МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия)
МБОУ «Маганинская СОШ им. С.И.Тимофеева - Кустуктаанап»
Материалы по организации
психолого-педагогического сопровождения
проекта «Музыка для всех»
в начальных классах, работающих по экспериментальной программе
Программу разработала:
Учитель музыки
Маганинская СОШ
Сивцева А. П.
Орто - Сурт
2016 год
Инструкция по ведению мониторинга психолого-педагогического сопровождения реализации проекта «Музыка для всех»
С целью ведения мониторинга начальником Управления образованием на основании приказа министра МО РС (Я) издается приказ по улусу.
По общеобразовательному учреждению приказом директора школы утверждается состав комиссии по ведению мониторинга, куда входят заместитель директора по учебной, воспитательной, инновационной работе, психолог, учитель музыки, учителя начальных классов, председатель родительского комитета.
Мониторинг психолого-педагогического сопровождения реализации проекта «Музыка для всех» проводится в общеобразовательных учреждениях, где в экспериментальном порядке ведутся уроки музыки по Хрестоматии и региональной программе по учебному предмету «Музыка» коллектива авторов под руководством Абдуллина Э.Б. (список школ Приложение №1).
Мониторинг ведется ежегодно в начале, середине и конце учебного годапо 4 основным блокам, выявляющим формирование основ музыкальной культуры, общего развития обучающихся начальных классов.
I блок (ведет учитель музыки):
Освоение региональной программы по учебному предмету «Музыка» по хрестоматии, разработанной Абдуллиным Э.Б., Николаевой Е.В., Иофис Б.Р. и др. по направлениям: результаты по различным видам музыкальной деятельности, вокально-хоровой, музыкально-инструментальной деятельности и результаты по видам музыкальной деятельности.
В данном блоке учителем музыки заполняется таблица по освоению учебного предмета каждым обучающимся программы по учебному предмету «Музыка» в первых, вторых и последующих классах.
(Таблица №1, Таблица №1А, Таблица №1Б,Таблица №1В - 1 классы,
Таблица №2, Таблица №2А, Таблица №2Б, Таблица №2В – 2 классы).
По итогам данной таблицы отслеживается результатосвоения программы по учебному предмету «Музыка» (низкий, средний, высокий уровень освоения) в % соотношении от количества обучающихся.
II блок (ведет учитель начальных классов):
Удовлетворенность детей, родителей, педагогов музыкальным образованием по программе проекта «Музыка для всех».
(Таблица №3А, Таблица №3А1, Таблица №3Б, Таблица №3Б1, Таблица №3В, Таблица №3В1 – 1 классы,
(Таблица №4А, Таблица №4А1, Таблица №4Б, Таблица №4Б1, Таблица №4В, Таблица №4В1 – 2 классы)
В данном блоке согласно программе обучения дети, родители, педагоги отвечают на перечень предлагаемых вопросов, выявляющих степень удовлетворенности (неудовлетворенности) результатами реализации проекта «Музыка для всех». Итогом анкетирования является % соотношение удовлетворенности (неудовлетворенности) от количества обучающихся, родителей и педагогов.
III блок (ведет психолог ОУ):
Сравнительная психолого-педагогическая диагностика общего развития детей, занимающихся в проекте и детей из обычных классов. Диагностикаведется по существующим методикам ведущих психологов России и зарубежья по таким направлениям, как исследования мелкой моторики, саморегуляции, фонематического слуха, внимания, памяти, словаря и логического мышления и выявление способностей. Целью данных исследований является выявление положительного влияния занятий музыкой на общее развитие ребенка.
IV блок:(ведет ответственный заместитель директора)
По трем блокам учителем музыки (Освоение программы), учителем начальных классов (удовлетворенность детей, родителей, педагогов работой над проектом), психологом (психолого-педагогическая диагностика) составляются общие выводы и рекомендации по реализации проекта «Музыка для всех».
Ответственный заместитель директора составляет общий отчет по выводам и общим рекомендациям по школеI, II, III блокам и направляет в МО РС (Я) для подведения итогов по Республике и дальнейшего планирования реализации проекта «Музыка для всех» по электронному адресу modod@mail.ruc пометкой «Отчет психолого-педагогического сопровождения проекта «Музыка для всех».
Справки по телефону 8411234-4516, координаторы проекта Отдел развития детского творчества ГБУ ДО МО РС (Я) «Республиканский центр развития дополнительного образования и детского движения».
Таблица №1
Блок 1.Освоение региональной программы по учебному предмету «Музыка» по хрестоматии, разработанной Абдуллиным Э.Б., Николаевой Е.В., Иофис Б.Р. и др.
