Просмотр содержимого документа
«Природные явления и стихийные бедствия»
Урок 4 Кубановедение
Тема: Природные явления и стихийные бедствия.
Цели: Познакомить учащихся с правилами поведения во время стихийных бедствий.
Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к природным явлениям погодным аномалиям, выражать свои эмоции;
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; определять и формулировать тему и цель урока; высказывать свою версию; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объекта делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в иллюстрации;
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре.
Ход урока.
Орг. момент.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять.
Интересное узнать.
Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
Что называют явлением природы? (Все изменения, происходящие в природе.)
Какие природные явления происходят в природе?
Какие из них можно назвать стихийным бедствием?
2. Рассказы детей о природных явлениях и стихийных бедствиях.
Сообщение темы урока.
Тема урока - «Природные явления и стихийные бедствия».
Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами поведения во время стихийных бедствий.
Работа по теме урока.
1.Рассказ учителя. Работа с учебником (с. 13).
Стихийные бедствия - это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности людей, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу. Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения.
Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?
Кто скажет, где произошло страшное разрушительное наводнение в 2012 году?
Особенно разрушительным было наводнение, случившееся летом 2012 года в Крымском районе. Стихия оставила многих людей без жилья, были и человеческие жертвы.
Прочитайте об этом в учебнике на с. 13.
2. Знакомство с правиламиповедения во время стихийных бедствий.Работа с памяткой «Как вести себя во время стихийного бедствия» (учебник с. 14).
Многие стихийные бедствия предотвратить невозможно. А вот заранее подготовиться к ним, чтобы избежать тяжёлых последствий, необходимо. В нашем крае действует сеть метеорологических станций. Специалисты – метеорологи круглосуточно ведут наблюдения за природными явлениями, составляют прогноз погоды и своевременно информируют население о предстоящей опасности.
Для чего это необходимо? (Ответы детей)
Это даёт возможность жителям вовремя принять необходимые меры предосторожности и обезопасить себя и своих близких.
1) Правила поведения и действия населения при землетрясении.
Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности.
Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают изменение в расположении грунта, обвалы, оползни, цунами, пожары. За секунду гибнут города, гибнут тысячи людей. Наш край, также подвергался землетрясениям, но незначительным. Жертв и разрушений не было.
Прочитайте первый пункт памятки о том, как себя вести при угрозе землетрясения.
2) Правила поведения и действия населения при шторме, смерче и урагане.
Прочитайте второй пункт памятки о том, что делать, если возникли шторм, смерч или ураган.
Остерегайтесь ранений осколками оконного стекла.
Помните: любые защитные действия снижают число травм, наносящихся метательным действием ураганов и бурь.
Укройтесь в ближайшем подвале, убежище, овраге или лечь на дно любого углубления и прижаться к земле.
3) Правила поведения и действия населения при наводнении.
Наводнение – это затопление водой местности, в результате подъёма уровня воды в реке, озере или море.
Прочитайте третий пункт памятки о том, что делать во время наводнения.
Обычно людям сообщают информацию об ожидаемом времени и границах затопления, а также рекомендации и порядок эвакуации.
Если ваш дом попадает в объявленный регион затопления, вы должны:
отключить газ, воду и электричество;
перенести на верхние этажи и чердаки важные вещи;
закрыть окна и двери, при необходимости забить окна и двери первых этажей досками или фанерой.
Если получено предупреждение об эвакуации, вы должны:
подготовить тёплую одежду, сапоги, одеяло;
собрать трёхдневный запас питания;
подготовить аптечку первой помощи и лекарства, которыми вы обычно пользуетесь;
завернуть в непромокаемый пакет паспорт и другие документы;
ждать помощи спасателей.
Какие меры предосторожности нужно соблюдать при стихийных бедствиях?
Физминутка.
Закрепление изученного материала.
Где мы можем узнать прогноз погоды?
Человек, который предсказывает погоду, наблюдая за тем, что происходит в природе, называется метеоролог.
2. Чтение стихотворения М. Голуб.
Прочитайте на с. 15 стихотворение кубанской поэтессы Марины Голуб.
Какие ещё народные приметы предвещают перемену погоды?
3. Работа в рабочей тетради (с. 7).
№ 4.
Отметь знаком «ѵ» предметы, которые ты возьмёшь с собой в случае эвакуации. Помните, что брать нужно самое необходимое. Дополните список. Сравните его с тем, что составили одноклассники.
ѵ Фонарик Компас и часы.
Компьютерные диски Продукты.
Книги Постельное бельё.
ѵ Документы Аптечка первой необходимости.
ѵ Тёплые вещи Спички. Зажигалка.
4. Кроссворд по теме «Природные явленияи стихийные бедствия».
А теперь проверим, как вы запомнили природные явления, которые можно наблюдать в Краснодарском крае.
((Работа в паре. Учащимся раздаются карточки с кроссвордом.)
Кроссворд.
Вопросы:
Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч.
Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку.
Сухой горячий ветер.
Сильный ветер в виде вращающего столба.
Временное затопление части суши в результате подъема уровня воды.
Разновидность урагана.
Специально обученные люди, оказывающие помощь потерпевшим бедствие.
5
7
3
6
4
1
2
Ответы:
1. Ураган
2. Землетрясение
3. Суховей
4. Смерч
5. Наводнение
6. Буря
7. Спасатели.
Рефлексия.
Работа с электронным приложением (диск).
Выберите предметы, которые необходимо взять с собой в случае эвакуации. (Фонарик, компас, лекарства, блокнот и ручку, ножницы, печенье, нитки с иголкой, нижнее бельё, тёплые вещи, консервы, ватно-марлевую повязку, батарейки, воду.)
Итог урока.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Какие явления природы характерны для Краснодарского края?
Почему во время стихийных бедствий важно соблюдать традиции взаимопомощи?