Вводная часть Организация класса. Цель. Мобилизация внимания учащихся. - Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам, И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.(1 слайд) - Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку: учебник, рабочая тетрадь, карточка. Если да, то тихо садимся. -Существует такая поговорка: «Все красивое от природы, а доброе от человека». И чтобы окружающий нас мир стал чуточку добрее, давайте начнем с себя и поделимся своим теплом и хорошим настроением с соседом. Проверка изученного материала. Цель. Проверка усвоения изученного материала. -На партах у вас лежат листы с заданиями, возьмите простой карандаш и начинайте выполнять его. Я даю вам на это 2 минуты. Начинаем. -Кто справился, покажи свою готовность. Итак, передаём листочки вперёд, а я смотрю, какой ряд делает это тише и быстрее. Молодцы. Фронтальный опрос. -Итак, ребята, что же такое окружающая среда? - Верно, а что изучает наука экология? 3.Постановка проблемной ситуации. Цель: мотивация УУД учащихся. -Ребята, скажите, как человек способен влиять на природу? - -Прочитайте стихотворение и скажите мне, о чём оно. -Как дожди нас утомили, Настроенье на нуле… Мы уж солнце позабыли… Что твориться на Земле? Это, верно, небо плачет И от горя слезы льет. Мстит ПРИРОДА, не иначе, Людям за плохой подход. Знаем, нет плохой погоды,- Не об этом речь… Мы забыли, что ПРИРОДУ Надо нам БЕРЕЧЬ! Мы забыли, нашим детям - В этом мире жить... И ПРИРОДУ на планете Надо сохранить! -О чём оно? -Правильно, так, о чём же мы будем говорить на уроке? -Верно, о сохранение нашей природы. II. Основная часть. 1. Изучение нового материала. Цель. Формирование новых знаний, универсальные учебные действия (УУД). 1. Беседа. -Ребята, почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? (3 слайд) - Откройте учебник на странице 29. Давайте прочитаем о маленьких ранах природы. -Итак, кто мне может сказать, что такое «маленькие раны» у природы? И какие они бывают? -На той же странице, прочитайте про большие раны. -Кто может сказать, что такое «большие раны» природы? Какие они бывают? Приведи пример. -Ребята, а почему загрязняются реки, воздух, исчезают растения и животные? - Сейчас я вам расскажу одну историю, а вы мне потом ответите на вопросы. -Как-то раз, в начальной школе мы с классом пошли на прогулку. Я и несколько моих одноклассников захотели сделать приятное своим мамам и мы начали собирать цветы. Вроде бы дело доброе, но наш учитель был сердит на нас. -Он начал говорить, что зачем мы срываем ландыши, ромашки, зачем мы трогаем душистую ночную фиалку. -Объясните, почему учитель сердился? - Красивые собрали тогда мы букеты. - Красота и погубила эти цветы. Кто не увидит, всякий сорвёт их. Оттого и стало этих цветов так мало и чуть ли не каждый пришлось брать под защиту. И правильно, а то скоро не останется ни (ландышей), ни (фиалок) и других цветов. -Ребята, вот перед вами 2 букета, какой бы вы взяли себе? (5 слайд) -Вот так всегда и получается, что чахлые, поскольку их не рвут, дают потомство, плодятся, множатся, а сильные и красивые цветы не могут плодиться, так как они доживают свою жизнь в букетах. - Ребята, а о какой ране я вам только что рассказала? - а почему нельзя рвать полевые цветы? -А что тогда можно сделать, чтобы желанные цветы были у вас дома? Физкультминутка «Лес» Цель. Смена деятельности учащихся. Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! ( Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели, Заниматься тихо сели Работа по учебнику Цель. Продолжение изучение нового материала. -Откройте учебник на странице 30. Прочитайте о животных, которые исчезли навсегда. - как называются эти исчезнувшие животные? - а по чьей вине исчезают растения и животные? -Сейчас мы будем работать в группах. Каждый ряд-это одна определённая группа, сейчас ваша задача будет составить правила поведения человека на природе. Не больше 5. Но для начала мы вспомним правило работы в группах. ( 6 слайд). Сейчас первый ряд подходит к первой парте и начинает работу. Остальные аналогично. -Давайте проверим. 1 группа . -Кто не согласен? Все согласны. 