Результаты по РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ деятельности
(согласно региональной программы по учебному предмету «Музыка», стр.43-44)
1класс
Учитель начального класса (ФИО) Сивцева Александра Петровна
На каждого обучающегося ставится степень усвоения программы: слабый, средний сильный
ЗУН ФИО | Умение эмоционально воспринимать музыку | Понимание и умение применять специальную музыкальную терминологию | Умение определять на слух простые музыкальные формы и произведения | Умение исполнять элементы нотной графики в исполнении песен-попевок с использованием ритмического рисунка ритм выученных песен по ритмической записи |
Данилов Спира | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимов Дьулустаан | 2 | 2 | 2 | 2 |
Николаев Афоня | 2 | 2 | 2 | 2 |
Попов Ваня | 2 | 2 | 2 | 2 |
Суханова Айыллаана | 3 | 3 | 3 | 3 |
Степанов Сайаан | 2 | 2 | 2 | 2 |
Стручкова Элеонора | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тимофеев Денис | 2 | 2 | 2 | 2 |
Текеянов Коля | 2 | 2 | 2 | 2 |
Чемезов Гоша | 2 | 2 | 2 | 2 |
Выводы по различным видам музыкальной деятельности:
1.Слабый уровень – количество детей - 0% детей, освоивших программу
2.Средний уровень - количество детей -90 % детей, освоивших программу
3.Высокий уровень - количество детей -10 % детей,освоивших программу.
Общий вывод на следующий учебный год учителя: нужен отдельный кабинет для занятия музыкой, чтобы достичь поставленной цели
Таблица №1А
Блок 1.Освоение региональной программы по учебному предмету «Музыка» по хрестоматии, разработанной Абдуллиным Э.Б., Николаевой Е.В., Иофис Б.Р. и др.
Результаты по ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ деятельности
(согласно региональной программы по учебному предмету «Музыка», стр.44-45)
1класс
Учитель начального класса (ФИО)Сивцева Александра Петровна
На каждого обучающегося ставится степень усвоения программы: слабый, средний сильный
ЗУН ФИО | Умение выражать голосом характер песни с регулированием дыхания в фразах | Умение петь напевным, естественным, полетным, мягким звуком в динамическом диапазоне | Умение петь в унисон с другими учащимися с сопровождением и без сопровождения, следуя дирижерским жестам учителя |
Данилов Спира | 2 | 2 | 2 |
Максимов Дьулустаан | 2 | 2 | 2 |
Николаев Афоня | 2 | 2 | 2 |
Попов Ваня | 2 | 2 | 2 |
Суханова Айыллаана | 3 | 3 | 3 |
Степанов Сайаан | 2 | 2 | 2 |
Стручкова Элеонора | 2 | 2 | 2 |
Тимофеев Денис | 2 | 2 | 2 |
Текеянов Коля | 2 | 2 | 2 |
Чемезов Гоша | 2 | 2 | 2 |
Выводы по вокально-хоровой деятельности:
1.Слабый уровень – количество детей -0 % детей, освоивших программу
2.Средний уровень - количество детей -90 % детей, освоивших программу
3.Высокий уровень - количество детей - 10% детей, освоивших программу.
Общий вывод учителя на следующий учебный год: нужен отдельный кабинет для занятия музыкой, чтобы достичь поставленной цели
Таблица №1Б
Блок 1.Освоение региональной программы по учебному предмету «Музыка» по хрестоматии, разработанной Абдуллиным Э.Б., Николаевой Е.В., Иофис Б.Р. и др.
Результаты по МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ деятельности
(согласно региональной программы по учебному предмету «Музыка», стр.45-46)
1класс
Учитель начального класса (ФИО) Сивцева Александра Петровна
На каждого обучающегося ставится степень усвоения программы: слабый, средний сильный
ЗУН ФИО | Умение понимать особ-ти извлечения правильного и качественного звука на ударныхинструмен-тах | Умение применять знания о правильном положении корпуса и позиции рук в игре на осваиваемых инструметах | Умение понимать особенности извлечения интонационно-устойчивого звука, применять практические навыки игры на духовых муз.инстр-х (свирель, блок-флейта, мелодика) при исполнении песен-попевок | Умение применять в практической деятельности знания о строении клавиатуры фортепиано и др. муз.инстр | Умение слушать другдруга в процессе коллективного инстр-гомузицирования, исполнять свою партию, также петь свою партию с названиями звуков | Умение исполнять изученные ритмичес-кие формулы по ритмической записи с использованием инстр-в | Умение бережно относиться к муз.инстр-м, применять знания основ безопасности при игре на муз. инстр-х |
Данилов Спира | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Максимов Дьулустаан | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Николаев Афоня | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Попов Ваня | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Суханова Айыллаана | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Степанов Сайаан | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Стручкова Элеонора | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тимофеев Денис | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Текеянов Коля | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
Чемезов Гоша | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Выводы по музыкально-инструментальной деятельности:
1.Слабый уровень – количество детей - 20 % детей, освоивших программу
2.Средний уровень - количество детей -70 % детей, освоивших программу
3.Высокий уровень - количество детей - 10% детей, освоивших программу.
