1 | Этап мотивации к учебной деятельности | Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит совершить увлекательное путешествие по природным зонам нашей Родины. Мы узнаем много интересного о природе, растительном и животном мире нашей страны, попробуем выяснить, меняются ли природные условия обитания в каждом поясе. Работать мы будем группами. ( Дети разбиваются на три группы). За каждый правильный ответ выдаются карточки. Группа, которая наберет большее количество карточек, станет победителем. Учитель. Мы должны научиться рассказывать про различные условия обитания на Земле? Как меняется климат в разных природных зонах? (Севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый. Меняются и картины природы. На юге и на севере нет лесов. Это уже другие природные зоны. На нашей планете существуют пояса освещённости, т.к. тепло распределяется по её поверхности неравномерно. Поэтому есть два холодных пояса, два умеренных и один жаркий. Значит, условия в этих поясах неодинаковые.) Учитель. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что должен иметь при себе путешественник, отправляясь в поход? Учащиеся. Компас, карту, воду, палатку и т.д. Учитель. В любом путешествии так же необходимы знания о природе. | – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (П); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2 | Этап актуализации и проблемного учебного действия | Учитель. Давайте попытаемся разгадать загадки о животных, обитающих в различных природных зонах. Какие природные экосистемы могут окружать это место? Необходимо назвать животного и зону, в которой оно обитает. (За каждый правильный ответ группа получает карточку) 1. Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (ящерица - степь).(слайд 1) 2. Мха копытами касаясь, Ходит северный красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. ( олень – тундра). (слайд 2) 3. Плывет по морю великан, Пускает из воды фонтан ( кит – арктика). (слайд 3) 4. Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (верблюд – пустыня). (слайд 4) 5. Горбоносый, длинноногий Великан ветвистоногий Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге. (лось – лесная зона) (слайд 5) 6. Белокрылые хозяйки Над волной летают … (чайки – арктика) (слайд 6) 7. Из куста шипуля, За ногу тянула. (змея – пустыня ). (слайд 7) 8. Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения ( жаворонок – степь). (слайд 8) 9. Меньше тигра, но немножко Больше крупной рыжей кошки. На суку она обычно, Притаившись, ждет добычу. Не робей, но берегись В том лесу, где бродит … (рысь – лесная зона) (слайд 9) | – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); |