2 группа. -Кто считает не так? И 3 группа. -Молодцы. -Ребята, сейчас я предлагаю поиграть в «Дублёра». Сейчас вы увидите картинки. Ваша задача будет составить связанный текст по ним. Начинаем. (7 слайд) -Молодцы. -Как вы думаете, как можно изменить ситуацию? -А чему ещё вредило загрязнение воды? -Ребята, а какие меры принимает человек, чтобы спасти природу? - Итак, открываем учебник на странице 31. Мы сейчас прочитаем об этих мерах. -Куда заносятся сведения о редких растениях и животных? - как называются охраняемые территории? 4. Первичное закрепление. Цель: проверка усвоения нового материала. - Итак, возьмите рабочие тетради и откройте их на странице 19. Найдите задание под номером 3. Выполните его самостоятельно. Кто готов покажи свою готовность. -Что такое заповедник? -Что такое национальный парк? Какие вы молодцы. Ребята, а вы когда-нибудь слышали о таком слове, как «заказник»? - как вы думаете, это охраняемая территория? -Только в ней своя особенность, этот участок земли подлежит охране определённое время (5-10 лет). 5. Рассказ учителя. По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. Работу по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и заданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. ( 8 слайд). У нее была красная обложка, а страницы – разноцветные. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. - Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов). • Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие). ( 9 слайд) • Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр). (10 слайд) • Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран). (11 слайд) • Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось). (12 слайд) - Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения. В Красную книгу России занесены: млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, растения. Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. В нашей стране 155 заповедников. III. Заключительная часть. 1. Подведение итогов. -Видите ребята, человек может влиять на природу как хорошо, так и плохо. Возьмите рабочую тетрадь и откройте на странице 18. Найдите задание под номером 1. Прочитай задание. -Итак, выполняем самостоятельно его простым карандашом. Кто готов, покажи свою готовность. -Итак, как ты сделал это задание? Почему именно так? -Кто не согласен? -молодцы. Рефлексия Цель. Оценить работу свою, класс в целом. Учитель: А теперь оценим себя: Сегодня на уроке я узнал(а)… На уроке было интересно… С урока я уйду с ….я все понял(а), у меня все получилось, я всё запомнил(а). -Спасибо за работу, урок окончен. | Приветствие учителя. проверяют готовность уроку, садятся на свои места и следят за осанкой. -Выполнение самостоятельной работы на листах. - Окружающая среда-это всё, что окружает живой организм . - наука экология изучает связь между живыми существами и окружающей их средой. -(ответы учащихся) (плохо и хорошо) -читают с доски - ( ответы учащихся) - об охране природы. - потому что природа находится в критическом состоянии, увядает. - если умрёт природа, то Земля тоже умрёт. - (читают учебник по цепочке) - Маленькие раны – это не значительные, не масштабные происшествия. Сбор грибов и орехов, срывание и срезание цветов и т.д. - Большие раны – это, когда люди вмешиваются в жизнь природы. Вырубка лесов, истребление животных. -Потому что человек не правильно поступает по отношению к природе. - (слушают учителя) -учитель сердился, потому что вы начали срывать цветы. -Первый. Потому что он яркий, красивый. -Вы рассказали о маленькой ране. - Нельзя срывать, потому что они будут плохо расти и плодится. -(ответы учащихся) -Встают из-за мест и вместе с учителем выполняют зарядку. - (читают по цепочке) -Морская корова и странствующие голуби. - по вине человека исчезают растения и животные. - (Группы представляют свои варианты) - (составляют рассказ по сюжетным картинкам) - можно поставить водоочистительные сооружения. - загрязнение воды так же влияет на загрязнение почвы и воздуха. - строит заповедники, сажает леса, подкармливает птиц и животных - читаем. - в Красную книгу. - заповедники. -в заповеднике. - это участок земли, который находится под охраной. - национальный парк- это участок земли, который находится под охраной. На его территории есть места для отдыха, спорта и экскурсий. - да. -Внимательно слушают рассказ. -выполнение карандашом упражнения. - (ответы учащихся) -(доказательство учащихся) | 1 мин 5 мин 1,5 мин 6 мин. 1 мин 10 мин 10 мин 6 мин |