Общий вывод учителя на следующий учебный год: нужен отдельный кабинет для занятия музыкой
Таблица №1В
Блок 1.Освоение региональной программы по учебному предмету «Музыка» по хрестоматии, разработанной Абдуллиным Э.Б., Николаевой Е.В., Иофис Б.Р. и др.
Результаты по ВИДАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ деятельности
(согласно региональной программы по учебному предмету «Музыка», стр.46-47)
1класс
Учитель начального класса (ФИО)______________________________
На каждого обучающегося ставится степень усвоения программы: слабый, средний сильный
ЗУН ФИО | Музыкально-слушательская деятельность | Музыкальная импровизация | Музыкально-пластическая деятельность | Музыкально-театрализованная деятельность |
Данилов Спира | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимов Дьулустаан | 2 | 2 | 2 | 2 |
Николаев Афоня | 2 | 2 | 2 | 2 |
Попов Ваня | 2 | 2 | 2 | 2 |
Суханова Айыллаана | 3 | 3 | 3 | 3 |
Степанов Сайаан | 2 | 2 | 2 | 2 |
Стручкова Элеонора | 2 | 2 | 2 | 2 |
Тимофеев Денис | 2 | 2 | 2 | 2 |
Текеянов Коля | 2 | 2 | 2 | 2 |
Чемезов Гоша | 2 | 2 | 2 | 2 |
Выводы по видам музыкальной деятельности:
Слабый уровень – количество детей - % детей, освоивших программу
Средний уровень - количество детей - 90% детей, освоивших программу
Высокий уровень - количество детей - 10% детей, освоивших программу.
Общий вывод учителя на следующий учебный год: нужен отдельный кабинет для занятия музыкой
Блок 1.Освоение региональной программы по учебному предмету «Музыка» по хрестоматии,
разработанной Абдуллиным Э.Б., Николаевой Е.В., Иофис Б.Р. и др.
Общие рекомендации учителя музыки по итогам
Первого года обучения
По итогам данных таблиц учителем музыки выводится общий результат освоения программы (низкий, средний, высокий уровень освоения) в % соотношении от количества обучающихся по данной таблице.
Всего детей в классе | Виды музыкальной деятельности | % степени освоения программы |
слабый | средний | высокий |
| Результаты по различным видам музыкальной деятельности | 2 | 7 | 1 |
Результаты по вокально-хоровой деятельности | - | 9 | 1 |
Результаты по музыкально-инструментальной деятельности | 2 | 7 | 1 |
Результаты по видам музыкальной деятельности | - | 9 | 1 |
Средний % охвата по 4 видам деятельности | 2 | 7 | 1 |
По итогам учебной деятельности по мониторингу показывает, что учащиеся достигли не плохих результатов для освоения данной программы. Для того, чтобы повысить уровень освоения программы “Музыка для всех” нужен отдельный кабинет, где дети могли использовать свои музыкальные способности.
Блок 2. Удовлетворенность детей, родителей, педагогов музыкальным образованием по программе проекта «Музыка для всех».
Таблица№3 А
Анкета
для ДЕТЕЙ, ПЕРВОГО ГОДА обучения по проекту «Музыка для всех»
1.Нравятся ли тебе уроки музыки?
2 . Как повлияли занятия музыкой на твою учебу в школе?
Стал лучше учиться
Стал хуже учиться
Затрудняюсь ответить.
3. Помогает ли тебе музыка развивать твои личные качества, как усидчивость, терпение, внимательность, умение слушать собеседника?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить.
4. Что больше всего ты любишь на уроках музыки?
