойук. Поразмыслив над тем, как в условиях малокомплектной сельской школы внедрить национальный проект «Музыка для всех» мы молодые учителя МБОУ «Аллагинской СОШ» решили организовать педагогический бенефис «Семь нот Матрены Амоновой».
Бенефис – (от франц. Benefice – барыш, польза), «спектакль, сбор от которого поступал в пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра» или «театральное представление в честь одного из его участников». Это социальная технология, направленная на поддержку и развитие гражданской самоорганизации учителей и общественности, учащихся и их родителей.
Педагогический бенефис как новая форма социально-педагогической деятельности может поддержать и укрепить престиж любого педагогического коллектива, образовательного учреждения в целом. Далее – конкретные шаги в организации такого мероприятия.
«Педагогический бенефис» – это портрет Человека, обыкновенного и необыкновенного со своими увлечениями, трудностями и радостями. Мы видим своих коллег в поисках педагогических технологий, методов, приемов – зерна, того, что позволяет достичь главной цели: вырастить и воспитать учащегося, уверенно вступающего в жизнь, обладающего способностью развиваться и совершенствоваться.
Шаги педагогического бенефиса.
Первый шаг. Инициативная группа, берущаяся за реализацию этого проекта, должна отдавать себе отчет в подлинных масштабах действа, объеме ресурсов, которые могут потребоваться для реализации замысла. Продумать, где и каких союзников можно найти, как заинтересовать администрацию школы, вуза, техникума, дома творчества. Увы, приходится сталкиваться и с явной завистью коллег: «Если почет и слава не мне, то и никому».
Второй шаг. Выбор бенефицианта должен быть обусловлен известностью, реальным общественным признанием, сложившейся учительской карьерой. Может оказаться, что в ходе обсуждения возникнет несколько кандидатур, поэтому для преодоления этических шероховатостей инициативная группа вместе с администрацией школы должна провести выдвижение кандидатов, а голосования осуществить тайно. В случае, если учитель не просто скромен, а тревожен по поводу выдвижения собственной кандидатуры, то представители администрации могут разъяснить такому педагогу значение педагогического бенефиса для поддержания имиджа школы и решения корпоративных задач.
Третий шаг. Это уже подготовка к событию. Бенефис относится к разряду представлений («шоу» в терминологии Е.А.Левановой, С.Д.Полякова), т.е. организация пространства в них предполагается ярко выраженный центр внимания (сцена), а характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями. Бенефис как форма, представление, зрелище состоит из таких основных элементов, как «демонстрация», «ритуал» и «диалог» (беседа). По контексту бенефис близок к задушевному разговору, воспоминанию и в то же время к юбилею. На телевидении можно обнаружить своего рода телеаналоги бенефиса: «Встречи на Моховой», «Женский взгляд», «От всей души», «Пока все дома». В телепередаче «От всей души» хорошо было бы позаимствовать человечность, чтобы сопереживание вызвало у зрителей искренние слезы умиления событиями жизни бенефицианта. Кстати, в данной передаче весьма удачным было музыкальное сопровождение, щемящие звуки скрипки и трубы. Из «Встреч на Моховой» можно попытаться перенести в бенефис атмосферу разговора между главным героем и зрительской аудиторией, состоящей из заинтересованных и осведомленных людей. Кстати, в нашем случае можно использовать что-то вроде театральных программок, освежающих важные вехи жизни бенефицианта. Еще один нужный контекст – то, как, в какой манере главные герои делятся своим жизненным опытом, секретами профессионального мастерства, рассказывают о годах учебы, начале своей карьеры, жизненных испытаниях, о взлетах и падениях, отвечают на вопросы зрителей. Можно перенять и такие приемы, как чтение героями стихов, исполнение песен, неожиданная для них встреча с коллегами, бывшими однокурсниками, педагогами и давними друзьями. Другая передача – «Женский взгляд» дает возможность использовать идею монологического рассказа о человеке, пусть достаточно субъективного, но тактичного и заинтересованного, располагающего гостя программы к искренности и откровенности. Как и названная передача, «Педагогический бенефис» - это портрет Человека, обыкновенного и необыкновенного, со своими увлечениями, трудностями и радостями. Содержательная конструкция предполагает ретроспективный порядок «историй» судьбы героя бенефиса или набор рассказов о разных сферах его жизни. Таких историй, своего рода законченных блоков, может быть семь - десять, например:
Родительский дом;
Студенческая жизнь;
Начинающий учитель;
Молодость, друзья;
Первый выпуск;
Любовь, замужество (женитьба);
Наставничество, молодые коллеги;
Дети и внуки;
Признание.
Отбор историй осуществляется на основе оценки значимости для педагога событий, интересной фабулы и позитивного финала. Украшением бенефиса могут стать истории с интригующим началом, драматическими моментами.
Четвертый шаг – это представление эскиза будущего действа, который строится вокруг общей идеи. Сама по себе идея может нести сюжет, который определяет весь ход представления. Идеями-сюжетами могут быть, например, такие: «Четыре возраста Марии Ивановны», «Двенадцать подвигов Сергея Александровича», «Девять Алексеевских ударов», «Десятитомник полного собрания сочинений Альбины Максимовны». Возьмем идею-сюжет «Четыре возраста Марии Ивановны». В основу берутся четыре возраста человека. Например: «Юность. Годы учебы в институте»; «Молодость. Начало работы в школе. Первый выпуск»; «Взрослость. Достижения»; «Зрелость. Мудрость. Признание». В каждом блоке выискиваются занимательные моменты, яркие события, определяются потенциальные участники, которых можно пригласить и по секрету от бенефицианта (встреча станет для него сюрпризом). Вариант «Двенадцать подвигов Сергея Александровича» предполагает построение сценария вокруг достижений героя бенефиса, причем относительность понятия «подвиг» позволяет рассматривать в этом качестве совершенно разные явления: «приход на работу в школу», «классное руководство», «участие в конкурсе профессионального мастерства», «поход с классом», «организация спортивной секции», «поручительство за оступившегося ученика», «преодоление болезни, непонимания, объективных трудностей» и т.д.
Пятый шаг достаточно сложный. Здесь необходима достаточно большая группа помощников, которая сможет довольно быстро собрать необходимую информацию и привлечь к участию значительное число лиц. Для разработки нижеприведенной таблицы нужны консультации с двумя – тремя людьми, которых хорошо знает бенефициант. Для удобства можно составить таблицу примерно такого вида.
Таблица 1. Сбор информации и привлечение участников.
Название блока
Партнеры
Материалы
Наиболее интересные истории
Участники представления
Ответственный за встречу, переговоры, интервью
Семья
Супруг, дети, родители, родственники
Фото, домашнее видео, семейные реликвии
Первое свидание, регистрация брака, рождение ребенка
Супруг, дочь, сестра
Женя Ф.
Первый выпуск
выпускники, коллеги, быв. директор школы
Фото, аттестаты, школьные сочинения, журналы, архивные материалы
влюбленность в учительницу, конфликт
Выпускник - известный руководитель,
Саша М.
Годы обучения в вузе
однокурсники, преподаватели, нынешние студенты
Фото, записи, реконструкция событий
поступление в институт, экзамены, стройотряд, педотряд
однокурсник Александрова Е.А., видеозапись профессора Сергеева Н.Г.
Оля Г.
При отборе потенциальных гостей важно руководствоваться т.н. медийностью (узнаваемостью) гостей. Узнаваемыми могут считаться руководители органов управления образования, главы муниципалитетов, депутаты, бизнесмены, общественные деятели. Беда учительской профессии в том, что учителя, даже заслуженного, на уровне СМИ узнаваемым назвать нельзя. Даже когда педагог побеждает в региональном конкурсе профессионального мастерства, доказав и показав многим экспертам, общественности свою профессиональную состоятельность, творчество и другие незаурядные качества, он в лучшем случае разово мелькает в новостях. Педагогический бенефис призван сделать учителей узнаваемыми хотя бы в рамках города, региона.
Шестой шаг предполагает разработку схемы и сценария встреч с потенциальными участниками бенефиса. Психологически эти встречи весьма тонкая материя, здесь есть целый ряд опасностей и рисков. Поэтому следует четко сформулировать вопросы, просчитать подводки к самым важным из них, всячески подчеркивая значимость и самого собеседника. Ведь исключительное внимание к герою бенефиса может утомить и обидеть респондента. Ключевой момент подготовки к педагогическому бенефису – интервью у будущего героя. К этому разговору необходимо тщательно подготовиться, сформулировать содержательные вопросы, например: Почему вы выбрали педагогическую профессию? Кто из вузовских преподавателей произвел на вас наибольшее впечатление? Вспомните события, связанные с этим. Кто был самый трудный ваш ученик? Чем закончилась история ваших отношений? Это педагогическая победа или поражение? Выстраивая интервью, важно уточнить те темы, касаться которых будущий герой бенефиса не хотел бы. Эффективность интервью можно повысить за счет показа фотографии из личного архива, в результате возникнут непосредственные вопросы и воспоминания.
Седьмой шаг – собственно написание сценария. Сложность этого этапа в том, что членами инициативной группы собран огромный массив информации, и каждого из них нужно обязательно выслушать, соединив и сопоставив их непосредственные впечатления. Сценарий предполагает следующее.
Разнообразие элементов представления. Сценарий целесообразно рассчитать на 90-110 минут, важно не переусердствовать с каждым блоком, они должны быть лаконичными, такими же лаконичными и яркими должны быть танцевальные и песенные номера. Хорошо, если подобраны номера в стиле капустника, т.е. короткие и с юмором. Номеров должно быть не больше пяти, вместе они поддерживают структуру всего действа, поскольку содержательные блоки расположатся между номерами.
Интерактивный характер бенефиса. Чрезвычайно важным представляется обеспечить диалоговый характер, т.е. предусмотреть в сценарии три-четыре ситуации, когда герой будет отвечать на вопросы. Можно использовать вопросы, поступившие от жителей микрорайона, учащихся, учителей, родителей школы. Используя современные технологии, целесообразно обратиться к социальным сетям, например к сети «Одноклассники». Сбор вопросов можно вести и в течение встречи, передавая герою наиболее интересные.
Эмоциональная партитура бенефиса. Разработка сценария должна учитывать колебания эмоций и управлять настроением в зрительном зале. Начинать лучше с яркого эмоционального момента, затем предусмотреть два эмоциональных пика и большую эмоциональную точку в финале. В качестве одного из пиков может быть тур вальса, на который героиню пригласит муж или специально приглашенный танцовщик. Для конечной эмоциональной точки подойдет поздравление от имени руководителя органа управления образования с цветами, памятным подарком и т.п.
Восьмой шаг. Подготовка зрелища включает массу организационных вопросов:
Подбор ведущих, подбор и просмотр песенных и танцевальных номеров;
Подготовка помещений (зрительный зал, секретные комнаты, где будут находиться неожиданные гости, небольшой фуршет после окончания);
Телефонные контакты со всеми участниками бенефиса, уточнение дат приезда, составление графика движения транспорта;
Подготовка визуальных материалов (оцифровка фотографий, видеофильма, съемки реконструкций с участием актеров, съемка видео-интервью), изготовление увеличенных фотографий для оформления;
Визуальное и музыкальное оформление зала, фойе, входа, объявления;
Рассылка приглашений для зрителей, формирование зала;
Цветы, небольшие подарки-сюрпризы для участников, изготовление официального поздравительного адреса (от департамента, управления, комитета);
Организация репетиций с ведущими, со всеми звуковыми, цветовыми и визуальными эффектами;
Размещение ящиков для вопросов бенефицианту (для обеспечения интерактивности представления);
Набор оперативной пресс-группы, которая будет работать с вопросами герою бенефиса (обработка накануне, организация вопросов в ходе вечера, их оперативная обработка);
Транспорт, приезд гостей явных и тайных, размещение гостей в гостинице и т.д.
Дальше… дальше… дальше…. После проведения бенефиса, как ни странно, возникают риски недоброжелательного отношения к бенефицианту, вызванного сложным соединением субъективного восприятия триумфа обычного человека. Поэтому очень важна позиция администрации школы, обеспечивающая не только психологическую безопасность членов своего коллектива, но и формирование долговременной традиции поддержки общественного статуса учителей в социуме.
Я хочу вам предложить свою форму работы, которую считаю эффективной. Это педагогический бенефис, который можно отнести к методу эксперимента, любой талантливый педагог может организовать педагогический бенефис.
Инициативной группой, которой поддержала и дополнила эти идеи, оказались учителя, ученики МБОУ «Аллагинская СОШ», а также сотрудники культурного центра им. Николаева Х.Н. и молодежь села. Эта группа объединилась вокруг моего имени, учителя музыки школы. Далее мы составили сценарий, отобрали участников концерта. Участниками концерта стали нынешние воспитанники учителя, выпускники, коллеги и друзья бенефицианта. Вокруг молодого педагога сплотились почти все жители села, от мала до велика.
После педагогического бенефиса «Семь нот Матрены Амоновой» решили организовать в культурном центре 28 ноября 2014 г. таким же репертуаром, немножко измененным, творческий концерт «Мин ырыам кыната». Были приглашены работники культурной сферы нашего улуса, представители, земляки из Таттинского улуса в селе Сунтар. Концерт успешно прошла, было много зрителей и все были довольны. В конце концертного номера вручили подарки-сюрпризы, награды, грамоты, цветы и.т.д. После концерта небольшой фуршет для приглашенных гостей, и там сразу отзыв о проведенном мероприятии.
В заключении хочу сказать, что в этом проекте раскрывается неоценимый труд педагога (творческий отчет), открываются новые таланты, взаимосвязь со школой с учениками, и их родителями, взаимоподдержка школьного коллектива, наслега, учащиеся берут хороший пример своего учителя и т.д.
Таким образом, добилась ранее поставленных целей, активно участвовали молодежь, мои ученики, коллеги, можно и сказать весь наслег. Педагогический бенефис помогла развиваться, воспитывать уверенно вступающего в жизнь, обладающего способностью развиваться, совершенствоваться, быть гражданином, любить мир и людей.
К своим коллегам, учителям-педагогам хочу передать свое мнение: не стесняйтесь, добивайтесь своей цели, много трудитесь, любите свою работу, имейте много друзей, будьте добрыми, жизнерадостными, тогда у вас все получится, и используйте мой доклад, организуйте свой педагогический бенефис. Педагогический бенефис может стать хорошей традицией чествования педагогов в каждой школе.
Список литературы:
Куприянов Б.В. Педагогический бенефис как технологический ответ отношению к учителю в современном обществе//Инновации в образовании.- 2012.- №1 .- С. 135-144.
Куприянов Б.В. Педагогический бенефис. Внимание! Новая социальная технология! / Б. В. Куприянов // Народное образование : журнал. - 2012. - № 1. - C. 209-214
Куприянов Б.В.Учитель в профессии и не только: педагогический бенефис //Первое сентября". -2011.- №19. 12.11.2011.