kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-обобщение по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по  теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ  7 класс.

Цель урока:обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Задачи:

1.Образовательные:

?             выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями  по теме «ЧС природного характера», изученными  на предыдущих уроках;

?             обобщить материал как систему знаний.

2. Развивающие:

?             продолжить развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных  чрезвычайных ситуациях природного характера;

?             продолжить развивать умения устанавливать причинно-следственные связи возникновения ЧС природного характера;

?             продолжить развивать  умения сравнивать порядок действия при ЧС природного характера;

?             продолжить развитие умения выделять главное в алгоритме действия при ЧС;

продолжить формировать умения работы с картами, схемами;

 

3. Воспитательные:

?             воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

?             совершенствовать навыки общения;

 

Тип урока: урок-игра

Методы:

Наглядные

Репродуктивные, частично-поисковый

Словесные

Самостоятельные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, медицинская аптечка, раздаточный материал.

 

Ход урока

?. Организационный момент.

Целеполагание.

Всё первое полугодие вы узнавали, какие природные ЧС  существуют каковы, их особенности, в чем заключается   защита населения от поражающих факторов данных явлений. (Слайд 1).

(Слайд 2)

Цель сегодняшнего урока:обобщить и проверить знания по данной теме.

Желаю всем успеха!

Человек не может устоять перед силами при¬роды, но мы должны знать  о причинах  их  возникновения, последствиях, как правильно себя вести, чтобы не попасть в беду и как оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

??. Обобщение и систематизация изученного материала.

1.            Повторение основных понятий.

(Слайд 3)–Давайте вспомним, что же такое  ЧС природного характера?

 ( обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате возникновения опасного природного явления, которая может повлечь или повлекла гибель людей, ущерб здоровью  и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.)

- Что является источником возникновения природных ЧС? (стихийное бедствие или опасное природное явление)

- что отнесёте к данной группе? ( ……….).

- Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимодействии: одно из них может повлечь за собой другое – извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями. Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека – лесные и торфяные пожары).

2.            Работа по презентации.

- Поработаем с доской. Внимание на экран. (Слайд 4.)

 

- Перед вами фотографии различных чрезвычайных ситуаций природного характера

 

1 вопрос – Какую ЧС можно отнести к биологическим? (1)

2 вопрос – Источником возникновения какой ЧС в большинстве случаев являются подводные землетрясения? (2)

3 вопрос – В результате какой ЧС время от времени вырывается магма? (3)

4 вопрос – Назовите ЧС метеорологического происхождения? (4)

Слайд 5

5 вопрос – Скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести. О какой ЧС идет речь? (5)

6 вопрос – Сила, интенсивность какой ЧС оценивается в баллах по шкале Меркали? (6)

7 вопрос – Последствия какой ЧС изображены на данном слайде? (7 наводнение)

(Слайд 6).

8вопрос– Перед вами последовательность действия при угрозе возникновения урагана.Найдите ошибку в данной цепочке. (2,6,3,5,7,4,1,8,9)

 

(работа с раздаточным материалом)

(Слайд 7)

Задание 1.В лесу разыгрался пожар. Дети оказались в зоне лесного пожара.  Укажи, что необходимо делать? Расставьте по порядку действия в зоне лесного пожара. (Учащиеся работают с раздаточным материалом)

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». »

Урок-обобщение по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.

Цель урока:обобщить и проверить знания учащихся по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Задачи:

1.Образовательные:

 выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по теме «ЧС природного характера», изученными на предыдущих уроках;

 обобщить материал как систему знаний.

2. Развивающие:

 продолжить развивать личные духовные качества, обеспечивающие безопасное поведение в различных чрезвычайных ситуациях природного характера;

 продолжить развивать умения устанавливать причинно-следственные связи возникновения ЧС природного характера;

 продолжить развивать умения сравнивать порядок действия при ЧС природного характера;

 продолжить развитие умения выделять главное в алгоритме действия при ЧС;

продолжить формировать умения работы с картами, схемами;



3. Воспитательные:

 воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей, сплоченность коллектива.

 совершенствовать навыки общения;



Тип урока: урок-игра

Методы:

Наглядные

Репродуктивные, частично-поисковый

Словесные

Самостоятельные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, медицинская аптечка, раздаточный материал.



Ход урока

. Организационный момент.

Целеполагание.

Всё первое полугодие вы узнавали, какие природные ЧС существуют каковы, их особенности, в чем заключается защита населения от поражающих факторов данных явлений. (Слайд 1).

(Слайд 2)

Цель сегодняшнего урока:обобщить и проверить знания по данной теме.

Желаю всем успеха!

Человек не может устоять перед силами при¬роды, но мы должны знать о причинах их возникновения, последствиях, как правильно себя вести, чтобы не попасть в беду и как оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.

. Обобщение и систематизация изученного материала.

1. Повторение основных понятий.

(Слайд 3)–Давайте вспомним, что же такое ЧС природного характера?

( обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате возникновения опасного природного явления, которая может повлечь или повлекла гибель людей, ущерб здоровью и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.)

- Что является источником возникновения природных ЧС? (стихийное бедствие или опасное природное явление)

- что отнесёте к данной группе? ( ……….).

- Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимодействии: одно из них может повлечь за собой другое – извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями. Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека – лесные и торфяные пожары).

2. Работа по презентации.

- Поработаем с доской. Внимание на экран. (Слайд 4.)



- Перед вами фотографии различных чрезвычайных ситуаций природного характера



1 вопрос – Какую ЧС можно отнести к биологическим? (1)

2 вопрос – Источником возникновения какой ЧС в большинстве случаев являются подводные землетрясения? (2)

3 вопрос – В результате какой ЧС время от времени вырывается магма? (3)

4 вопрос – Назовите ЧС метеорологического происхождения? (4)

Слайд 5

5 вопрос – Скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести. О какой ЧС идет речь? (5)

6 вопрос – Сила, интенсивность какой ЧС оценивается в баллах по шкале Меркали? (6)

7 вопрос – Последствия какой ЧС изображены на данном слайде? (7 наводнение)

(Слайд 6).

8вопрос– Перед вами последовательность действия при угрозе возникновения урагана.Найдите ошибку в данной цепочке. (2,6,3,5,7,4,1,8,9)



(работа с раздаточным материалом)

(Слайд 7)

Задание 1.В лесу разыгрался пожар. Дети оказались в зоне лесного пожара. Укажи, что необходимо делать? Расставьте по порядку действия в зоне лесного пожара. (Учащиеся работают с раздаточным материалом)

1. ОКУНИТЕСЬ В БЛИЖАЙШИЙ ВОДОЕМ

2. НАКРОЙТЕ ГОЛОВУ И ВЕРХНЮЮ ЧАСТЬ ТЕЛА МОКРОЙ ОДЕЖДОЙ

3. ДЫШИТЕ ЧЕРЕЗ МОКРЫЙ ПЛАТОК ИЛИ СМОЧЕННУЮ ОДЕЖДУ

4. ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕХВАТКИ КИСЛОРОДА ПРИГНИТЕСЬ К ЗЕМЛЕ

5. НЕ ОБГОНЯЙТЕ ЛЕСНОЙ ПОЖАР

6. ДВИГАЙТЕСЬ ПОД ПРЯМЫМ УГЛОМ К НАПРАВЛЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОГНЯ

7. ВЫХОДИТЕ ИЗ ЛЕСА ТОЛЬКО В ПОДВЕТРЕННУЮ СТОРОНУ И БЫСТРО, ТАК КАК СКОРОСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЖАРА ВЕЛИКА

(Работа с доской) Предлагается желающему на доске составить порядок действий, если вы оказались в зоне лесного пожара

(Слайд 8)

Задание 2.Что необходимо делать при внезапном наводнении? Расставьте по порядку ваши действия при внезапном наводнении. (Учащиеся работают с раздаточным материалом)

1. Не паникуйте

2. Быстро займите ближайшее возвышенное место

3. Подавайте сигналы, позволяющие вас обнаружить:

в дневное время вывесите белое или цветное полотнище

в ночное время подавайте световые сигналы.

(Работа с доской) Предлагается желающему на доске составить порядок действий при внезапном наводнении.

(Слайд 9)

Задание 3. Что делать, если во время внезапного землетрясения вы оказались в школе? Расставьте по порядку действия.(Учащиеся работают с раздаточным материалом)

1. Спрячьтесь под партой или в безопасном месте

2. Держитесь подальше от окон

3. Отвернитесь от окон

4. Закройте лицо и голову руками.

(Работа с доской) Предлагается желающему на доске составить порядок действий, если вы оказались во время внезапного землетрясения в школе.

- Молодцы!

. Проверка домашнего задания.

(Творческая работа в группах).

Дома выдолжны были повторить весь изученный материал по учебнику. Проведём творческую работу: в тестовой форме определить действия населения и их очерёдность при возникновении той или иной ЧС природного характера. (После выполнения работы учащимся предлагается провести взаимопроверку и подсчитать количество баллов)

-Сверим порядок выполнения действий на случай ЧС:(Слайд 10)

1 – а

2 – г.

3 – б г е ж

4 – а б в

5- в

6- в

7- а б в г ж

8- а б в г д

9- 1 3 7 8 10.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 11)

V.Проверка усвоения знаний.Игра «Счастливый случай».

(Слайд 10).

Вот мы и подошли к самому интересному моменту урока – игре….. Она состоит из 3 туров и финала. В первом туре на выбор командам предлагается 4 темы, во втором-3, в третьем –одна тема и практическое задание. Внутри каждой темы вопросы оцениваются 5, 10, 15 и 20 баллов. Каждый участник по очереди называет тему и цену вопроса. Я зачитываю его. Для обсуждения вопроса командам дается 30 секунд.Итак, мы начинаем!

(Слайд 12).