5. На каком музыкальном инструменте ты научился играть на уроках музыки? Назови инструменты________________________________________________________________
6. Нравится ли тебе играть на них: да, нет
Таблица №3 А1
Обработка данных ответов детей по анкете первого года обучения
по проекту «Музыка для всех»
(Первый год обучения)
Общее количество детей, ответивших на вопросы | Ответы на вопросы | Положит.ответ | Отрицатель ный ответ | Затрудняюсь ответить |
Вопросы |
| Нравятся ли тебе уроки музыки? % ответивших | 10 | - | - |
Как повлияли занятия музыкой на твою учебу в школе? % ответивших | 10 | - | - |
Помогает ли тебе музыка развивать твои личные качества, как усидчивость, терпение, внимательность, умение слушать собеседника? % ответивших | 10 | - | - |
Общий % ответивших | 100 | 0 | 0 |
Что больше всего нравится на уроках музыки
Общее количество детей, ответивших на вопросы | вопросы | да | нет |
| | 10 | - |
| 8 | 2 |
| 5 | 5 |
| 10 | - |
| 8 | 2 |
| 10 | - |
| 2 | 8 |
| - | - |
| % ответивших | 100 | 40 |
Предпочитаемые музыкальные инструменты(перечислить)
_________________________________________________________________________
Общее количество детей, ответивших на вопросы | вопрос | да | нет |
| Нравится ли тебе играть на них | 8 | 2 |
| % ответивших | 80 | 20 |
Таблица№3 Б
Анкета
Уважаемые РОДИТЕЛИ, просим ответить на вопросы, касающиеся влияния музыки на развитие Вашего ребенка. Ваши наблюдения очень помогут вам при ведении мониторинга реализации проекта «Музыкадля всех» в ОУ
(Первый год обучения)
Считаете ли Вы нужными занятия Вашего ребенка музыкой?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Считаете ли Вы, что в школе созданы все условия для занятий музыкой для вашего ребенка:
Согласен
Затрудняюсь ответить
Не согласен
Другое
3.Считаете ли Вы, что занятие музыкой помогает Вашему ребенку осваивать учебную программу?
Согласен
Затрудняюсь ответить
Не согласен
Другое
Как Вы считаете, занятия музыкой положительно влияют на учебу вашего ребенка?
Согласен
Затрудняюсь ответить
Не согласен
Другое
5. Повлияли ли занятия музыкой на развитие таких качеств ребенка как общительность, коммуникабельность, умение организовать себя?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
6. Повлияли ли занятия музыкой положительно на эмоциональное состояние ребенка?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
7. Как влияют занятия музыкой на успеваемость Вашего ребенка в общеобразовательной школе?
8.Какие занятия Ваш ребенок посещает с большим интересом?
Таблица№3 Б1
Обработка данных ответов родителей по анкете первого года обучения
по проекту «Музыка для всех»
(Первый год обучения)
Общее количество детей, ответивших на вопросы | Ответы на вопросы | Положит.ответ | Отрицатель ный ответ | Затрудняюсь ответить |
Вопросы |
| Считаете ли Вы нужными занятия Вашего ребенка музыкой? % ответивших | 10 | - | - |
Считаете ли Вы, что в школе созданы все условия для занятий музыкой для вашего ребенка % ответивших | 5 | 5 | - |
Считаете ли Вы, что занятие музыкой помогает Вашему ребенку осваивать учебную программу? % ответивших | 5 | 5 | - |
Как Вы считаете, занятия музыкой положительно влияют на учебу вашего ребенка? % ответивших | 8 | 2 | - |
Повлияли ли занятия музыкой на развитие таких качеств ребенка как общительность, коммуникабельность, умение организовать себя? % ответивших | 8 | 2 | - |
Повлияли ли занятия музыкой положительно на эмоциональное состояние ребенка? % ответивших | 10 | - | - |
Как влияют занятия музыкой на успеваемость Вашего ребенка в общеобразовательной школе? % ответивших | 8 | 2 | - |
| % ответивших | 100 | 50 | - |
Какие занятия Ваш ребенок посещает с большим интересом
Общее количество детей, ответивших на вопросы | Ответы на вопросы | Да | нет | Затрудняюсь ответить |
Вопросы |
| Хор | 10 | - | - |
Коллективное музицирование | 10 | - | - |
Теория музыки | 5 | 5 | - |
Другое | 2 | - | - |
| % ответивших | 100 | 50 | |
Таблица№3 В
Анкета
Уважаемые ПЕДАГОГИ, просим ответить на вопросы, по ведению мониторинга реализации проекта «Музыка для всех» в общеобразовательных учреждениях
(Первый год обучения)
(на вопросы анкеты отвечают учителя начальных классов и учителя-предметники данных классов)
Как влияют занятия музыкой на качество обучения в классах, где реализуется программа музыкального образования в рамках проекта «Музыка для всех»
Успеваемость повысилась
Успеваемость понизилась
Затрудняюсь ответить
Повлияли ли уроки музыки на развитие математических способностей, логического мышления?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Повлияли ли уроки музыки на развитие грамматики у обучающихся
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Прививает ли музыка обучающимся усидчивость, терпение, умение слушать собеседника?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Повлияли ли занятия музыкой на развитие таких качеств ребенка как общительность, коммуникабельность, умение организовать свое время?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Способствуют ли занятия музыкой на становление коллектива класса?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Таблица №3 В1
Обработка данных ответов педагогов по анкете первого года обучения
по проекту «Музыка для всех»
(Первый год обучения)
Общее количество детей, ответивших на вопросы | Ответы на вопросы | Положит.ответ | Отрицатель ный ответ | Затрудняюсь ответить |
Вопросы |
10 | Как влияют занятия музыкой на качество обучения в классах, где реализуется программа музыкального образования в рамках проекта «Музыка для всех» % ответивших | 10 | - | - |
Повлияли ли уроки музыки на развитие математических способностей, логического мышления? % ответивших | 8 | 2 | - |
Повлияли ли уроки музыки на развитие грамматики у обучающихся? % ответивших | 5 | 5 | - |
Прививает ли музыка обучающимся усидчивость, терпение, умение слушать собеседника? % ответивших | 10 | - | - |
Повлияли ли занятия музыкой на развитие таких качеств ребенка как общительность, коммуникабельность, умение организовать свое время? % ответивших | 10 | - | - |
Способствуют ли занятия музыкой на становление коллектива класса? % ответивших | 10 | - | - |
| % ответивших | 100 | 50 | - |
Таблица №4 В1
Обработка данных ответов педагогов по анкете первого года обучения
по проекту «Музыка для всех»
(Первый год обучения)
Общее количество детей, ответивших на вопросы | Ответы на вопросы | Положит.ответ | Отрицатель ный ответ | Затрудняюсь ответить |
Вопросы |
| Как влияют занятия музыкой на качество обучения в классах, где реализуется программа музыкального образования в рамках проекта «Музыка для всех»? % ответивших | 10 | - | - |
Повлияли ли уроки музыки на развитие общих интеллектуальных способностей? % ответивших | 8 | 2 | - |
Влияют ли занятия музыкой результативности участия детей во внеклассных мероприятиях? % ответивших | 10 | - | - |
Развивает ли музыка личные качества ребенка? % ответивших | 10 | - | - |
| % ответивших | 100 | 20 | - |
III блок: Сравнительная психолого-педагогическая диагностика общего развития детей
Рекомендуемый список психолого-педагогического инструментария, рекомендованного для диагностики обучащихсямладших классов, участвующих в эксперименте
№ | Название | цель | автор | источник | Примечание |
1 | Графический диктант | Исследование мелкой моторики и саморегуляции | Эльконин - Давыдов | С.Костромина «Поможем учиться на 5» | См. в приложении |
2 | Тест различения и выбора фонем | Исследование фонематического слуха | С. Костромина | С.Костромина «Поможем учиться на 5» | См. в приложении |
3 | Корректурная проба | Изучение внимания | Р.С.Немов | С.Костромина «Поможем учиться на 5» | См. в приложении |
4 | Методика Пьерона | Изучение внимания | Туллуз - Пьерон | В интернете – по названию | См. в приложении |
5 | Методика «Память» | Изучение памяти | Р.С.Немов | Кн «Психология» 3 часть Методы изучения и психодиагностика личности – Ратанова Т.А, Золоторёва Л.И., Шляхна Н.Ф. | См. в приложении |
6 | Что лишнее? | Изучение словаря и логического мышления | Алябьева Е.А. | С.Костромина «Поможем учиться на 5» Е.А.Алябьева «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет» | См. в приложении |
7 | Методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков) | Выявление способностей | Создана на основе методики Д. Хаана и М. Каффа, | Ж-л «Справочник психолога. Школа.» МЦФЭР – 2015 г | См. в приложении |
Общая психолого-педагогическая диагностика общего развития учащихся 1 класса Маганинской СОШ
Сводная ведомость результатов исследования психо-физиологических особенностей первоклассников
В период 2015-2016 учебного года
Класс + колич | уровень | I Понимание задачи | II Развитие моторики | III ориентировка в пространстве | IVсформированностьсч. умений | Общий уровень |
1 обсл | 2 обсл | динам | 1 обсл | 2 обсл | динам | 1 обсл | 2 обсл | динам | 1 обсл | 2 обсл | динам | 1 обсл | 2 обсл | динам |
1 - 10 | Ср. балл | | | | | | | | | | | | | | | |
Высокий | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Средний | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Низкий | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| | | | | | | | | | | | | | | |
3