Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Прием умножения для случаев вида: 36 • 2, 2 • 36, 360 • 2, 2 • 360, 36 • 20 основан на применении правила умножения сум мы на число. Для сознательного восприятия нового материала нужно в устный счет включить задания на развитие умения представлять число в виде суммы сотен, десятков и единиц. Для этого можно организовать минутку каллиграфического письма следующим образом: «Запишите все числа, которые можно составить из цифр 4, 7, 8. Назовите числа, в которых 7 десятков. Назовите числа, в которых 7 единиц, назовите числа, в которых 7 сотен» и т. д.
Для закрепления вычислительных навыков можно организовать дидактическую игру: «Какой ряд быстрее?», включив в нее следующие примеры: 30 • 5, 720 : 9, 240 : 8, 3 • 100, 50 • 5, 420:7,3-80,6-50,540:6.
Задание № 1 также поможет подготовиться к восприятию нового.
Множитель
20+5
200+40
3
Множитель
4
2
300+10
Произведение
Пробное действие. Выполни за 3 минуты.
21-3 14-4 37-2 140-3
42-2 5-14 7-21 320-2
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
Выявление места и причины затруднения.
Не все справились с заданием за 3 минуты, так как не знают приема. Многие решили несколько примеров. Какие возникли трудности?
Мы еще не изучали такой прием.
Построение проекта выхода из затруднения.
Предлагаю составить правило, помогающее вычислить такие случаи. Вот на листочках шаги последовательности (алгоритма) выложите их в правильном порядке.
Полученные результаты сложить.
Выполнить умножение сотен, десятков, единиц на это число.
Записать ответ.
Разложить на сумму разрядных слагаемых (или сотен, десят-ков, единиц).
4. Первичная проверка понимания.
Проговаривание нового приема можно начать сразу с рассмотрения в учебнике развернутой записи решения примеров (№ 2). Сначала число 36 представили в виде суммы 30 и 6. Умножили число 30 на 2, затем 6 на 2 и полученные результаты сложили. После того как рассмотрели решение примера 36-2, можно предложить детям самостоятельно объяснить, как найти произведение чисел 360 -2,2- 360, 36 • 20.
Разложить на сумму разрядных слагаемых (сотен, десятков, единиц).
Выполнить умножение сотен, десятков, единиц на это число.
Полученные результаты сложить.
Записать ответ.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Для первичного закрепления на доске и в тетрадях с подробной записью каждого шага решить два первых примера из № 2 (б):
49 • 2 = (40 + 9) • 2 = 40 • 2 + 9 • 2 = 80 + 18 = 98 и два примера с устными рассуждениями. Остальные примеры учащиеся решают самостоятельно, выполняя все рассуждения устно и записывая только ответ.
Включение в систему знаний и повторения.
При решении задачи № 4 (а) краткое условие записывается в виде таблицы.
После того как по таблице будет определено, что дано в задаче и что нужно узнать, вызванный ученик кратко формулирует план решения задачи. Записать решение задачи учащиеся должны самостоятельно. Затем они решают задачу другим способом и анализируют оба решения с точки зрения рациональности.
Аналогично проводится работа по решению задачи № 4 (б).