Просмотр содержимого документа
«Природная зона холодного пояса. Тундра»
Окружающий мир. 2 класс. УМК «Школа 2100»
Автор: Пудова Светлана Ивановна
Тема урока: «Природная зона холодного пояса. Тундра»
Тип урока: урок построения новых знаний
Технология: развитие критического мышления
Цель: Создание условий для развития критического мышления при изучении темы «Тундра» на уроке Окружающего мира
Задачи:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундр
Развивать умение работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой
Создавать условия для развития познавательной активности
Создавать условия для формирования умения преобразовывать информацию из одной форм в другую: представлять информацию в виде таблиц
Продолжить работу над формированием умения работать в группах
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, иллюстративный материал, гербарий аудиозапись, папки разных цветов с раздаточным материалом на каждого учащегося, таблички (лист, плод, корень, семена; окраска, образ жизни, размер, питание, строение тела).
Этап урока
Учитель
Учащиеся
Организационный момент
Формирование групп
Проверим готовность к уроку.
Начинаем урок.
При входе в класс учащиеся выбирают кружок определенного цвета и садятся на место данной группы
Ученики проверяют наличие учебных принадлежностей на своих рабочих местах.
1 стадия - Вызов
Суров климат. Лето длится всего один месяц. Уже в сентябре лед сковывает реки. Земля промерзает насквозь. Часто бывает пурга – сильный ветер со снегом. Снег уплотняется так, что по нему можно ходить и не проваливаться. Но жизнь продолжается и на снегу, и под снегом. ( звучит мелодия ветра)
-О какой природной зоне идет речь? (слайд 2)
- В чем особенность этой природной зоны?
-Как вы думаете, что обозначает слово «тундра»?
Сегодня на уроке мы узнаем, так ли суров климат этой природной зоны и есть ли жизнь в таких суровых условиях.
О холодной зоне.
О тундре.
Суровая зона
Прием «Верю – Не верю»
Возьмите таблицу утверждений, заполните 1 столбик
(см. приложение №1)
Учащиеся заполняют таблицу
2 стадия - Осмысление
1. Работа с картой
Посмотрите на карту.
-Где расположены тундры?
-Какая это природная зона?
- В каком поясе она находится?
-Велика ли она по площади?
-Каким цветом она обозначена на карте?
Зная Г.П. тундры, что можно сказать о климате?
Обсудите в группах, почему зимой солнечные лучи совсем не попадают на эту природную зону. А что происходит летом?
2.Работа с текстом (желтая папка)
Ребята прочитайте текст, ответьте на мои вопросы.
- Какая самая характерная особенность тундр?
-Сколько времени держится снежный покров?
-Какое в тундре лето?
-Что влияет в тундре на плодородие?
-Какие в тундре почвы?
3. Работа с гербарием
Обсудите в группах., как растения приспособились к жизни в тундре?
Прочитайте текст в зеленой папке, дополните свои предположения.
Давайте выслушаем каждую группу.
На доске во время ответов появляются таблички:
Лист
Корень
Плод
Семена
-Какие растения встречаются в тундре?
-Какие особенности они имеют?
4. Поговорим о животном мире тундр.
Отгадайте загадки.
1. Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.
2. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
3. Летает бесшумно.
Кругом голова!
Полярная, белая
Птица …
4. Самого не видно,
А песню слышно.
Рассмотрите еще некоторых представителей животного мира тундры (лемминг, белая куропатка, песец, белый медведь)
Обсудите в группах, как животные приспособились к жизни в тундре?
Прочитайте текст в синей папке, дополните свои предположения.
Давайте выслушаем каждую группу.
На доске во время ответов появляются таблички:
Размер
Окраска
Питание
Строение тела
-Какие трудности испытывают животные в этой природной зоне?
Тундры расположены на севере страны, вдоль северных побережий. Это северная природная зона. Тундры находятся в холодном поясе. Это небольшая по площади природная зона. На карте она обозначена фиолетовым цветом.
Ответы учащихся.
Дети читают текст про себя (см. Приложение №2)
Учащиеся отвечают на вопросы. После ответа появляется слайд.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Выписывают на лист свои предположения.
Дети читают текст про себя ( см. Приложение №3)
Дополняют ответ.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Выписывают на лист свои предположения
Дети читают текст про себя (см. Приложение №4)
Дополняют ответ.
Недостаток тепла, пищи…
3 стадия- Рефлексия
1. Возврат к таблице «Верю- Не верю». Заполнение второй столбик.
2. Вернемся к вопросам, которые я задала в начале урока.
- В чем особенность этой природной зоны?
-Как вы думаете, что обозначает слово «тундра»?
Учащиеся заполняют второй столбик таблицы
Слайд13
Домашнее задание
Синквейн «Тундры»
С.17 отв. на вопросы
Приложение №1
Утверждение
«+» или « - »
«+» или « - »
Тундры находятся в умеренном поясе
Особенность тундр – вечная мерзлота под слоем почвы
Лето короткое, длинная зима
Все тундры заболочены
Растительность - скудная
Обитают разные виды животных
Люди в тундрах занимаются растениеводством
Приложение №2
Зона тундр распространена в зоне холодного пояса. Образует полосу шириной 300-500 км, вдоль северных побережий Евразии и Северной Америки и островам Северного Ледовитого океана. Климат суровый с сильными ветрами. Снежный покров держится до 7-9 месяцев. Длинная, полярная ночь сменяется коротким и влажным летом (летние температуры не превышают 10 °c). Осадков выпадает немного, в основном в твердом виде. Для тундры характерно избыточное увлажнение, обилие озер и болот. Особенность тундры В тундре царит вечная мерзлота. Тундра отличается очень суровым климатом. Зима в тундре чрезвычайно продолжительная. Тундра, как правило, лишена лета (или оно приходит на очень короткий срок). Средняя температура самого тёплого месяца (июля или августа) в тундре составляет 10-15 °C. С приходом лета оживает вся растительность, по мере наступления полярного дня (или белых ночей в тех районах тундры, где полярный день не наступает). Май и сентябрь — это весна и осень тундры. Именно в мае сходит снежный покров, а уже в начале октября обычно устанавливается снова. Для почв тундры характерен высокий снежный покров, который из-за сильных ветров сносится. Вечная мерзлота в почве влияет на её плодородие. Для лета тундры характерно отсутствие снежного покрова. Осадков в тундре выпадает мало. Однако испаряемость в тундре столь мала, что количество осадков постоянно превышает испаряемость. Как следствие, тундры заболочены.