«Словарик»

Метеорологические ЧС

5.Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности, скорость которого превы¬шает 32 м/с (ураган)

10. Сильный электрический разряд между обла¬ками и землей (молния)

15. Атмосферный вихрь, возникающий в грозо¬вом облаке и распространяющийся до поверхнос¬ти земли, воды в виде гигантского рукава-хобота (смерч)

20. Перенос больших количеств пыли или песка сильным ветром, сопровождающийся ухудшением видимости, вырыванием верхнего слоя почвы вместе с семенами и молодыми растениями, засыпанием посевов и транспортных магистралей (пыльная буря)

Геофизические ЧС

5. Как называются зоны, где были или ожида¬ются землетрясения (сейсмические)

10. Область возникновения подземного удара (очаг землетрясения)

15.Раскаленная жидкая или очень вязкая масса, изливаю¬щаяся на поверхность Земли при извержениях вулканов (лава)

20. Условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением.(магнитуда)

Геологические ЧС

5. Быстро, внезапно возникающее движение снега или льда вниз по крутым склонам гор (снежная лавина)

10.Отрыв и катастрофическое падение больших масс горных пород. Их скатывание, дробление на крутых и обрывистых склонах (обвал)

15. Как называется горный поток, состоящий из смеси воды и рыхлообломочной горной породы (сель)

20. Какова основная причина образования оползней.(вода, просочившаяся по трещинам и порам вглубь пород и ведущая там разрушительную работу)

Гидрологические

5. Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов (цунами)

10. Территория, покрываемая водой в результа¬те превышения притока воды по сравнению с пропускной способ¬ностью русла. (Зона затопления)

15. Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава в начале зимы в сужениях и излу¬чинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него (зажор)

20. Явление колебаний («трясения») толщи мор¬ской воды, возникающее в результате подводного землетрясения над районом его эпицентра. Ощущается на судах, находящихся вблизи проекции эпицентра на поверхность моря, в виде колебаний корпуса корабля.(моретрясение)

Второй тур:

Слайд 13

«Самое, самое»



Страницы истории

5. Небольшой остров в Тирренском море, который древние римляне считали входом в ад и полагали, что владеет им бог огня и кузнечного ремесла? (Вулкано)

10. Извержение, какого вулкана наиболее известно в истории (Везувий)

15. В какой стране зафиксировано наибольшее число землетрясений? (Япония)

20. Какой город в России был полностью разрушен землетрясением? (Нефтегорск)

Искусство

5. Какое стихийное бедствие метеорологического характера довольно часто упоминается в стихах А.С. Пушкина (буря)

10. Какое стихийное бедствие описывается в Библии? (наводнение)

15. О каком стихийном бедствии говорится в произведении Николая Некрасов Дедушка Мазай и зайцы (наводнение)

20. Как называется картина-катастрофа художника Карла Петровича Брюллова, которую он в закончил 1833 году (“Последний день Помпеи”)

Стихия и человек

5. Главный российский спасатель (С. Шойгу)

10. Какой из бытовых приборов напоминает принцип действия смерча (пылесос)

15. За всю историю изучения этого стихийного бедствия лишь однажды исследователь Самарэс сумел заснять его на видеокамеру с самого близкого расстояния. Какое стихийное бедствие ему удалось заснять? (торнадо)

20. Назовите китайского философа создавшего в 132 году н.э. прибор, названный им «флюгером землетрясений», который мог зафиксировать колебания земной поверхности и направление их распространения. (ЧангХенг)

Третий тур:

Слайд 14

«Первая помощь пострадавшему»

Очень часто человек, попадая в чрезвычайную ситуацию природного характера, получает травму, рану. Теперь давайте посмотрим насколько вы готовы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. Для этого вы выбираете задание и, используя аптечку, покажите, как правильно оказать помощь.

5.Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении.

10. Оказание первой медицинской помощи при тепловом ударе.

15.Оказание первой медицинской помощи при порезе на руке.

20. Оказание первой медицинской помощи при переломе голени с артериальным кровотечением.

А теперь каждой команде предлагаю сделать средство индивидуальной защиты-ватно-марлевые повязки. У вас на столе лежит марля и вата. Попробуйте!



- На этом игра закончилась, посчитаем ваши баллы.Молодцы!

V. Рефлексия.

- Давайте вспомним, какова была цель нашего урока? ( Обобщить и проверить наши знания о ЧС природного характера).

-Достигнута ли она?

(Слайд 15)

ПОМНИТЕ:

Ваши знания, умения и навыки –залог уверенности и эффективности действий в опасных ситуациях!.

– Перед вами на столе лежат кружочки, я предлагаю Вам нарисовать смайлик, соответствующий вашему впечатлению от урока.

V. Оценки за урок. Домашнее задание.

Составить кроссворд на тему природные ЧС, состоящие не менее чем из 12 понятий..

(Слайд 16)

Благодарю за урок!

Источники информации:

1. В.Н Латчук., В.В Марков, М.П. Фролов. Основы безопасности жизнедеятельности. Дидактические материалы 5 – 9 кл. – М.: «Дрофа». ДИК, 2000

2. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В.В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности 7 класс. – М.: «Просвещение», 2010 г.

3.Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности». Поурочные разработки 5-9 классы.

4.Интернет ресурсы:

www calend.ru/event/2796/

www .rg.ru/su/et/1254/

Википедия //ru.wikipedia.org/wiki


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок-обобщение по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера».

Автор: Кеда Оксана Файясовна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170955


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства