Большинство педагогов на своих уроках сталкиваются с тем, что учащиеся не умеют работать с текстом. Возможные причины: Современные дети в условиях перенасыщенности информационной среды мало читают учебную и дополнительную литературу. Учебные пособия содержат довольно большой объем материала. Образовательный процесс направлен на самостоятельное приобретение знаний. Работа с текстом является одной из задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке. Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно учитывать виды чтения, преследующие разные цели. Виды чтения Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет. Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать. Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой). Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения. Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста. Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте. Познакомиться со структурой текста. Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста. Знакомство с оглавлением. Использовать аннотации к текстам. Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца. Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста. Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно. Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения Выделение смысловых частей читаемого текста. Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное. Выделение ключевых слов текста по ходу чтения. Замена смысловых частей текста их эквивалентами. Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте. Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю. Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста. Составление суждений учащихся. Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания. Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного. Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения. Перечисленные приемы работы с текстом являются основными, но далеко не единственными. Их использование во многом определяется опытом учителя, его желанием работать творчески и искать новые эффективные пути решения задач на уроках. Выбор определенных приемов также зависит от уровня подготовленности учащихся и их учебной мотивации. Фрагмент урока английского языка, направленного на обучение изучающему виду чтения Работа над любым текстом по иностранному языку состоит из трех этапов: предтекстовый; текстовый; послетекстовый. Предтекстовый этап подразумевает ознакомление с лексическими единицами, которые могут вызвать затруднение, а также прогнозирование содержания текста. Упражнения для предтекстового этапа Соотнесение значения слова с темой: заполнение пропусков в предложении из ряда предложенных слов. Расширение потенциального словаря учащихся: просмотр текста и нахождение слов общего корня. Распознавание значения грамматических явлений: выделение определенных частей речи и их выборочный перевод. Прогнозирование языковых средств и содержания текста: чтение вслух только тех частей предложений, которые отвечают на вопрос учителя. Текстовый этап подразумевает чтение текста и работу над его лексико-грамматическим материалом. Упражнения для текстового этапа Чтение текста и выделение в нем ключевых предложений и слов. Контроль понимания текста: определение верных и неверных утверждений; ответы на вопросы. Выделение основных частей текста. Соотнесение отдельных частей текста: чтение определенных абзацев с целью подтверждения фактов. Сокращение или перифраз текста: замена предложений синонимичными оборотами. Выборочный перевод текста. Послетекстовый этап нужен для совершенствования навыков монологической и диалогической речи. Упражнения для послетекстового этапа Определение познавательной ценности прочитанного: комментарий к определенным частям текста. Развитие навыков монологической и диалогической речи на основе текста: составить диалог или ситуацию по теме текста. Возможно использование функциональных таблиц Пассова, логико-смысловых карт проблемы. Написание аннотации, резюме текста. Чтобы работа с текстом стала продуктивной, необходимо: Тщательно выстраивать алгоритм урока, продумывать его ход до мелочей. Четко ставить задачи перед учащимися. Ориентироваться на уровень подготовленности учащихся и их учебную мотивацию; Не забывать о дифференцированном и личностно-ориентированном подходе. |