Приложение №3
Жизнь растений зимой приостанавливается. Только под снегом они находят укрытие от мороза и пурги. Если побеги не будут укрыты снегом, они замерзнут и весной не дадут листьев. Поэтому во всех тундрах вместо настоящих деревьев и кустарников растут низкие растения: карликовая береза, полярная ива. Огромные пространства в тундре покрыты мхами и лишайниками – низкорослыми выносливыми растениями.
Карликовая береза. Высота карликовой березы маленькая – редко бывает больше 70 сантиметров. Растет она не как дерево, а как древовидный кустарник. Ветви ее невысоко поднимаются вверх, а в большинстве случаев просто раскинулись по земле. Ширина её листа зачастую больше длины, а форма листа округлая.
Голубика. Это небольшой кустарник. Признак, который выделяет это растение – листва с голубоватым оттенком. Кустарник листопадный. Цветки голубики неприметные, неяркие, белого оттенка, а иногда розового. Плоды голубики - синеватые, шаровидные ягоды с сизым напылением.
Ягель. На самом деле ягель – не мох, а лишайник: его стволики и веточки состоят из сложно переплетенных микроскопических нитей гриба и клеток водоросли. А оленьим мхом этот невысокий кустарничек назвали потому, что в течение девяти холодных месяцев года он кормит северных олений, леммингов и многих других обитателей тундры. Олени находят его по запаху даже под толстым слоем снега.
Морошка. Морошка – родственница малины. Только кустики у нее невысокие, стелющиеся по земле. Цветки у морошки крупнее, а ягоды имеют совсем другой вкус, чем у малины, и состоят всего из нескольких крупных и сочных сросшихся вместе плодиков. Окраска ягод переменчива: незрелые, они – розовато-красные, а спелые желто-оранжевые.
Мак полярный. Летом сухие пригорки и склоны тундровых холмов расцвечены желтыми и оранжевыми цветками полярного мака. Мак, как и почти все другие тундровые травы, - многолетнее растение. Ведь за короткое и прохладное полярное лето однолетним растениям очень трудно пройти полный цикл развития – то есть прорасти, образовать корни, стебли и цветки и дать семена. А у мака в промерзлой тундровой почве зимует морозостойкое корневище, от которого с приходом весеннего тепла сразу же отрастают новые стебли.
Приложение №4
Овцебык. На крайнем севере Американского континента, в Канаде, Гренландии и на Аляске водится овцебык с крепкими рогами и длинной шерстью, подходящей для сурового климата этих областей. Овцебыки живут небольшими стадами, питаясь скудной арктической растительностью: мхом, ягелем и кустарниками. Это очень агрессивные животные, и нередко между ними завязываются жестокие битвы. Враги овцебыка - волчьи стаи и медведи. Овцебыки при нападении на них волчьей стаи встают в круг, плотно смыкая его, и таким образом не только отражают атаку противника, но и защищают своих молодых сородичей, расположившихся внутри живого кольца. Обычно самка овцебыка производит на свет одного теленка раз в два года.
Лемминг. - это млекопитающее небольших размеров, живет в основном на севере. Питается семенами, листьями и молодыми побегами. Лемминг никогда не впадает в спячку. Он роет себе нору и наполняет её съестными припасами. Резцы у грызунов продолжают расти в течение всей жизни.
Песец. Обитает только в арктической зоне. Существуют две основные разновидности песцов - белый и голубой. Если голубой песец живет преимущественно на бесснежных территориях, то белый предпочитает заснеженные земли, его шкура (белая, за исключением нескольких черных волосков на хвосте) служит ему прекрасной маскировкой; летом шкура песца темнеет. Песцы не живут стаями, это одиночные животные. Нору роют в сухом иле. Рыжая лисица, ближайшая родственница песца, водится почти по всему миру. Песец относится к семейству волчьих. Он очень непривередлив в еде и с легкостью разнообразит рацион. Обычно питается леммингами и другими мелкими грызунами, птичьими яйцами, не гнушается трупами животных и рыбой, которую волны выбрасывают на берег. Зимой песцы идут следом за медведем, подбирая за ним объедки.
Ездовые собаки. В холодных полярных областях люди используют для передвижения ездовых собак. Наиболее приспособлены к такой работе сибирская и эскимосская лайки. Они выносливы и неутомимы, хорошо переносят холод и довольствуются малым количеством пищи. Даже сегодня эти животные незаменимы, несмотря на все более частое использование автосаней. Даже в снежные бури ездовые собаки сохраняют удивительную способность ориентироваться, которая позволяет им находить дорогу к дому. Сибирская и эскимосская лайки произошли от волков, потому жестоки и неуживчивы, но очень верны хозяину.